Архангельские резервации и регион без стратегии развития: область за неделю

Архангельск, 1 Апреля 2006, 20:00 — REGNUM  

Политика

На прошедшей неделе (27 марта-2 апреля) архангельские газеты продолжали писать о 9-й сессии городского Совета депутатов. "Бизнес-класс. Архангельск" подробно рассмотрел блок вопросов, связанных с использованием муниципального имущества.

"В первом чтении они приняли положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и новые правила его приватизации. Начался пересмотр списка предприятий, которым городские площади сдаются в безвозмездную аренду.

По словам депутата Андрея Резвого, действующее положение о порядке владения муниципальным имуществом противоречит федеральному законодательству, поэтому депутаты совместно с мэрией разработали новый документ. Главные замечания к представленному положению были от депутата Александра Иванова, который отметил, что в новых правилах прописаны возможности и права мэрии как субъекта. "Мэрия воспринимается как единый орган, и это неправильно. Получается, что и мэр, и мэрия в лице какого-то департамента вправе принимать ответственные решения по управлению имуществом", - пояснил Александр Иванов. В частности, он отметил, что, например, согласовывать сделки до 1 млн. рублей может мэр, а свыше этой суммы - городской Совет.

"При этом не сказано, сколько таких сделок до 1 млн. рублей мэр может согласовывать..." - объяснил Иванов. Другие недоработки документа депутатам предстоит обсудить в профильных комиссиях, как, впрочем, и положение о приватизации... Цель вводимых изменений - все решения о приватизации недвижимого имущества, в том числе принадлежащего МУПам, проводить через сессию горсовета", - раскрыл тайные желания депутатов спикер горсовета Дмитрий Юрков.

"Волна" также обратила на это внимание и отмечает, что "судя по тому, как работала сессия, часть депутатов не находит взаимопонимания с мэрией и ее руководителем Александром Донским. Депкорпус по-прежнему хотел бы иметь больше полномочий по контролю за деятельностью исполнительной власти". Кто победит в этом противостоянии покажет время.

Еще один спорный вопрос - игровые автоматы. "Волна" устами депутата Татьяны Дробешкиной отмечает, что "мэр просил поддержать его в этом вопросе. Мы сказали: надо вносить поправку в областной закон. Вот поправку мы будем рассматривать. А обращение - ну что, руками помахали, попиарились - и все? С тем, что игровые автоматы надо убирать из торговых залов, с остановок, от детских учреждений - наша фракция согласна. Но ведь существуют большие залы, где играют обеспеченные люди, у которых есть на это деньги. Такие залы стоит, наверное, оставить. Не надо впадать в крайности, ведь от этого зависит и наполняемость бюджета". Стоит отметить, что во многих странах принят закон, аналогичный предложенному мэрией Архангельска. В США, признанном оплоте либерализма, казино разрешается размещать лишь на территории индейских резерваций и в штате Невада. В других штатах казино нет. Да и финансовая польза для бюджета от игровых автоматов преувеличена. Как отмечает в интервью "Правде Севера" директор департамента финансов и казначейского исполнения бюджета Архангельска Людмила Карпова, "Поступление налога на игорный бизнес запланировано в сумме 44 млн. рублей. Это составляет чуть более 1% в общей сумме доходов. Конечно, для дефицитного городского бюджета имеет значение любая сумма. Но в этом конкретном случае экономическую целесообразность перевешивает социально-нравственная составляющая. В мэрию обращается немало людей, семьи которых страдают от игромании. Именно мнение горожан стало определяющим в решении этого вопроса - мэр Александр Донской распорядился очистить от "одноруких бандитов" муниципальные помещения и на законодательном уровне добивается их "выселения из города". Но бизнес от этого не умрет, а значит, и налоги останутся. Кстати, в результате предпринятых на уровне муниципалитета мер удалось легализовать доходы некоторых владельцев азартных заведений. И это тоже плюс городской казне", - отмечает газета.

