ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ВЗГЛЯД", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 28А3, тираж - 17000экз.)

Из-за депутатов-водителей транспортный налог попал в аварию

У нового транспортного налога в Хакасии плохие перспективы. Предполагается, что депутаты Верховного Совета не утвердят повышенные ставки налога на транспортные средства. Им будет мешать личный интерес - почти у каждого есть автомобиль.

Однако 14 октября пресс-служба Верховного Совета Республики Хакасия распро-странила обращение к жителям республики, где предложила высказаться о новом налоге. Мнения граждан будут собираться до 4 ноября через Интернет и по обычной почте.

Интересно, хоть кто-нибудь скажет доброе слово о новом налоге? Конечно, нет! К ноябрьской сессии ВС РХ соберется несколько сотен (или тысяч) гневных "обращений трудящихся". И депутаты смогут "задушить" проект налога по политически-благородным основаниям. Мол, народ требует.

Акция пресс-службы Верховного Совета - явная подготовка к боевым действиям на сессии. Но такая акция не может проводиться без одобрения руководства законодательного органа. Сопротивление ВС РХ новому закону - это не эмоциональный порыв депутатов-одиночек, а четкая политическая установка.

Когда министр транспорта и дорог Хакасии Петр Волков представлял проект налога на транспорт, он сообщил, что последние три года "дорожные" платежи крупнейших налогоплательщиков республики неизменно сокращались. И в будущем году они окажутся совсем мизерными, если не принять закон в предложенной им редакции. Причем разница между тем, что есть, и тем, что должно быть, составляет 150-200 млн рублей. Судя по всему, эти миллионы начали влиять на политику.

Бизнесмены недовольны повышением налога. И они видят, что правительство довольно легко идет на уступки. Например, без лишних уговоров взяло и снизило налоговые ставки с физических лиц сразу на 50 процентов! То есть дорожное министерство жалуется на нищету, но запросто отказывается от 20-30% своих возможных доходов! Каков же запас прочности!? А может, еще 30% спишем? Бизнес прагматичен. Он знает, что об-щественное недовольство - весомый аргумент в политике. И этот аргумент будет предъявлен от лица депутатов.

Минтрансу придется поумерить аппетиты.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ШАНС", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 16А3, тираж - 27000экз.)

"Ударит" ли власть автомобилем по бездорожью?

Как известно, в конце июля Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" Этим законом, в частности, устанавливается новый налог с владельцев транспортных средств. Теперь он так и называется - транспортный - и призван компенсировать потери региональных бюджетов в связи с отменой оборотного налога на пользователей автодорог.

Ставки налога, которые начнут действовать с 1 января 2003 года, как и раньше, зависят от мощности автомобиля, но увеличиваются по сравнению с ныне действующими. Для этого законом вводятся базовые ставки, а точный их размер будут устанавливать власти субъектов РФ. Другими словами, субъектам рекомендована начальная планка, от которой можно "плясать", и право увеличивать или уменьшать ставку налога, но не более чем в пять раз. Причем, размер платежа не будет зависеть от года выпуска машины.

Считают везде по-разному. В зависимости от любви к собственным избирателям. В Красноярском крае, к примеру, власть остановилась на налоговых ставках, рекомендо-ванных федералами. У нас же в республике, похоже, решили пойти по пути увеличения налоговых ставок, как это сделали в Иркутской и Новосибирской областях. Хакасское правительство, видимо, считает, что народ в республике живет чересчур богато - гораздо богаче жителей того же Красноярья. С чем, кстати говоря, абсолютно не согласно большинство местных парламентариев.

"Шанс" в прошлом номере уже сообщал, что 8 октября состоялось заседание правительства Республики Хакасия, на котором принято постановление "О проекте закона Республики Хакасия "О Транспортном налоге на территории Республики Хакасия". По сообщению пресс-службы Верховного Совета РХ, парламентарии считают, что в случае утверждения закона в предлагаемом виде расходы автовладельцев и других налогопла-тельщиков транспортного налога возрастут многократно. Уже сейчас депутаты высказывают сомнения, что закон в таком варианте будет одобрен в Верховном Совете. Заместитель Председателя Верховного Совета РХ Юрий Шпигальских уже предложил правительству подготовить аналитическую записку с экономическим обоснованием заявлен-ных цифр. А председатель бюджетного комитета ВС Виктор Матвеев вообще назвал законопроект "антинародным".

Что же так взволновало депутатов? Дело в том, что в правительственном варианте закона о транспортном налоге предусмотрено повышение налоговых ставок до 800 процентов по отношению к ныне существующим. То есть владельцы легковых автомобилей с мощностью до 100 л/с будут платить по ставке десять рублей за каждую лошадиную силу (до сего момента, напомним, платили из расчета 1,25 рубля за л/с). Авто мощностью 100-150 л/с будут "стоить" по 22 рубля за 1 л/с. За машины мощностью от 150 до 200 л/с придется платить уже 50 рублей за 1 л/с. А владельцы машин с двигателями 200-250 л/с выложат за каждую лошадиную силу уже по 60 рублей. И еще одно новшество: в перечень налогооблагаемых транспортных средств теперь будут входить даже... самолеты и гидроциклы.

По мнению некоторых депутатов, новый налог может поставить под угрозу благополучие и стабильную работу многих предприятий республики, в том числе градообра-зующих предприятий Абазы, Черногорска, Сорска, В-Теи, которые имеют многочисленные автопарки большегрузных автомобилей БелАЗ. Также под вопрос ставится сохранение существующих цен на пассажирские перевозки на городских и междугородних маршрутах, нормальное функционирование предприятий малого бизнеса и бюджетных орга-низаций образования, здравоохранения (в первую очередь - службы "Скорой помощи"), культуры, социальной защиты, имеющих собственные транспортные средства. Под угрозой срыва оказывается и продолжение столь популярной среди жителей республики социальной программы по обеспечению ветеранов войны и труда автомобилями "ОКА", так как вряд ли пенсионеры смогут оплачивать новый налог.

