Если в акватории порта мобильное пресечение нарушений правил охраны природы теперь стало менее затруднительно, то на обширных территориях, которые входят в зону ответственности Корсаковского морского участка, сделать это сложнее. В распоряжении его сотрудников только патрульное судно "Калан". Конечно, это маленькое суденышко не может контролировать состояние обширной акватории, где работают сотни рыболовных и транспортных судов самых разнообразных компаний. На помощь приходят морские пограничники, с которыми у Спецморинспекции установились тесные деловые контакты. При активном содействии командира Корсаковской бригады пограничных сторожевых кораблей капитана 1 ранга Александра Панкратова разработан специальный план взаимодействия, согласно которому военные моряки наряду с охраной государственной границы и пресечением незаконного вывоза за пределы страны водных биологических ресурсов, осуществляют постоянный контроль за экологическим состоянием морских просторов и обо всех нарушениях оперативно докладывают государственным инспекторам Корсаковского морского участка. И сами они зачастую выходят на патрулирование морских пространств на пограничных кораблях и на специально зафрахтованных для этой цели промысловых и транспортных судах.

С вводом в действие после долгого ремонта нефтемусоросборщика "НМС-28", принадлежащего ОАО "Корсаковская судоходная компания", стало намного легче поддерживать чистоту портовых вод. А проблему утилизации льяльных вод взяло на себя предприятие "Грот-Ойл", арендующее помещения на Северном грузовом районе Корсаковского морского торгового порта.

В зону ответственности спецморинспекции входит не только морская акватория, но и прилегающий к ней участок побережья, который тоже может стать - и часто становится - источником всевозможных загрязнений водной среды. А оперативно получить информацию и быстро прибыть к месту нарушения по суше проблематично опять же по причине крайне скудной технической оснащенности этой важнейшей природоохранной службы: из средств связи один-единственный телефон, а из транспорта - один "уазик".

Главная причина такого положения - недостаток финансирования из федерального бюджета. Причем эта ситуация осложнилась после переподчинения спецморинспекции Министерству природных ресурсов.

Но поскольку штрафы за различные нарушения природоохранного законодательства, взимаемые инспекторами, идут в местный бюджет, логично было бы ожидать большего внимания и поддержки от администрации города и района.

Тем более сейчас, когда многие жители города, района обеспокоены планирующимся строительством в поселке Пригородное завода по сжижению природного газа, которое, по их мнению, обязательно приведет к загрязнению моря и прибрежной полосы. Изменить это мнение можно только при условии четкого мониторинга работ в излюбленном месте отдыха многих сахалинцев и подробного информирования населения о состоянии экологии в районе строительства.

А это потребует вложения определенных средств и оснащения спецморинспекции всем необходимым для успешного выполнения важной государственной задачи - сохранения синего моря и зеленых богатств берега для будущих поколений.