Проблема массового распространения игровых автоматов заботит не только архангельские власти. По центральным телеканалам игромании посвящают документальные фильмы, истории о людях больных игрой постоянно публикуются в прессе. В соседней Вологодской области мэрия областного центра вышла с законопроектом об игровом бизнесе. Но, как и в Архангельске, продавить игровое лобби пока не удалось. Закон приняли лишь в первом чтении.

Как пишет "МК-Север", "главная же ожидаемая интрига сессии - проект закона "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Вологодской области", внесенный вологодской городской Думой, так и не получила развития. При обсуждении законопроекта председатель комитета по экономической политике и собственности депутат Николай Мельников предложил принять проект закона в первом чтении. Депутаты решили направить концепцию закона на обсуждение в муниципалитеты с тем, чтобы документ, затрагивающий интересы бизнеса на местах, получил более качественное наполнение. Депутаты согласились с коллегой и решили в очередной раз вернуться к обсуждению законопроекта на майской сессии".

Экономика

"Бизнес-класс. Архангельск" размышляет об экономическом будущем региона. "Не секрет, что у Архангельской области нет никакой стратегии экономического развития. До недавнего времени это обстоятельство никого в органах областной власти не волновало, однако сегодня стало ясно, что такую стратегию все же придется разработать. Ведь таково требование Министерства регионального развития РФ, которое считает, что в стране с устойчивым экономическим ростом перспективное планирование должно стать правилом. Но где взять идеи для разработки такой стратегии? Конечно же, у молодых, например - слушателей Школы публичной политики, которая провела в Архангельске заседание "круглого стола" по данной проблеме".

По мнению участников, область способна совершить рывок, если будет развивать малый и средний бизнес, повысит уровень образования, сформирует кадровый потенциал, а также сможет организовать строительство доступного жилья и атомной ТЭЦ. Как не без иронии замечает газета, "почти все, что смогли предложить ученики ШПП для развития региона, уже много лет безнадежно обсуждается в Архангельской области".

"Основную миссию Северодвинска участники "круглого стола" определили в инновационности и придании ему статуса наукограда. Действительно, в регионе с дорогостоящими энергоресурсами заниматься производством невыгодно. Научные разработки, высокие технологии - залог успешности развития города.

"В свое время в финском городе Оулу были аналогичные проблемы. Там создали научные институты, техноколледжи. Ушли от производства, и теперь всему миру продают научные разработки, в частности занимаются модификациями телефонных аппаратов для ведущего мирового производителя", - сказал директор департамента экономического развития обладминистрации Евгений Михайловский.

Участник Школы публичной политики Дмитрий Зиновьев, представлявший на "круглом столе" северодвинскую группу, не побоялся в присутствии представителей обладминистрации высказать мнение о том, что никаких специалистов, экспертов по стратегическому развитию в Архангельской области нет. Впрочем, и эта мысль отнюдь не нова, но эмоциональность выступления господина Зиновьева участникам "круглого стола" понравилась.

"Никакой стратегии не будет до тех пор, пока власть не будет воспринимать жителей как клиентов. Стратегию невозможно провести с тем управленческим статусом, который сейчас есть у власти. Потому что решение задач, которые будут поставлены, упирается в один вопрос: кто это будет делать?" - считает Зиновьев.

А действительно, кто? Управлять программой и каждым проектом в отдельности должны профессионально обученные управляющие. Если таковых нет, то любая стратегия обречена... Но, по мнению участников ШПП, для того чтобы Северодвинск сделал мощный рывок в научном плане, необходимо не только создать профессиональную команду госуправленцев, но и укрепить существующую образовательную базу и создать дополнительные исследовательские институты по профильным отраслям промышленности".

Что касается строительства, которое, по мнению участников ШПП, может поспособствовать выходу региона из кризиса, то здесь дела обстоят не лучшим образом. Как пишет в другой статье "Бизнес-класс. Архангельск", "строительство новых жилых домов в Архангельской области требует больших финансовых затрат, поэтому без поддержки со стороны государства большинство жителей ветхих домов в регионе вряд ли смогут в ближайшие годы переселиться в новые квартиры. Для многих архангелогородцев это звучит как приговор, ведь государство не собирается финансировать новое жилищное строительство. Есть, правда, редкие исключения из этого правила, но финансовая нагрузка для региональных и муниципальных бюджетов слишком велика. Где же выход?

