Ни уходящей неделе нижегородские СМИ обсуждали перспективы реализации национальных проектов в Нижегородской области и инициативы нижегородского мэра по ликвидации ларьков и киосков.

"Нижегородские новости" пишут, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и мэр Москвы Юрий Лужков выступили с совместным заявлением о сотрудничестве в области реализации приоритетных национальных проектов.

Шанцев, в частности, сообщил, что строительство в Нижнем Новгороде доступного жилья не обойдётся без участия московских строительных фирм, а Лужков подтвердил готовность москвичей строить жилье для нижегородцев, если "дадут хорошие площадки".

Работы для москвичей в центре Нижнем Новгорода действительно будет много - к 2009 году Шанцев обещал очистить город от ветхого жилья.

Лужков подтвердил заинтересованность столицы в поставках продовольствия из Нижегородской области. Также мэр Москвы отметил "потрясающие возможности нижегородской химии и нефтехимии" и выразил желание развивать эти отрасли в Москве.

Также регионы могут обмениваться опытом в рамках приоритетного национального проекта "Образование", отмечает "Биржа".

В продолжение темы "Известия" пишут, что практически ни один губернатор не объявил пока, как он намерен реализовать нацпроект "Доступное жильё". Главы регионов просто не знают, как к нему подступиться - ведь о жилищном вопросе не думали много лет. В администрации президента уже говорят, что существует опасение, что это проект может быть завален по всей стране. Это один из самых высококриминализированных сегментов экономики. В конечном итоге, полагают в президентской администрации, всё будет упираться в финансовую состоятельность того или иного региона.

В Нижегородской области нашли свой способ решения жилищного вопроса. Губернатор Шанцев для реализации нацпроекта планирует привлечь одну из крупных московских компаний. Предполагается расселить 1,7 тыс. семей и возводить новое жильё на самых дорогих участках в центре города.

По данным газеты "Нижегородские новости" для воплощения нацпроетка губернатор пошел на ломку существующей структуры областного правительства и инициировал срочное принятие нескольких законов. В правительстве появился новый министр строительства - Валерий Англичанинов, который за год до этого стоял во главе московской фирмы "СУ-155". Эта фирма уже создала в Нижнем Новгороде вместе с областным правительством совместное предприятие "Нижегородкапстрой" и готово теми же сумасшедшими темпами, к которым привыкла в Москве, застроить панельными жилыми домами не только Нижний Новгород, но и районные центры области. За четыре года новое СП планирует возвести 1,5 млн. кв. м недорого жилья, но есть много обстоятельств, которые мешают губернатору и его команде осуществлять громадьё своих планов. Шанцев четко обозначил их и заявил недавно на совещании по вопросам реализации нацпроектов, что всё, что требуется для завершения начальной организационной стадии, в области уже сделано или доделывается. Так, уже практически разработан и находится в стадии согласования пакет документов, обеспечивающих нормативную базу программы строительства жилья на период до 2010 года в Нижегородской области и необходимых для приведения областного законодательства в соответствие с федеральными законами. В пакете, кроме всего прочего, есть документы, прописывающие механизмы решения некоторых спорных вопросов.

Такими вопросами губернатор считает переселение собственников и нанимателей из жилых домов при изъятии жилого помещения, сносе дома или признании дома аварийным и непригодным для жилья. Есть опасности, которое областное правительство уже осознаёт. Лавинообразный спрос на ипотеку может спровоцировать рост цен на жильё. Цены на нижегородском рынке и так по своим темпам роста перегнали московские. Риэлтеры делают всё, чтобы эту тенденцию усилить. Здесь есть только один путь - госконтроль над рынком и участие госкомпаний в качестве самого мощного конкурента. Компании уже созданы, попутно создается система гибкого ипотечного кредитования.

Главной проблемой остаётся диалог с федеральной властью. Есть вопросы, которые решаются только на федеральном уровне, например, определение того, какое жилищное строительство считать государственным, а какое муниципальным. Без этого нельзя изымать земельные участки, обременённые правами третьих лиц, а таковыми являются почти все городские земли. Ещё одна проблема - несоответствие реальной стоимости жилья той сумме, которая указывается в документе при изъятии жилья под застройку. Это только часть проблем, появившихся в самом начале реализации только одного нацпроекта.

