В 2005 году на территории Волгоградской области совершено 3294 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых свыше четырех с половиной тысяч человек получили телесные повреждения. Из них около 600 человек погибло. Об этом было заявлено на расширенной коллегии прокуратуры Волгоградской области, посвященной исполнению законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры, в работе коллегии приняли участие начальник ГУВД области Михаил Цукрук, представители суда, администрации области, руководители контролирующих структур, главы городских и районных администраций, прокуроры и начальники органов внутренних дел городов и районов Волгоградской области.

Как заявлено на коллегии, основными причинами дорожно-транспортных происшествий в регионе являются неудовлетворительное состояние дорог и улиц, нарушение правил дорожного движения водителями, в том числе управляющими транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, а также эксплуатация технически неисправных транспортных средств. В своем выступлении председательствующий на коллегии прокурор области Леонид Беляк особенно остро обозначил проблему, связанную с низким качеством ремонта и содержания дорог, состояние которых самым непосредственным образом влияет на совершение дорожно-транспортных происшествий, ставит под угрозу жизнь и здоровье водителей и пассажиров. Выделяемые на цели обеспечения безопасности дорожного движения денежные средства явно недостаточны.

Областная целевая программа "Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Волгоградской области" на 2003-2005 годы не была обеспечена финансированием на протяжении всего срока действия. Всего на 20% от планового объема выполнена областная целевая программа "Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Волгоградской области на 2002-2007 годы". Аналогичная ситуация сложилась в муниципальных образованиях. Выделенные средства, как выяснилось, расходовались крайне нерационально. Надлежащий контроль за их использованием отсутствовал. В условиях дефицита денежных средств во многих районах органами местного самоуправления заключались контракты на проведение дорожных работ без проведения конкурса, в них не включались требования о выплате неустойки. Дорожные работы, в основном, сводились к ямочному ремонту дорожного полотна, которое через непродолжительное время вновь разрушалось. Приемка выполненных работ осуществлялась приемочными комиссиями формально, без оценки их качества. Иногда денежные средства попросту расхищались. Так, прокуратурой области расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении должностных лиц ОГУП "Волгоградавтодор", в результате противоправных действий которых данному предприятия причинен материальный ущерб на сумму свыше полутора миллионов рублей. Прокуратурой Жирновского района расследовано и направлено в суд уголовное дело по обвинению в хищении денежных средств должностными лицами ДРСУ филиала ОГУП "Волгоградавтодор".

В результате такой деятельности около 90% территориальных дорог не соответствуют требованиям к эксплуатационному состоянию, обеспечивающему безопасность дорожного движения. Многие участки федеральных и территориальных дорог вообще не подлежат ремонту и нуждаются в реконструкции с учетом существующего и прогнозируемого транспортного потока. Имеющиеся на них разметка и дорожные знаки не соответствует нормативным требованиям, как по качеству, так и по количеству.

Прокуратурой опротестован ряд нормативных правовых актов администрации области, регламентирующих вопросы прохождения государственного технического осмотра, платы за спецпродукцию ГАИ, сертификации услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, в связи с тем, что они вошли в противоречие федеральному законодательству. Потребовало прокурорского вмешательства и незаконное нормотворчество глав отдельных муниципальных образований.

Кроме того, по мнению прокуратуры, одной из причин ДТП является низкий профессиональный уровень водителей. На территории области подготовку водителей осуществляют 163 учебных заведения. Из подготовленных ими в 2005 году 32 тысяч кандидатов в водители экзамен с первого раза сдали всего 50 %. В ряде учебных заведений этот показатель еще ниже.

Прокурорами повсеместно выявлены многочисленные нарушения в деятельности предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства. К ним относятся как игнорирование требований о проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей, так и отсутствие контроля за режимом труда и отдыха данной категории работников, техническим состоянием транспорта.

На коллегии высказаны серьезные замечания в адрес контрольно-надзорных органов. Прокурорскими проверками выявлена масса предписаний, выданных службой ГИБДД должностным лицам, не обеспечившим надлежащее содержание дорог, дорожных сооружений, и транспортных средств, контроль за исполнением которых не осуществлялся. При назначении административных наказаний сотрудниками ГИБДД допускались неправильная квалификация совершенных правонарушений, ненадлежащее удостоверение фактов совершения правонарушений, что в последующем влекло за собой их отмену, а, следовательно, и безнаказанность правонарушителей. Не принимались исчерпывающие меры к исполнению назначенных наказаний в виде штрафа и лишения права управления транспортными средствами. К проведению проверок технического состояния транспортных средств на основании договоров привлекались 35 сторонних организаций, что прямо запрещено законом. Это явилось основанием для направления прокуратурой области в суд заявлений о признании договоров недействительными.

В отношении сотрудников ГИБДД прокуратурой области за период 2005-2006 годов уже расследованы и направлены в суд 5 уголовных дел коррупционной направленности. Пять сотрудников ГАИ привлечены к уголовной ответственности за фальсификацию административных материалов, которые были использованы мошенниками при оформлении незаконных страховых выплат. Троим сотрудникам предъявлено обвинение в получении взяток. Выявлены недостатки в деятельности Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области и его подразделений на местах. Сотрудниками УГАДН также не всегда контролировалось исполнение собственных предписаний. При наличии фактов уклонения от уплаты штрафов не принимались меры к возложению на правонарушителей ответственности за неуплату штрафов.

Фактически самоустранились от проверки качества реализуемых запасных частей и дополнительного оборудования для автотранспорта, а также от контроля за качеством предоставления услуг по его ремонту и техническому обслуживанию органы Роспотребнадзора. Такие проверки стали проводиться только в текущем году, да и то по инициативе прокуратуры.

По результатам проведенной проверки прокурорами в целях устранения выявленных нарушений внесено 384 представления, опротестовано 211 незаконных правовых актов, вынесено 367 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, должностным лицам объявлено 81 предостережение, направлено в суд 89 исков и заявлений.