Как уже сообщало ИА REGNUM, 23-24 марта в Сочи прошла международная конференция "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе". Конференция была организована Фондом "Свободная Европа".

ИА REGNUM продолжает публиковать доклады участников конференции. Ниже мы приводим полный текст доклада советника президента Южной Осетии Роберта Гулиева:

Опыт и перспективы миротворческой операции в Южной Осетии.

24 июня 1992 года в Сочи было подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, положившее конец кровопролитию в Южной Осетии, фактически - геноциду нашего народа. Среди прочих пунктов Сочинское соглашение предусматривало создание Смешанных сил по поддержанию мира при Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

14 июля 1992 года в зону грузино-осетинского конфликта вошел батальон российского контингента Смешанных сил по поддержанию мира. Таким образом, Южная Осетия стала первой точкой, куда были направлены миротворческие силы Российской Федерации, первым опытом российского миротворчества.

Операция в Южной Осетии стала уникальной по своему формату: впервые в мировой практике в миротворческой операции приняли участие подразделения самих сторон в конфликте. Помимо российского контингента в состав Смешанных сил по подержанию мира вошли под единым командованием старшего воинского начальника от Российской Федерации осетинский и грузинский батальоны.

Несколько позднее сходный формат был применен в Приднестровье, где миротворческие силы включают помимо российского также контингенты от Молдовы и от ПМР.

Вопреки всем скептическим высказываниям трехсторонний формат оказался успешным. На протяжении десяти лет миротворцам удавалось не просто эффективно поддерживать состояние прекращения огня, но и стать одним из факторов восстановления доверия между сторонами в конфликте.

Между военнослужащими и командованием всех трех батальонов сложились прекрасные взаимоотношения, было налажено четкое взаимодействие, что позволило буквально в зародыше гасить любые возможные осложнения ситуации и не допустить ни одной вспышки вооруженного насилия в зоне грузино-осетинского конфликта. За время с лета 1992 по 2004 миротворцы не понесли ни одной боевой потери в личном составе всех трех батальонов.

Ежегодно 14 июля - день ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта отмечался как всенародный праздник.

На протяжении десяти лет все стороны регулярно отмечали успех операции по поддержанию мира, о чем есть десятки записей в различных документах переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В июле 2002 г. среди награжденных медалью, выпущенной в Южной Осетии в ознаменование 10-летия ССПМ, помимо граждан Южной Осетии и России был также ряд грузинских военных и гражданских должностных лиц во главе с бывшим премьером Менагаришвили и сопредседателем Смешанной контрольной комиссии от грузинской стороны Мачавариани.

Однако именно сохранение мира и стабильности совсем не входило в планы определенных сил в Тбилиси.

После появления на посту руководителя грузинского военного ведомства вестпойнтовца Таргамадзе в Тбилиси начался пересмотр отношения к российскому миротворчеству в зоне грузино-осетинского конфликта. Военное ведомство Грузии фактически взяло на себя управление грузинским контингентом ССПМ путем прямого (минуя СКК и Объединенное командование) руководства его действиями в миротворческой операции. Имели место попытки грузинского командования в нарушения действующих положений и утвержденной организационно-штатной структуры ССПМ проводить создание и комплектование органа управления (штаба), не входящего в Объединенный штаб ССПМ.

14 июля 2002 г. в ходе мероприятий, посвященных 10-летию российско-грузинского Соглашения о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта и ввода миротворческих сил в зону грузино-осетинского конфликта произошел беспрецедентный случай невыполнения грузинским контингентом приказа Командующего ССПМ, действовавшего на основании решения СКК от 16 мая 2002 года. Под давлением руководства Министерства обороны Грузии старший воинский начальник от грузинской стороны не выполнил приказ об участии грузинского батальона в юбилейных мероприятиях. Этот случай стал прологом к дальнейшему опасному развитию событий.

Новые испытания ждали миротворцев после смены руководства Грузии. Новые власти, обещавшие населению скорое улучшение положения дел в стране, нуждались в быстрых и ярких успехах. Политики новой волны в Тбилиси не очень хорошо представляли себе разницу между Аджарией и Южной Осетией. После головокружительного успеха аджарского похода решение созрело быстро - казалось, что стоит построже прикрикнуть на Южную Осетию, как она поспешит подчиниться власти Тбилиси.

Единственным препятствием на пути реализации планов нового режима казались миротворцы. Началась целенаправленная работа по демонтажу миротворческой операции. Грузинский батальон СCПМ был фактически выведен из подчинения СКК и командования ССПМ, и передан сначала в подчинение МВД Грузии, а затем - Министерства обороны.