Отвечая на вопрос корреспондента "Шанса", как в правительстве республики мог-ли быть приняты за основу такие "драконовские" ставки транспортного налога, источники во властных структурах Хакасии сообщили следующее: проект республиканского закона о транспортном налоге готовился и принимался в отсутствие главы хакасского правительства А.Лебедя и был подписан его заместителем господином Цыганком. Думается, Алексея Лебедя правительственный вариант законопроекта не устроил так же, как и большинство местных парламентариев, и, видимо, по этой самой причине документ решено пересмотреть на ближайшем заседании правительства РХ. Кроме того, на его ко-нечное принятие обязательно должны повлиять не только депутаты ВС РХ, но и все граждане республики: налогоплательщики и избиратели.

На сайте Верховного Совета Республики Хакасия для обсуждения этого вопроса даже создан форум по адресу: www.vskhakasia.ru/forum. Можно отправлять письма и по адресу: 655019, г. Абакан, пр. Ленина, 67, Верховный Совет Республики Хакасия с помет-кой "Транспортный налог", а также на электронный почтовый ящик - info@vskhakasia.ru. Пожелания и мнения жителей Хакасии будут приниматься до 4 ноября.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ПЯТНИЦА", 18 октября 2002 года

(частное информационное издание, выходит еженедельно в пятницу, формат 8A3, тираж -19000экз.)

СТАНЕТ ЛИ 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА ДНЕМ ТРАУРА ДЛЯ ВСЕХ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ ХАКАСИИ?

Федеральным законом от 24. 07. 2002 года № 110-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации введена глава 28 "Транспортный налог". По своей сути, данный налог идентичен действующему налогу с владельцев транспортных средств. Вместе с тем новый - транспортный - налог является региональным налогом. Субъектам Российской Федерации предоставлено право при введении в действие транспортного налога определять ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и срок его уплаты, форму отчетности по данному налогу, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Ставки транспортного налога субъекты РФ вправе увеличивать или уменьшать, но не более чем в пять раз.

8 октября 2002 года состоялось заседание Правительства Республики Хакасия, на котором принято постановление "О проекте закона Республики Хакасия "О Транспортном налоге на территории Республики Хакасия". В случае утверждения закона в предлагаемом виде расходы автовладельцев и других налогоплательщиков транспортного налога возрас-тут многократно.

В настоящее время в Верховном Совете Республики Хакасия проводится детальное изучение документа, но уже сейчас ряд депутатов высказывают сомнения, что закон в таком варианте республиканским парламентом будет одобрен. Заместитель Председателя Верховного Совета РХ Юрий Шпигальских уже предложил правительству подготовить аналитическую записку с экономическим обоснованием заявленных цифр. А председа-тель бюджетного комитета ВС Виктор Матвеев вообще назвал законопроект "антинародным".

Напомним, что в правительственном варианте закона о транспортном налоге предусмотрено повышение налоговых ставок до 800% по отношению к ныне существующим. Например, владельцы легковых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил (то есть все "Жигули" и "Москвичи") будут платить по ставке 10 руб. за каждую лошадиную силу, тогда как сейчас владельцы машин такого класса платят из расчета 1,25 рубля за л/с. Иномарки среднего класса (и новые "Волги") мощностью 100-150 л. с. будут стоить по 22 рубля за 1 л.с. За машины мощностью от 150 до 200 л.с. придется платить уже 50 руб. за л.с. Владельцы машин с двигателями 200-250 л.с. выложат по 60 рублей за каждую лошадиную силу.

Грузовые автомобили в расчете на "одну лошадь" будут стоить почти столько же, сколько и легковые. До 100 л.с. - 15 р./л.с., 100-150л.с.-25р./л.с., 150-200 л.с. - 30 р./л.с.. 200-250 л.с. - 50 р./л.с. и свыше 250 л.с. - 80 р./л.с.

В перечень налогооблагаемых транспортных средств теперь будут входить даже самолеты и гидроциклы.

По мнению ряда экспертов, новый налог может поставить под угрозу благополучие и стабильную работу многих предприятий республики, в том числе градообразующих предприятий Абазы, Черногорска, Сорска, В-Теи, которые имеют многочисленные авто-парки большегрузных автомобилей БелАЗ и других. Также под вопрос ставится сохранение существующих цен на пассажирские перевозки на городских и междугородних маршрутах, нормальное функционирование предприятий малого бизнеса и бюджетных организаций образования, здравоохранения (в первую очередь - службы скорой помощи), культуры, социальной защиты, имеющих собственные транспортные средства. Под угро-зой срыва оказалось и продолжение столь популярной среди жителей республики соци-альная программа по обеспечению ветеранов войны и труда автомобилями "ОКА" - вряд ли пенсионеры смогут оплачивать новый налог.

В преддверии рассмотрения законопроекта в Верховном Совете Республики Хакасия приглашаем жителей Хакасии высказать свое мнение по этому вопросу.

ГАЗЕТА "ХАКАСИЯ", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Республиканская общественно-политическая газета, выходит пять раз в неделю, кроме понедельника, формат 8А3, тираж - 9500 экз.)

ЦЕНЫ И НАЛОГИ: НАС НЕ ДОГОНЯТ!

Республиканские СМИ успели напугать сообщество автомобилистов информацией о подготовленном в правительстве Хакасии законопроекте. Коллективный стресс вызван предложенными в проекте закона "О транспортном налоге на территории РХ" размерами ставок. Ежегодно платить 10 рублей за лошадиную силу "жигуленка" вместо привычных 1,25 рубля трудно даже теоретически. Какие реальные последствия вызовет введение нового налога с 1 января 2003 года - одна из самых популярных тем для обсуждения в Верховном Совете РХ.

- Налог не так страшен, как этот преподносят журналисты, - считает председатель парламентского комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и экономической политике Владислав ТОРОСОВ. - Взгляните на седьмую статью законо-проекта, где перечислены категории налогоплательщиков, получающие льготы по уплате.