"Российская газета" пишет, что вслед за открытыми торговыми площадками под прицел нижегородской мэрии попали мелкие лавочки. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов пообещал ликвидировать их к 2009 году. По мнению градоначальника самый оптимальный вариант - размещение торговых точек на первых этажах зданий или в стационарных магазинах. Однако объединение "Нижегородский правозащитный союз" имеет другое мнение. Там считают, что городские власти следуют требованиям антитеррористических комиссий и лоббируют интересы торговых консорциумов. При этом не учитываются интересы жителей города, для которых ликвидация киосков - это принудительное лишение горожан доступных им социальных возможностей и получения социальных услуг. И в первую очередь, считают правозащитники, пострадают предприниматели.

Исходя из этого, объединение предпринимателей и профсоюзов Нижегородской области предлагает лидерам политических партий, объединениям предпринимателей и профсоюзам сформировать инициативную группу референдума за сохранение торговли на улицах Нижнего Новгорода. Некоторые депутаты Гордумы Нижнего Новгорода считают, что многие здания не приспособлены для переноса на их первые этажи торговых точек, а перевести 5 тыс. павильонов города в 5 тысяч домов невозможно, поскольку придётся заниматься расселением людей, живущих на первых этажах. Есть также опасения, что перевод киосков в здания приведёт к росту цен на продукты питания из-за дополнительных расходов, которые понесут предприниматели.

По мнению Булавинова, цены не зависят от месторасположения магазина, а только от спроса и предложения. Мэрия сейчас ищет переходные варианты для того, чтобы ликвидация прошла безболезненно для предпринимателей. План ликвидации будет готов, как сказал мэр, к 1 сентября 2006 года.

В продолжение темы "Ленинская смена" пишет, что администрация города намерена оставить в городе только те киоски, которые торгуют газетами, сигаретами и мороженым. Остальные предполагается ликвидировать, переведя их на первые этажи жилых домов.

После заявления Булавинова о ликвидации киосков цены на квартиры поползли вверх. Особенно это касается квартир на первых этажах. Сегодня квартиры, которые находятся в центре района, на первой линии от дороги, в многолюдном месте нельзя купить дешевле, чем за 1200-1500 долларов за кв. метр. Квартиры, изначально идущие под офис или торговое помещение, стоят ещё дороже.

Большинство нижегородцев считает, что нововведения принесут их домочадцам массу неудобств. Народ не понимает, где кончится постановление о запрещении перепланировки жилых квартир под офис и начинается программа мэра "Первые этажи - под торговые точки". Непонятно также, будет ли возможность привести разноплановые фасады офисов и ларьков, расположенных на первых этажах, под один стилевой орнамент.

"МК в Нижнем" пишет, что трое сотрудников горпсихбольницы №2 обвиняются в мошенничестве, но, возможно, им предъявят гораздо более серьёзные обвинения. Медработники воспользовались беспомощным состоянием своих пациентов и преступным путём завладели их квартирами.

Врач, санитар и медбрат пользуясь состоянием психобольных, уговорили двоих человек продать свои квартиры, а затем завладели вырученными от этого деньгами. Через некоторое время больные умерли при загадочных обстоятельствах. Факт совершения мошеннических действия был установлен лишь в марте 2006 г. Попавшимся медикам предъявлено обвинение в мошенничестве. Лангера, как зачинщика, взяли под стражу, остальные двое отделались пока подпиской о невыезде.

"Нижегородские новости" пишут, что в Нижегородской области будет создан аналитический центр кризисных ситуаций. В новую структуру войдет областной Центр управления кризисными ситуациями МЧС по Нижегородской области и Центральная диспетчерская служба ГП НО "Облкоммунсервис".

Центр будет разрабатывать и предпринимать меры по ликвидации ситуаций, представляющих угрозу для населения и окружающей среды, бесперебойной работы важных объектов жизнеобеспечения, крупных промышленных предприятий, опасных производств, по обеспечению безопасности в местах массового скопления людей.

Ежедневная сводка происшествий будет направляться на стол губернатора. Руководство аналитическим центром кризисных ситуаций возложено на начальника оперативно-распорядительного управления губернатора. Управленческими и организационными функциями сотрудники АЦКС смогут быть наделены только в районах чрезвычайных и аварийных ситуаций и только по прямому поручению губернатора.