Начались нарушения ранее подписанных соглашений, выставление несогласованных, а значит незаконных постов, проведение так называемых "спецопераций" и силовых действий в зоне конфликта без соответствующего уведомления не только командования ССПМ и осетинской стороны, но и командования грузинского батальона миротворцев.

31 мая 2004 года на территорию зоны конфликта под надуманным предлогом был осуществлен ввод грузинских армейских частей в количестве нескольких тысяч человек, тяжелой военной техники при поддержке военно-транспортной авиации. В июле-августе 2004 года вызванная действиями грузинских властей эскалация напряженности перешла в новую вооруженную агрессию Грузии против Южной Осетии, в которую оказались вовлечены и грузинские миротворцы. Цена этой безответственной авантюры - десятки человеческих жизней. 12 октября 2004 года сотрудники грузинских спецслужб из засады расстреляли машину миротворческого батальона, в результате чего погиб 24-летний осетинский миротворец, другие были захвачены и, несмотря на ранения, силой отвезены в МГБ Грузии, где подвергались избиениям и зверским пыткам, в результате которых погиб еще один из них. Оставшиеся в живых были с большими трудностями освобождены коллективными усилиями международного сообщества".

После этого президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление, что сотрудники грузинских спецслужб действовали по его приказу, так как миротворцы якобы совершили взрыв на линии электропередачи. Президент Грузии, имея в виду убитых осетинских миротворцев, заявил, что грузинские спецслужбы уничтожили "осетинскую диверсионную группу", которая "подорвала линию электропередач".

В 2005 году, взяв курс на возобновление войны, грузинские власти продолжили попытки подрыва миротворческой операции. Среди провокаций грузинских силовиков в отношении миротворцев нападение на российскую миротворческую колонну, которым руководил лично министр внутренних дел (ныне - обороны) Грузии Ираклий Окруашвили - главный вдохновитель милитаристских планов тбилисского режима.

20 сентября 2005 года, когда в Южной Осетии проходили мероприятия, посвященные 15-летию Республики, со стороны грузинского села Никози, расположенного к югу от Цхинвала, по центру югоосетинской столицы был открыт минометный огонь. Судя по всему, целью обстрела была центральная площадь города, где в тот момент проходил праздничный концерт, и на площади собралось несколько тысяч человек. 120-мм мины разорвались в полукилометре от площади, ранив около 10 человек, из которых 8 - женщины и дети. Трудно даже представить, каковы были бы жертвы среди мирного населения, если бы мины упали на заполненной людьми площади. Грузинская сторона всячески отрицала свою причастность к этому дикому акту, однако очевидцы из числа грузинских жителей Никози, откуда велся обстрел, сообщили, что командовал минометным расчетом никто иной, как старший воинский начальник грузинского миротворческого батальона Паата Бедианишвили, который принимал участие и в нападении на Южную Осетию в июле-августе 2004 года. То обстоятельство, что руководство Грузии доверило командование грузинскими миротворцами человеку, неоднократно доказавшему свое неприятие мирного процесса, говорит о многом.

Тем не менее, грузинские парламентарии приложили все усилия, чтобы разглядеть соломинку в чужом глазу, не замечая толстого бревна в своем собственном. Создавая дымовую завесу для маскировки действий своих военных против Южной Осетии, в Грузии принялись раздувать скандал вокруг нескольких единиц тяжелой военной техники, принявших участие в параде, посвященном Дню Республики в Цхинвале 20 сентября 2005 года.

Парламент Грузии 11 октября 2005 года принял Постановление "О текущей ситуации в конфликтных регионах на территории Грузии и ходе миротворческих операций", где, обвиняя Россию в поддержке осетин, пригрозил прекращением миротворческой операции и денонсацией соответствующих соглашений в том случае, если российские миротворцы до 10 февраля 2006 года не выполнят требований грузинской стороны, имея в виду, что миротворцы должны стать инструментом реализации ее политики в отношении Южной Осетии.

Вскоре на обсуждение был вынесен еще один документ, Национальная военная стратегия Грузии, в котором миротворческие силы, в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, рассматриваются угрозы национальной безопасности. В своем комментарии грузинский военный министр Ираклий Окруашвили заявил, что "Часть Грузии сегодня фактически оккупирована российскими миротворцами, но очень скоро, в течение этого десятилетия ее территорию оставит последний оккупант". Далее он продолжил "Мы можем достичь с российским руководством соглашения о выводе российских миротворцев из конфликтных зон, как было достигнуто соглашение о выводе из Грузии российских военных баз".