По проекту от уплаты налога освобождаются Герои СССР и РФ, Герои соцтруда, кавалеры ордена Славы трех степеней - всего в списке указано семь категорий. Кроме того, ниже оговорено, что пенсионеры по старости будут платить лишь 10 процентов от начисленной суммы за автомобиль не мощнее 150 л/с.

А вот место, касающееся большинства автовладельцев: "Физические лица уплачи-вают транспортный налог в размере 50 процентов от суммы, подлежащей уплате за одну легковую машину, кроме лиц, занимающихся коммерческой деятельностью". То есть речь идет о тех самых пяти рублях, рекомендованных региональным властям федеральным законом!

В проекте учтен социальный фактор, полагает Владислав Торосов. Однако Владислав Михайлович категорически против размеров налоговых ставок на мощные автомобили. Вот они: 22 рубля на машины мощностью от 100 до150 л/с, 50 рублей - от 150 до 200 л/с, 60 рублей - от 200 до 250 л/с и 100 рублей за 1 л/с машин большей мощности.

Безусловно, соглашается Владислав Торосов, мощные автомобили покупают люди небедные. Однако 30 тысяч рублей за трехсотсильный джип - это уже не налог. Это прямо наказание.

Виктор МАТВЕЕВ - председатель комитета по бюджету, финансам, налогам и ценам - свой скепсис по поводу разумности размеров ставок проиллюстрировал сообщениями из других регионов России. В Красноярском крае ставку налога на единицу мощности автомобиля до 100 л/с предполагается установить в размере 5 рублей. Дальнейшее ее повышение вместе с мощностью автомобиля не будет столь стремительным, как у нас: 5 рублей, 7 рублей, 10 рублей - и так далее. А в Москве решили вообще не брать ни копейки с владельцев машин мощностью до 75 л/с.

- Введение транспортного налога в размерах, предусмотренных авторами законопроекта, - считает Виктор Матвеев, - может привести к серьезным социальным последствиям.

Новый транспортный налог заменит пока еще действующий налог с владельцев транспортных средств. Необходимость замены объясняется просто. В свое время федеральные власти облегчили налоговый пресс на предприятия, освободив их по сути от обязанности содержать региональные дорожные фонды. Средства на содержание дорог пришлось выкраивать из других источников. Помимо транспортного налога в дорожные фонды будет направлена часть земельного налога и акцизы на продажу ГСМ.

- Вслед за этим поднимутся цены на бензин и дизтопливо, полагает Виктор Матвеев.

Предпринимателю, перевозящему продукты или пассажиров, безразлично, как будет называться новый налог. Важно, что он будет платить больше и на заправке, и в налоговой инспекции, и за страхование автомобиля. И после этого, вполне возможно, проблемы дорожного фонда будут решаться из кошелька потребителя.

Окончательно вопрос о введении на территории республики транспортного налога будет рассмотрен на предстоящей ноябрьской сессии Верховного Совета Хакасии. Принимать его или не принимать - так вопрос не ставится. Законодатели прекрасно понимают, во что обходится содержание и строительство дорог. Знают и то, что даже после введения налога реальные потребности дорожного фонда будут удовлетворены примерно на 75 процентов. Тем не менее, предложенные размеры ставок не устраивают значительную часть депутатского корпуса.

P.S. Когда материал готовился к публикации, в Верховный Совет Хакасии поступил протест прокурора республики Александра Белошицкого на приложение №10 к За-кону "О республиканском бюджете РХ". В протесте говорится о том, что установленные на 2002 год ставки налога с автовладельцев (1,25 рубля - до 100 л/с и 3,25 рубля - свыше 100 л/с) противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене, поскольку превышают ставки, предусмотренные п.1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 1991 года.

А там по соответствующим категориям записаны такие цифры: 50 копеек и 1,3 руб. Черным по белому.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ПЯТНИЦА", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(частное информационное издание, выходит еженедельно в пятницу, формат 8A3, тираж -19000экз.)

ХАКАСИЯ БЫЛА И ОСТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ СРЕДИ РЕГИОНОВ СИБИРИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Такое мнение сегодня высказал председатель комитета Верховного Совета Республики Хакасия по экологии и природопользованию Сергей Комаров на пресс-конференции для журналистов республиканских СМИ, где были подведены итоги участия делегации Республики Хакасия в семинаре "Основы формирования экологической политики субъекта Российской Федерации на примере завершенного проекта концепции экологической политики Кемеровской области".

Межрегиональный форум, проходивший с 1 по 3 октября в Новокузнецке и Междуреченске, собрал представителей органов государственной власти Томской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края, Хакасии и Тывы, гостей из Великобритании и Польши, Калининградской области и Приморского края, а также из-вестных экспертов и ученых в области экологии и природопользования. Республику Хакасия на нем представляли И.И. Вишневецкий, С.В. Комаров, Д.Н. Парамонов, И.В. Санникова.

Подводя итоги семинара на сегодняшней встрече со СМИ, Сергей Комаров высоко оценил результаты работы кемеровчан, создавших в течение двух лет солидный пакет документов, включая саму Концепцию. При этом он отметил, что инициативу регио-нальных властей, принявших во внимание, что около 30% территории области находится в состоянии экологического загрязнения, поддержало Правительство Великобритании, выделившее грант в сумме 8 миллионов рублей на проведение комплекса мероприятий, направленных на экологическое просвещение жителей Кузбасса и создание концепции региональной экологической политики.

Сергей Комаров не преминул заметить, что в свою очередь академик В.М. Захаров предостерег регионы торопиться вслед за Кемеровской областью создавать собственные региональные концепции. Его рекомендации свелись к тому, что целесообразнее прелом-лять отдельные положения документа на ситуацию в своих субъектах, поскольку поло-жения Концепции настолько общие, что они пригодны для многих регионов России, в том числе и Хакасии, которая имеет много общего со своим западным соседом - Кузбас-сом.