Не секрет, что строить с нуля новый дом - дело дорогостоящее. Даже достроить недостроенный дом стоит десятки миллионов рублей. Так, например, чтобы довести до ума незавершённое строительство сорокаквартирного дома в поселке Цигломень под Архангельском, из областного бюджета пришлось выделить 24 млн. рублей. Напомним, что это строительство было начато предприятием "Архангельскгеолдобыча" еще в 1992 году, но в 1995-м работы были остановлены. Через 10 лет, в апреле 2005 года, акционерное общество направило в адрес губернатора Архангельской области письмо о безвозмездной передаче "незавершёнки" на баланс региональной власти.

Но, передавая дом в областную собственность, "Архангельскгеолдобыча" поставила определенные условия. Одно из них - по окончании строительства в доме должны жить только ветераны и участники Великой Отечественной войны".

Но каждый день на такие подарки рассчитывать не приходится. Не секрет, что экс-губернатор Анатолий Ефремов потерял в глазах жителей области авторитет потому, что не смог решить две проблемы: начать строительство доступного жилья и отремонтировать дороги. Другим высоким чиновникам этот пример - наука.

Наверное, именно поэтому нынешний глава администрации Архангельской области Николай Киселев, посетивший новостройку с рабочей поездкой, в интервью журналистам заявил, что на 2006 год в областном бюджете запланирован 191 млн. рублей на социальное жилье. "Дом в Цигломени - уже пятый социальный дом в Архангельской области, сданный в этом году. Но проблема состоит в том, что в регионе нет подготовленных участков земли, которые могли бы стать стройплощадками, такие участки нужно готовить, а это значит - делать земельные отводы, проводить коммуникации", - заключает газета.

"Правда Севера" публикует интервью с директором департамента финансов мэрии Архангельска Людмилой Карповой. Главная проблема муниципалитетов последних лет - концентрация финансовых ресурсов на уровне Федерации и субъектов. "В связи с этим в 2005 году еще более обострилась проблема несоответствия доходных источников расходным обязательствам. В 2000 году в бюджете города аккумулировалось 60 процентов налогов и сборов, собираемых на его территории, в 2004 году - 37 процентов. В 2005 году эта доля составила менее четверти. Из 6,8 млрд. рублей налогов, собранных в городе, в федеральный и областной бюджет в прошлом году направлено 5,3 млрд. рублей. Обратно в городской бюджет вернулось лишь 930 млн. рублей в виде финансовой помощи". Тем не менее, прошлый год городу удалось завершить с профицитом бюджета 12,2 млн. рублей.

Вот из чего складывался этот успех. "По сравнению с 2004 годом более чем на 121 млн. рублей увеличились и так называемые неналоговые доходы, наибольшую часть которых составляют поступления от использования муниципального имущества, а также платежи за наем жилых помещений и за негативное воздействие на окружающую среду, которые стали поступать в городской бюджет с января 2005 года.

Удалось эффективно поработать и с должниками - задолженность по уплате налогов и неналоговых платежей сократилась по сравнению с прошлым годом на 48 млн. рублей. Один из основных резервов повышения доходности муниципального бюджета - развитие бизнеса. Доля поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности пока всего 4 процента, но тоже имеет тенденцию к росту.

В 2005 году выстроены новые договорные отношения с арендаторами муниципального имущества, в результате чего получено 173 млн. рублей, почти на четверть больше, чем в 2004. С целью более эффективного использования муниципальной собственности мэрия города планомерно реализует политику в области приватизации, которая направлена на продажу имущества и акций (долей), не приносящих бюджету города ощутимых поступлений. Эта политика поддерживается и в отношении нерентабельных муниципальных предприятий.