Обвиняя российских миротворцев в защите осетин и прочих смертных грехах, грузинские власти ведут активную подготовку к войне против Южной Осетии. Помимо небывалого увеличения военного бюджета и наращивания военной мощи, они передислоцировали главный военный госпиталь из Тбилиси в Гори, то есть на территорию, непосредственно примыкающую к зоне грузино-осетинского конфликта. За год было осуществлено семь ротаций грузинского батальона, то есть семь раз производилось обновление личного состава, хотя согласно существующему положению ротация может проводиться не чаще одного раза в шесть месяцев. Это означает, что несколько тысяч грузинских военнослужащих прошли ознакомление с потенциальным театром боевых действий. Миротворцами военнослужащие грузинского батальона ССПМ являются только по названию.

Однако, несмотря на все, российские миротворцы остаются главным фактором, препятствующим реализации военных планов Грузии. Для подготовки общественного мнения в отношении миротворцев в преддверии новых парламентских слушаний были подготовлены и проведены новые провокации.

1 февраля 2006 года посреди грузинского села Тквиави в зоне грузино-осетинского конфликта легковой автомобиль, управлявшийся гражданином Грузии Николозом Гогиашвили столкнулся с грузовым автомобилем "Урал" российских миротворцев, двигавшимся на низкой скорости. На месте происшествия сразу же появилось несколько грузинских телерепортеров и несколько сот грузинских военнослужащих, которые не имеют права находиться в зоне конфликта. Агрессивно настроенная толпа грузинских военных явно пыталась спровоцировать российских миротворцев на ответные действия, производя выстрелы в воздух и применяя к ним грубое силовое воздействие. Только благодаря выдержке российских солдат удалось избежать перерастанию ситуации в настоящее боестолкновение.

На фоне кампании против российских миротворцев, развернутой в Грузии неудивительно, что заурядное дорожно-транспортное происшествие было использовано как повод для раскручивания нового витка антироссийской истерии. Однако ряд обстоятельств, включая мгновенное появление на месте ДТП реакцию грузинских журналистов и военных, дает основание усматривать здесь специально подстроенную провокацию. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что водитель "Жигулей", столкнувшихся с "Уралом" миротворцев, как выяснилось, доводится близким грузинскому военному министру Окруашвили. Старания провокаторов не пропали даром.

15 февраля 2006 г. парламент Грузии единогласно принял постановление "Об обстановке в Южной Осетии и ходе миротворческого процесса", в котором оценил ход операции российских миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта как "крайне отрицательный". Кроме того, действия РФ в этом регионе грузинский парламент назвал "аннексией". Парламент поручил правительству пересмотреть Сочинское соглашение от 24 июня 1992 года. Парламент Грузии также поручил правительству задействовать механизмы по замене российских миротворцев на международный миротворческий контингент, правда, конкретные сроки в документе не оговорены.

Развивая тему вывода миротворцев, грузинские власти игнорируют целый ряд документов переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта, в которых оговаривается, что миротворческая операция будет продолжаться до полного урегулирования грузино-осетинского конфликта.

Понимая, что добиться полного прекращения миротворческой операции не удастся, Грузия добивается интернационализации миротворческой операции; расчет делается на то, что нероссийские миротворцы если не станут пособниками в реализации грузинских планов в отношении Южной Осетии, то, во всяком случае, будут смотреть сквозь пальцы на действия грузинских военных.

Надо полагать, что надежды грузинского руководства вдохновляется примерами бывшей Югославии, где при молчаливом согласии и невмешательстве натовских миротворцев албанцам удалось реализовать все планы по довершению этнических чисток в отношении косовских сербов. Некоторые страны, такие как Латвия и Украина, уже заявили о том, что могут рассмотреть возможность направления своих миротворцев в зону грузино-осетинского конфликта, правда, при определенных условиях, добиться выполнения которых в скором времени у Грузии вряд ли получится, так что ей придется несколько умерить свой воинственный пыл.

С наскока добиться своей цели Тбилиси не удалось. В отличие от ситуации с базами шантаж в отношении миротворцев успеха не имел, и в Тбилиси избрали вырабатывать новую тактику. Теперь ставка будет делаться на внешнеполитические усилия, формирование негативного мнения о российском миротворчестве.

Противопоставить всему этому давлению можно только твердую позицию. Правовые основания для этого есть. Если же будет выбран тот же вариант решения, что и в Приштине, последствия предсказать будет очень непросто, ясно одно - последует масштабная дестабилизация ситуации у южных рубежей России и появление новых десятков тысяч беженцев на территории Северной Осетии, где ситуация и без того достаточно напряжена.