Председатель экологического комитета республиканского парламента подробно рассказал и о плане законотворческой работы на период до 2005 года в области экологи-ческого и природоохранного законодательства Республики Хакасия, который был представлен им на семинаре и получил высокую оценку экспертов и специалистов из россий-ских регионов. По итогам реализации этого плана, по словам Сергея Комарова, республиканское законодательство будет приведено в полное соответствие с федеральными законами в области использования охотугодий, особоохраняемых территорий, национально-культурных памятников, рекреационных ресурсов республики.

Отвечая на вопрос о том, какие территории в Хакасии наиболее загрязнены, депутат назвал среди прочих территорию вокруг города Черногорска - промышленного и уг-ледобывающего центра региона, и акваторию водохранилища Красноярской ГЭС, рыбные ресурсы которого оказались почти на 80% заражены паразитами. "В Боградском районе республики, - уточнил Сергей Комаров, - который находится в непосредственной близости от Красноярского моря, уровень официально зарегистрированной заболеваемости населения этими паразитами превышает общероссийский показатель почти в 117 раз!".

В тоже время, как отметил Сергей Комаров, Хакасия на фоне других регионов имеет неоспоримое преимущество, которое заключается в результатах экологической политики, целенаправленно проводимой ведущими в регионе предприятиями компании "Русский Алюминий" - Саяногорский алюминиевый завод и завод "Саянская фольга", отвечающие самым высоким международным экологическим стандартам. Комплексные программы защиты окружающей среды компании позволили не только практически свести к нулю показатели вредных выбросов алюминиевого производства, но и успешно выполнить программу экологического просвещения детей и подростков республики, реализованной Национальным фондом "Страна заповедная" под руководством Ирины Санни-ковой. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и властей республики получило свое продолжение и на новокузнецком семинаре. В поддержку создания республиканских целевых бюджетных фондов - экологического и восстановления водных объектов - высказались и присутствовавшие на семинаре эксперты-экологи компании "Русский алюминий менеджемент" и Новокузнецкого алюминиевого завода Александр Удалов и Владимир Остапец.

Также Сергей Комаров ответил на другие вопросы журналистов, в которых были затронуты темы создания в регионе новых заповедников и национальных парков, лицензирования туристской деятельности, охраны окружающей среды и ответственности граж-дан и предприятий за загрязнение природы Хакасии, которая была и остается достоянием народов республики.

ГАЗЕТА "ЧЕРНОГОРСКИЙ РАБОЧИЙ" 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Городская массовая газета, выходит три раза в неделю, формат 8А3, тираж - 9000 экз.)

ПРЕВРАТИТСЯ ЛИ ХАКАСИЯ В ОДИН БОЛЬШОЙ ЗАПОВЕДНИК?

В начале октября в Новокузнецке проходил межрегиональный семинар под названием" Основы Формирования экологической политики субъекта Российской Федерации на примере завершенного проекта концепции экологической политики Кемеровской области", в работе которого приняли участие представители почти всех крупных городов Сибири и Дальнего Востока. На этом Форуме с докладом выступил и председатель комитета Верховного Совета республики по экологии и природопользованию С.В.Комаров.

Кузбасс выбран не случайно - дело в том, что 30 процентов его территории офи-циально отнесено к зоне экологического бедствия. Недаром Кемеровскую область называют всероссийской кочегаркой - здесь ежегодно добывается около ста миллионов тонн угля, а это значит, что в отвалы уходит не менее четырехсот миллионов кубометров вскрышных пород.

Кузбасская концепция хороша тем, что в ней сформулированы общие принципы природоохранной деятельности, следовательно, хакасским экологам нет нужды проделывать эту работу еще один раз, можно за бесплатно позаимствовать то, что уже наработано другими, достаточно только внести некоторые коррективы с учетом местной специфики.

Коррективы эти пока что в нашу пользу - экология Хакасии в разы и разы лучше, нежели в соседнем Кузбассе. Даже такое экологически вредное предприятие, как Саянский алюминиевый завод, выгодно отличается от всех других алюминиевых заводов страны в части вреда, причиняемого производством окружающей среде, так как здесь установлены самые современные в России и на всем пространстве СНГ системы очистки отходящих газов и замкнутая система водоснабжения.

По мнению Сергея Владимировича, наиболее загрязненной в экологическом плане территорией республики на сегодня является Черногорок. Здесь самый высокий процент задымления и загрязнения воздуха, непропорционально велик процент людей с легочны-ми заболеваниями.

Указал он и еще одну болевую точку на карте республики - Красноярское водохранилище, где большая часть хищной рыбы заражена гельминтами и иными паразитами. Поэтому в республике уровень заболеваемости лентецом и другими гельминтами в 27 раз превышает общероссийский, а в Боградском районе, на территории которого в основном и расположена республиканская часть акватории - в 125 раз.

ГАЗЕТА "ЧЕРНОГОРСК", 18 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Городская массовая газета, выходит три раза в неделю, формат 8А3, тираж - 4100 экз.)

ХИЩНЫЙ ОСКАЛ ОЛИГАРХИИ: угольным предприятиям Хакасии грозит распродажа?

Сказываются последствия их прихватизации, скупки через систему фиктив-ных банкротств, в результате которых разрезы оказались в руках дельцов, готовых за копейку барыша поставить крест на самом существовании данных предприятий и тем самым переломить становой хребет экономики республики, подточить и загубить на корню основу жизни населения РХ.