От продажи имущества и земельных участков в 2005 году городская казна получила 43,8 млн. рублей, почти в 5 раз больше, чем в 2004-м. В план приватизации вскоре будут добавлены новые объекты, что также станет дополнительным источником доходов городского бюджета". "Заря" публикует показатели социально-экономического положения своего района за 2005 год. "На 1 января 2006 года общее количество учтённых хозяйствующих субъектов района составило 228. С начала года зарегистрировано 5 новых организаций и ликвидировано 18.

За 2005 год крупными и средними предприятиями района вывезено 654 тысячи кубометров древесины, или 92 процента к предыдущему году. Произведено деловой древесины 522,1 тыс. кбм (86%), пиломатериалов - 11,6 тыс. кбм (85%), хлеба - 905,2 тонны (87%).

В результате жилищного строительства введено 1950 кв. метров жилья - в 1,8 раза больше, чем за 2004 год. За счёт средств населения введено 1693 кв. метра жилья, или 87% к общему вводу. Сельское хозяйство. В сельскохозяйственных организациях на конец декабря 2005 года, по сравнению с соответствующей датой 2004 года, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 39% и составило 190 голов, в том числе коров стало меньше на 36% (127 голов). Поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах уменьшилось на 10% (882 головы), в том числе поголовье коров уменьшилось на 1% и составило 391 голову.

В сельхозорганизациях в 2005-м, по сравнению с 2004 годом, производство мяса (в живом весе) сократилось на 61% и составило 13 тонн, производство молока снизилось на 18% и составило 268 тонн. В крестьянских(фермерских)хозяйствах производство мяса в живом весе снизилось на 41% и составило 91 тонну, молока произведено 826 тонн (увеличение на 5%).

Грузооборот крупных и средних организаций составил 27062 тыс. тонно-километров и снизился, по сравнению с 2004-м, на 7%. Перевозки грузов составили 534 тыс. тонн и уменьшились, по сравнению с предыдущим годом, на 2%.

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации в 2005 г. - 449 млн. рублей, что на 20% больше, чем в 2004 г. Кроме того, организациями общественного питания реализовано продукции на 15,2 млн. рублей (на 12% больше, чем в 2004 году).

Платных услуг крупными и средними предприятиями оказано на 31,1 млн. рублей - 127%. Среднемесячная начисленная зарплата одного работника крупных и средних предприятий района за январь-декабрь 2005 года составила 5233,5 рублей и увеличилась, по сравнению с 2004-м, на 12%.

В результате миграционной (прибыли 109, выбыли 277 человек) и естественной убыли (родились 184, умерли 411 человек) население района уменьшилось на 395 человек (за 2004 год - на 547)".

Происшествия

Самой обсуждаемой архангелогородцами темой на этой неделе стала очередная авария на водоводе. Действительно, борьба губернатора, депутатов, мэров, различных политических и экономических группировок мало занимает людей, а вот если в кране нет воды, то это интересует всех.

Как пишет "Архангельск", "в центре Архангельска, Соломбальском и Маймаксанском округах опять нет воды. Причина классическая - прорвало "тысячник" на перекрестке проспекта Ломоносова и улицы Поморской. Представители МУП "Водоканал" заявили об этом рано утром и попросили архангелогородцев запастись водой как минимум на сутки. "Тысячник", который проходит вдоль проспекта Ломоносова и обеспечивает водой практически весь город, только в этом году прорывает уже третий раз. Места утечек расположены буквально в квартале друг от друга. В первый раз "рвануло" на перекрестке пр. Ломоносова и ул. Свободы, и воды в квартирах не было три дня. В следующий раз труба "полетела" на перекрестке Ломоносова и Карла Либкнехта. Тогда обошлось малой кровью: воду не отключали, а только снижали давление, аварию устранили за два дня.