Пользуясь странным бездействием местных властей и полным попустительством ответственных чиновников, на протяжении довольно длительного времени пришлые собственники фактически грабят святая святых нашей Родины - недра России, ведут хищническую эксплуатацию природных ресурсов Хакасии. И все это происходит на фоне существующей, но бездействующей ст. 255 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение правил использования недр. Между тем как на Сорском горно-обогатительном предприятии больше года не ведутся вскрышные работы. В результате этого варварства угроблено будущее единственного в России предприятия -производителя молибдена. Здесь, может, кто-то чего не понял - повторяю: сырьевая держава РФ прощается с последним производителем СТРАТЕГИЧЕСКОГО сырья - молибдена. Причем, помогают ей в этом лучшие друзья Президента из структуры "Русского алюминия". Горнотехническая инспекция РХ, которая для того и содержится на деньги бюджета, чтобы следить за соответствием закону горных работ, молчит. Молчит и Комитет по природным ресурсам республики. Хотя оба ведомства прекрасно осведомлены о фактах хищнической эксплуатации горных предприятий, захватившими их банковскими структурами.

Я задал вопросы начальнику инспекции Госгортехнадзора РХ господину Н.Капырину (председатель Комитета по природным ресурсам РХ г-н В.Кяргин прокомментировать ситуацию отказался):

- Вы можете остановить горные работы по причине хищнической эксплуатации?

- Можем.

- Так почему же вы этого не делаете?

- А-а-а, причина?

- Хищническая эксплуатация!

- А кто об этом говорит, что это хищническая эксплуатация?

- А разве нет?

- Когда ребята начинают зарываться немножко, т.е. уголь добывать, а на производ-ство вскрыши ноль внимания, мы корректируем, согласовываем, пока они не приводят так, как должно быть. Бывает, с отставанием, но приводят. В общем, это вопрос сомни-тельный. С этим надо разобраться.

- То есть, это не соответствует действительности?

- Я не могу сказать, соответствует или не соответствует, но не должно такого быть, не должно! Мы пока не в курсе дела...

- По какой цене Изыхский разрез продает уголь?

- Нас это не интересует. Нас интересуют только вопросы промышленной безопасности.

-.Если в ходе проверок факт свершения преступления подтвердится, вы закроете предприятие?

- Когда была последняя проверка по Изыху?

- В прошлом году...

- Когда будет следующая?

- Через два года...

- А, может, вам угрожают?

- Угрожают - это когда звонят на работу, домой, предупреждают семью?.. Нет, такого не было. Вы лучше возьмите интервью у А.Килина, представителя банковской группы МДМ в Хакасии. Все планирование, согласование с Москвой, финансовые дела и вскрышные работы у них, все идет через него. Он каждый месяц защищает их объемы и финансовые стороны.

Из данного интервью создается впечатление, что либо господа из Госгортехнадзора вообще не компетентны в той работе, которая им поручена, либо кормятся из рук овладевших разрезами банковских структур (а кто же со своими кормильцами бороться станет?) Застигнутый врасплох моим вопросом, господин Капырин и сам не заметил, как проговорился, непонятно зачем затронув тему вскрышных работ, комплексных проверок и финансовых сторон на разрезе "Изыхский", который совсем недавно за бесценок перешел банковской группе МДМ! Так вот, на этом самом "Изыхском" угольном разрезе остановлены все работы по верхним вскрышным горизонтам, а ведутся только по нижним, т.е. породу не вывозят, а берут только вскрытые еще при советской власти полезные ископаемые. Вместо того, чтобы лезть в воду, осушать, отрабатывать перспективы, новые собственники предпочитают просто снимать сливки по верхним пластам, по выходам на поверхность. При этом основная часть угля, по которому надо проводить вскрышу, бросается, что ведет к огромным потерям. И если добычу вовремя не остановить, а вскрыш-ные работы не активизировать, то через пару лет предприятие будет, что называется, по-хоронено, а масса черного золота навсегда останется недобытой.

Вопрос представителю МДМ в Хакасии А.Килину:

- Почему на разрезе "Изыхский" вскрышные работы не проводите?

- Чтобы снизить себестоимость и начать продавать уголь по цене ниже, чем на других разрезах.

- И какова себестоимость изыхского угля?

- 240 рублей за тонну.

- А по какой цене вы продаете уголь Торговому Дому?

- Чуть выше себестоимости, знаете за что Торговый Дом продает купленный у вас уголь в два раза выше, порядка 400 руб. за тонну? (т.е. 400-240=160 рублей идет как сверхприбыль в карман "хозяев", которые получают доходы государства и бывших ак-ционеров - работников разреза, - корр.)

- Ну... я думаю... цену ставят ту, которая на рынке в стране.

- Остановка "Изыха" не планируется?

- Нет, об этом и разговора нет. Госгортехнадзор нам баловаться не позволит.

- А часто ли он вас проверяет? Последний раз две недели назад была проверка. (Сравните со словами Капырина!)

Каков уровень коэффициента вскрыши на ваших разрезах?

- На Черногорском разрезе 4,5 куб.м, на Изыхе 5,5 куб.м, а вообще необходимый там коэффициент вскрыши 6,7 куб.м. на тонну, то есть мы не вскрываем новые запасы, а дорабатываем ранее вскрытые.

Итак, официальные представители МДМ сами говорят о том, что искусственно занижают уровень коэффициента вскрыши на своих угольных предприятиях. К примеру, рабочим разреза "Черногорский", как следует из интервью, дана команда работать на уровне 4,5 куб.м. при необходимом коэффициенте 8,0 куб.м. То же самое и на Изыхе, где рабочий коэффициент 5,5 куб.м., при геологически необходимом 6,7 куб.м. Когда же все "сливки" будут сняты, а предприятие потеряно, эти "деловые люди" переправят свою технику на лежащее рядом Бейское месторождение. Чтобы и там ограбить и испоганить недра, отработав горизонты с меньшим коэффициентом вскрыши?

Безусловно, изложенные факты достойны и прокурорского внимания. При прокуроре РХ Олеге Трофимове, недавно со скандалом ушедшего в отставку по каким-то причинам, рассмотрение данного вопроса хода не получило. Изменится ли состояние дел при вновь назначенном прокуроре? Пока же плачет и рыдает Земля Хакасская и не может утешиться.

Но ворон ворону глаз не выклюет?.

Олег Кулишкин, сотрудник Русской национальной правозащитной секции международного общества прав человека

ДЕФИЦИТНЫЙ ПРОПАН

"А у нас в квартире газ. А у вас?", - известный вопрос из доброго детского стихотворения черногорцами давно воспринимается в качестве провокационного. Пропана нет в 45 домах из 57 газифицированных.

С 12 сентября горожане учатся обходиться сухим пайком, поглядывая на абсолютно бесполезную газовую горелку. Навыки, приобретенные за месяц вынужденной "голодовки", придется совершенствовать и дальше - поступления голубого топ-лива в республику пока не предвидится.

Причину "газового" дефицита общественные наблюдатели видят в снижении экспортных ставок на нефтепродукты сразу на 10 процентов -газ выгоднее стало продавать за рубеж. Реакция на столь "мудрое" решение российских политиков последовала немедленная и вполне предсказуемая.

Автовладельцы вынуждены были поставить на прикол газотранспорт (тем более что цены и на другой вид топлива - бензин - поползли вверх). Частные заправки, не имеющие большого запаса газа, встречали поток машин вывеской, извещающей, что про-пана нет. Какое-то время еще держались представительства "Хакасгаза" - здесь запасы голубого топлива были солиднее, но и они подошли к концу. Жители домов с газоснабжением теперь с тоской поглядывают на электросчетчик - цифры на нем мелькают с го-ловокружительной быстротой. Газа нет...

Чиновники развязали руки нефтяникам, но с газовиками проделали ту же операцию с точностью-до наоборот. К примеру, Министерство энергетики определило регио-нальным структурам так называемый госзаказ. Толку от него, что от стрижки свиней - визгу много, шерсти нету. Если раньше тот же "Хакасгаз" имел полное право решать, с каким партнером ему сотрудничать и где выгоднее закупать топливо, то теперь "друзей" приходится выбирать по указке свыше.

Нашему региону выпали Ачинск, Тобольск и Сургут. Как рассказал Владимир Суксов, председатель городского Совета депутатов, от первого мы должны были полу-чить 500 тонн газа, получили всего 210, а теперь поставки и вовсе прекратились. Сургут обещал 200 тонн, но сейчас в поставках тоже отказывает - газа нет. Тобольский завод требует за свои 120 тонн 100-процентную предоплату, но даже если он получит всю сум-му, газ "доберется" в республику только через месяц.

На совещании у первого заместителя главы Правительства Василия Цыганка генеральный директор ОАО "Хакасгаз" Александр Итекбаев предложил, пожалуй, единст-венный выход из создавшейся ситуации - можно попробовать закупать газ не в названных выше регионах, а где-нибудь подальше. Но... автоматически увеличивается и цена вопроса.

Если у нас населению газ реализуется из расчета 5,7 тысячи рублей за тонну, то "где-нибудь" подальше он будет стоить уже 10 тысяч. Возможно, правительство республики посчитает целесообразным выделить дотацию из бюджета, тогда газовики начнут закупать топливо в других областях России. Если этого не произойдет, то, вполне вероятно, что разницу из своего кармана будут оплачивать рядовые потребители.

Пока же городские власти решили просить помощи у полномочного представителя Президента России по Сибирскому федеральному округу Леонида Драчевского.

На днях ему было отправлено письмо за подписью председателя городского Совета депутатов Владимира Суксова, в котором, в частности, говорится: "Черногорский го-родской Совет депутатов обращается к Вам с просьбой о помощи. В Черногорске сложилось катастрофическое положение со снабжением газом, в связи с чем растет социальная напряженность. Просим Вас помочь нашему городу и разрешить сложившуюся ситуа-цию".

P.S. В понедельник газа не было уже в 51 доме...

Татьяна Александрова

Чернявского - можно

Нечто подобное в минувшие дни произошло с высокопоставленным в недавнем прошлом работником группы "Сибирский алюминий" Александром Чернявским. Имя его в негативной окраске было упомянуто в связи со скандалом на АО "СиТекс", откуда сей юрист пытался отправить в одну из московских фирм готовой продукции черногорцев на сумму в 35 миллионов рублей (1 миллион долларов).

При этом людей, знающих о том, что некогда Чернявский был заместителем генерального директора "Саянского алюминиевого завода", буквально потрясло то, что нелицеприятные факты об этом господине опубликовал не кто-нибудь, но именно газета "Черногорский рабочий", известная своими симпатиями (если не сказать больше) ко всему, что связано с производством алюминия. И вот вдруг столь резкая отповедь одному из самых матерых алюминщиков.

Однако всех, кто ожидал репрессий по поводу подвига газеты, слегка придется разочаровать. Как объяснили официальные работники группы. Чернявский давно не в ней, а как бы сам по себе. Поэтому в известном смысле его теперь - можно.

Сергей Привалов говорит о Черногорске с уважением

Генеральный менеджер ОАО "Абаканва-гонмаш" Сергей Привалов считает, что Черногорск успешнее адаптировался к сложным экономическим условиям, нежели Саяногорск.

Последний как бы замер возле успешно развивающегося "Саянского алюминиево-го завода". В то время как в Черногорске банкротство ряда предприятий сначала вышвырнуло на улицу людей, затем поставило город перед необходимостью создания новых рабочих мест, затем стало создавать эти места.

В результате появилось большое количество малых и средних предприятий, которые понесли в общегородскую казну налоги.

При этом с удивлением Привалов отмечает, что Черногорск, который принято считать отсталым, гораздо лучше рассчитывается по зарплате с учителями и врачами, тогда как более благополучный Саяногорск создал вокруг этого вопроса громадные социальные проблемы.

Секрет между тем прост: черногорская мэрия придерживается правила о 30-ти процентах. Согласно ему, треть от любых поступлений - собственные ли доходы, трансферты из республики автоматически идут на зарплату бюджетникам. Тогда как руководители Саяногорска уперлись и считают, что зарплату следует платить только из транс-ферта. В результате в городе назрел социальный взрыв, который способен прервать карьеру мэра Петра Овчинникова.