Но Бог, как говорится, любит Троицу. Нынешняя, третья по счету авария "случилась" на перекрестке Ломоносова и Поморской. Как сообщили в МУП "Водоканал", произошла она глубокой ночью, подготовительные работы по ее устранению начались только утром. В городе было снижено давление воды в трубах, но полностью ее не отключали. Холодная вода останется в квартирах, расположенных на первом, втором этажах. Около 11 часов начались работы по раскопке прорванной трубы. Для этого нужно углубиться в землю на три метра. Как сообщили нам в МУП "Водоканал", к шестнадцати часам место прорыва еще не было найдено, зато был составлен график подвоза воды населению. По нормативным документам авария должна быть устранена в течение 24 часов. Ориентировочно ее устранят к вечеру сегодняшнего дня. Злосчастному "тысячнику" более тридцати лет. Ветхие трубы уже давно выработали свой ресурс, их надо менять, причем срочно".

Горожанам остается только надеяться, что нынешние власти обратят на коммуналку более пристальный взгляд, чем предыдущие. Оптимизм внушает то, что в этом году на ЖКХ выделено значительно больше средств, чем в предыдущие годы. По словам директора департамента финансов и казначейского исполнения бюджета Людмилы Карповой, публикуемых "Правдой Севера", "за последние 15-20 лет на содержание и ремонт объектов ЖКХ средств из бюджета направлялось крайне недостаточно, что привело к их почти полному износу. Городу сегодня нужны очень серьезные вложения для их восстановления. К примеру, для того, чтобы полностью избавиться от ветхого жилья требуется 10 млрд. рублей - это три-четыре сегодняшних бюджета! Для того, чтобы город стал просто чистым, надо в 4 раза больше средств, чем мы сегодня имеем.

Да, если сравнивать с расходами прошлого года, нам удалось значительно увеличить объем средств по отрасли. Жилищно-коммунальное хозяйство - это ведь не только ремонт подъездов и внутридомовых коммуникаций, как принято думать. Сумма 874 млн. рублей включает в себя 450-миллионную субвенцию из бюджета субъекта Федерации на выполнение функций областного центра. Как известно, основные средства решено вложить в развитие дорожной инфраструктуры. Таким образом, на капитальный ремонт дорог и мостов по статье ЖКХ в этом году будет направлено почти в 8 раз больше средств, на освещение города - более чем в полтора раза, на капитальное строительство - в 1,4 раза".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
09.12.16
Действие международного права должно распространяться и на Белоруссию
NB!
09.12.16
25 лет СНГ: некоторые итоги
NB!
09.12.16
Остановит ли Великая Китайская стена парад западных суверенитетов?
NB!
09.12.16
Японцы хотят создать против нас общий фронт
NB!
09.12.16
Брюссель — Порошенко: где деньги, Пётр?
NB!
09.12.16
Идеология Фиделя Кастро
NB!
09.12.16
«Задержание журналистов в Белоруссии — сигнал Минска к сближению с Западом»
NB!
09.12.16
Минск показал кулак
NB!
09.12.16
Страшно предположить, что журналисты натворили... Что, по-русски писали?
NB!
09.12.16
Свобода слова под угрозой: орловский политик о задержании авторов ИА REGNUM
NB!
09.12.16
«Театр абсурда» — воронежский депутат о задержании журналистов
NB!
09.12.16
Братская Белоруссия? Это всё прозападническая «оттепель» и евроинтеграция
NB!
09.12.16
В задержании российских журналистов в Белоруссии слишком много вопросов
NB!
09.12.16
«Недружественный акт против России»: задержание авторов REGNUM в Белоруссии
NB!
09.12.16
Задержание журналистов в Белоруссии можно расценить как провокацию
NB!
09.12.16
Генштаб ВС РФ: сирийская армия контролирует 93% территории города Алеппо
NB!
09.12.16
Задержание журналистов в Белоруссии может затруднить отношения с Россией
NB!
09.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 9 декабря
NB!
09.12.16
В интересах Москвы и Минска не препятствовать работе журналистов
NB!
09.12.16
Госдума дала еще три года для оформления гражданства РФ
NB!
09.12.16
Михалков: деятельность «Ельцин-центра» — это яд для наших детей
NB!
09.12.16
Авторитет власти или мнение народа: нужны ли воронежцам выборы мэра?