А Черногорск... да он на глазах становится благополучным. За что вызывает похвалу как крупных промышленников, так и председателя правительства РХ Алексея Л-бедя.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "ВЗГЛЯД", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 28А3, тираж - 17000экз.)

Правительство республики и профсоюзы чуть не подрались из-за кучи угля Склока социальных миротворцев

Заседание комиссии по урегулированию социальных споров ознаменовалось скан-далом. Мероприятие, которое по статусу и названию является миротворческим, завершилось стычкой между самими миротворцами.

Не выдержав критики со стороны профсоюзов, заместитель главы Хакасии Василий Цыганок высказал все, что у него было на уме по поводу деятельности профсоюзной организации да так, что политически сдержанный профбосс Федор Герасимов был вынужден пойти на обострение конфликта.

Что собственно произошло? В трехстороннем договоре на 2001-2003 гг. есть пункт, где правительство берет на себя обязательство разработать стратегическую про-грамму развития угольной отрасли республики. Уже конец 2002 года, а программы нет. Вот на это и указали профсоюзы, по-своему объяснив это нежеланием власти лезть в угольный бизнес. В ответ профсоюзы были уличены в бездеятельности. По мнению Цыганка, профбоссам следовало выводить народ на забастовки в период передела собствен-ности. Вот тут и вмешался Федор Герасимов, сказав, что председатель комиссии не имеет полномочий, чтобы давать оценку деятельности профсоюзов, В общем, стороны погорячились, но осадок-то остался. Однако мы показали лишь "вершину айсберга". Причина конфликта в другом. Оказалось, что новый собственник большинства угольных предпри-ятий Хакасии, не очень удачный продавец угля. А спасение угольной отрасли Хакасии возможно лишь при росте продаж угля. Это понимают и директора шахт, и профбоссы. Но и те, и другие, по большому счету люди подчиненные: директор зависит от высшего руководства холдинга, рабочие - от директора, а профсоюзный лидер - от позиции ра-бочих. Поэтому ссориться с московским руководством никто не хочет.

Реальный выход из ситуации - разрешить хакасским компания продавать уголь самостоятельно. Но как это решение "продавить" через собственника?

Есть два пути: мирный и "военный". Мирный путь предполагает, что с москов-ским руководством компании будут договариваться, а для этого переговорщики должны быть одинаково сильными. "Военный" путь - это акции протеста, громкие заявления властей и шумиха в средствах массовой информации. Вот к этому, кажется, профсоюзы и подталкивают правительство республики.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ", 17 ОКТЯБРЯ 2002 ГОДА

(Рекламно-информационное издание, выходит еженедельно в четверг, формат - 16А3, тираж - 2700000экз.)

ПРОБЛЕМА "ЕДИНОЙ РОССИИ"

ДО СИХ пор никто из аналитиков толком не может объяснить: зачем кремлевским технологам дробить политический центр?

КРОМЕ "Единой России" здесь толкаются локтями и "Народная партия" (Г. Рай-ков), и "Партия жизни" (неформальный лидер - спикер Совета Федерации С. Миронов), и Демократическая партия (М. Прусак), и Партия промышленников и предпринимателей (А. Вольский и К0)... Все они ссылаются на поддержку в администрации президента. Получается, либо в Кремле нет единой команды и разные ее части поддерживают "свои" по-литические организации, либо там создают конкуренцию "Единой России". Пусть "не дремлет" и каждый день завоевывает право называться настоящей и единственной партией президента В. Путина.

Однако избиратель, но особенно -многочисленный отряд чиновников, пока полностью дезориентирован: какую из партий власти поддерживать? Смятение еще больше усилилось после заявления лидеров "Единой России" на недавнем съезде политсовета о том, что госслужащим категории "А" надо разрешить членство в политических партиях. Но куда конкретно идти бюрократу? Скорее всего, он будет просто выжидать.

"Списка Путина" не будет?

ОДНО время казалось, что большой угрозы для центристов не существует. Политтехнологами был разработан вариант совмещения даты выборов в Госдуму с выборами президента - 7 марта 2004 года. При этом глава государства лишал лидеров фракций ма-невра (им пришлось бы раздваиваться: ввести в Думу отряд единомышленников или заниматься президентскими выборами) и за счет неформального "списка Путина" обеспечивал в новой Госдуме устойчивое и "дешевое" (не надо платить за каждое голосова-ние) большинство.

В таком случае раздробленность в политическом центре не имела принципиального значения - "лучшие представители" всех партий власти объединялись бы администрацией в общий президентский список и проходили бы в Госдуму за широкой спиной В. Путина. А конкуренция между центристскими партиями была бы даже полезной.

Однако ведущие PR-компании сделали все, чтобы сорвать такой сценарий. Ведь при совмещении думских и президентских выборов они теряли заказы на сотни миллио-нов долларов.

В результате эффективность комбинации со "списком Путина" резко снижается. Раздробленность же в политическом центре серьезно повышает предвыборные шансы КПРФ и правых, прежде всего СПС.

Почувствовав угрозу, руководство "Единой России" решило действовать. Последовало сенсационное заявление о необходимости поднять барьер для прохождения партии в Госдуму до 12,5% (вместо 5). Таким ходом планировалось радикально решить проблему "многоликости" партии власти - всем другим партиям власти пришлось бы записаться "Единую Россию". Никаких шансов попасть в Думу иначе не будет.

Между тем столь смелая тактика единороссов может оказать медвежью услугу Президенту России. В случае реализации такой инициативы больше всех выигрывает КПРФ. Расчеты показывают, что коммунисты опередят "Единую Россию" в 2003 г. и к своим местам в парламенте добавят львиную долю голосов партий, не преодолевших барьер в 12,5%. Более того, президент может получить нелеги-тимный или непредставительный парламент, когда число голосов за две попавшие в Госдуму партии в сумме окажется менее половины от числа избирателей России. Экономические и политические ре-формы В. Путина окажутся под угрозой.

Дефицит единства

ОДНОЙ из главных задач при объединении "Отечества" и "Единства" было снижение политического веса Ю. Лужкова и С. Шойгу. Она решена настолько успешно, что оба лидера постепенно отошли от партийных дел и даже отсутствовали на последнем съезде (чего раньше никогда не бывало).

При таком отношении к лидера партийный аппарат развил бурную деятельность. В результате - "Единая Россия" быстро превращается в федеральное министерство по делам партии власти". Осознание этой опасности, возможно, и породило планы по перемещению Б. Грызлова с должнссти министра МВД в генеральные секретари партии с самы-ми широким полномочиями. Хотя такой шаг может вызвать и удовлетворение выходцев из ельцинской администрации. Говорят, они были недовольны установлением политического и кадровой контроля над МВД со стороны "питерских и чекистов". Так что пере движка Б. Грызлова из министерской кресла им на руку.

Косвенным признаком наличием проблем внутри "Единой России' служат и слухи о том, что целый ряд ее лидеров активизирует работу в одномандатных округах. Готовятся к выборам в них, как независимые кандидаты. Эти настроения усилились после выступления на съезде "Единой России" Д. Козака. В партийных кулуарах с опасением заговорили, что его законопроекты о местном самоуправлении и региональных органах государственной власти могут окончательно поссорить президента и его партию с региональными элитами.

Константин СЕРГЕЕВ

БРОДЯЧИЙ ЦИРК "ЕДИНОЙ РОССИИ"

МАШИНЫ ГИБДД в голове и хвосте кортежа из полутора десятков иномарок, "мигалки", металлический голос по "матюгальнику": "Прижаться к обочине, пропустить колонну!" Вот так птицей-тройкой руководство партии "Единая Россия" мчалось на встречу с рядовыми партийцами. И опять же почти по-гоголевски сторонились и уступали ей дорогу другие партии и движения.

"Осенний нёс"

ОСЕННИЕ гастроли "Единой России" по южным и центральным регионам проходили по единому сценарию. Все губернаторы, будь то коммунист Черногоров (Ставро-полье) или генерал ФСБ Кулаков (Воронежская обл.), принимали делегацию так, как будто к ним приехал не лидер одной из трех десятков российских партий А. Беспалов со товарищи, но сам генсек. А правда, кто к ним приехал?

Г-н Беспалов родился в 1950 году в Ленинградской области, окончил химфак ЛГУ, потом работал в Ленсовете, в мэрии и Законодательном собрании. Нынешняя партия власти не первая в биографии Александра Дмитриевича -вплоть до 2000 года он воз-главлял питерский исполком НДР. Беспалов носит усы щеточкой и курит толстенные сигары. Держится с уверенностью лектора общества "Знание", командированного в отдаленный колхоз рассказывать о международном положении.

Приехавшие с ним "верные беспаловцы" четко делятся на две группы - функционеры молодые и старые. Первые очень надеются порулить страной, сделав карьеру в но-вой партии власти. Вторые же чувствуют в ней некий родной дух, хотя на роскошных банкетах в честь "Единой России" иногда ворчат, что в годы работы в аппарате ЦК КПСС их, бывало, принимали и получше. Но модный нынче "центризм" молодежь и старики понимают одинаково: коммунистов уважают, а к СПС и "Яблоку" относятся с недоверием.

"Единая Россия" называет себя партией поддержки президента. Надо сказать, же-лающих "нести бревно" вместе с В. Путиным становится все больше. Пока партия имеет 89 региональных отделений. Еще 3 дня назад в ней состояли 180 тысяч человек, сейчас - 250, к концу года планируется принять миллион.

Бурный рост рядов происходит просто: чтобы вступить в "ЕР", достаточно заполнить анкету, приложить фотографию и отправить в Москву. Там стоит специальная машина, со скоростью 100 тыс. штук в месяц пекущая партбилеты нового образца. Они напоминают одновременно телефонную сим-карту, пластиковую "Визу" и дисконтную карту крупной сети универмагов. Предъявителям - скидка в любом региональном отделении "Единой России".

Рост членов

В ОБЩЕМ, за работу, товарищи! На Ставрополье товарищи подобрались принципиальные. С ходу предложили принимать в партию по рекомендации трех членов и ввести кандидатский стаж, а то попутчиков развелось... Да и о молодежной организации по типу комсомола пора подумать, райкомы и методические кабинеты создать. Где деньги взять?

- У гусинских и березовских, - предложил товарищ из "первички" в совхозе им. Ленина. Другой делегат, оговорившись по Фрейду, назвал центральный исполком центральным комитетом. Руководство, конечно, покритиковало желающих бежать впереди паровоза, но бурные, продолжительные аплодисменты они все-таки сорвали.

- Вы никогда не чувствовали себя в роли могильщиков других партий? - огорошил А. Беспалов вопросом своих однопартийцев в Ростове. -Так почувствуйте! - "Единороссы" задумались, как бы примеряя к руке черенок лопаты. Но предложенное партией увеличение проходного барьера при следующих думских выборах с 5% до 12,5% почти всем пришлось по душе.

- Кроме нас, - сообщил А. Беспалов в интервью "АиФ", - в Государственную думу смогут пройти коммунисты. Еще - правые партии, СПС и "Яблоко", если сумеют объединиться.

- А если большинство получит КПРФ?

- Значит, мы плохо работали!

- А избирателям что делать? Ведь через такую Думу не пройдет ни один закон.

- Значит, избиратели тоже плохо работали!

Вот такая она, "Единая Россия", партия нового типа. Как давным-давно сказал Виктор Черномырдин: "Сколько партий у нас ни создавай, все равно получается КПСС". Впрочем, среди номенклатуры "ЕР" эта крылатая фраза все чаще теперь приписывается А. Беспалову.

Сергей ОСИПОВ, Ставрополь - Краснодар - Новочеркасск - Ростов - Воронеж - Тамбов - Моск-ва