Еще не оглашены ЦИК не только официальные итоги, но и нет пока предварительных результатов прошедших на Украине выборов, но уже четко определены некоторые важные тенденции. Итоги мартовского голосования на пять лет определят будущее страны, а вступающая в силу политреформа усилит значение поста премьер-министра и роль высшего законодательного органа. Прежде всего, парламентские и местные выборы стали продолжением выборов президентских, о чем говорили многие политологи. По своим электоральным симпатиям страна все также расколота на непримиримые "оранжевую" и "бело-синию" части. Правда, в самом оранжевом спектре произошло разделение между сторонниками Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и "Нашей Украиной". В итоге партия Виктора Януковича победила в 8 областях юго-востока и Крыму, пропрезидентские силы - в трех областях Западной Украины (две из них - это Галичина), а Юлии Тимошенко достался запад, север и центр страны.

Сокрушительными можно назвать проценты, полученные пропрезидентской "Нашей Украиной" (НУ), ведомой действующим премьером Юрием Ехануровым. За полтора года Ющенко растерял почти три четверти своего электората, что явилось реакцией на провальную политику оранжевой власти и неопровержимым фактом глубокого разочарования среди его сторонников. Повредила имиджу НУ и череда скандалов, первым из которых стал скандал с именем сына президента Андрея, а последним - отправка под видом олимпийцев в Турин родственников членов правящего истеблишмента. Умело воспользовалась ситуацией с падением популярности НУ заклятый друг президента экс-премьер Юлия Тимошенко, вовремя дистанцировавшаяся от тонущей накануне выборов команды главы государства, хотя сама, как руководитель правительства, немало поспособствовавшая развалу экономики и ухудшения жизни людей. Харизматичная, умная и энергичная, на коньке популистской идеологии, она буквально внесена в стены нового парламента бывшим электоратом "Нашей Украины". Именно БЮТ получил больше половины всех голосов, отданных за политсилы оранжевой коалиции, а это более пятой части от всех, пришедших на избирательные участки.

Безусловным, но формальным победителем гонки следует считать Партию регионов и ее лидера Виктора Януковича, что можно считать в некоторой степени реваншем за проигранные в конце 2004 года президентские выборы. Треть голосов избирателей за партию Януковича превращает его если не в премьера, в одного из основных политических игроков на Украине. "Донецкие", после первых месяцев растерянности, наступившей вслед за президентскими выборами, смогли сплотиться вокруг его фигуры. Плечо Януковичу подставили председатель Донецкого облсовета и крупный бизнесмен Борис Колесников (проведший по надуманному обвинению четыре месяца 2005 года в заключении) и миллиардер Ринат Ахметов. В "регионы" ушли многие видные украинские оппозиционные деятели, среди которых особо выделяются преследовавшиеся оранжевыми как "сепаратисты" харьковский и луганский экс-губернаторы Евгений Кушнарев и Александр Ефремов, председатели Луганского и Донецкого облсовета Виктор Тихонов и Анатолий Близнюк. Огромную поддержку Януковичу оказали жители Донбасса (более 70 процентов), ассоциировавшие его со своим краем. Однако нельзя не остановиться на факторе, который помешал экс-премьеру достигнуть еще большего успеха. Причина, как ни странно, в самих регионалах. Они отказались от идеи создать широкую антиоранжевую коалицию, оттолкнув реальных союзников из СДПУ(о), ПСПУ и мелких русофильских партий и блоков, сделав основной упор на "донецких". В результате в их списке слабо были представлены представители других областей Украины, а на проходных местах вдруг оказался административный персонал футбольного клуба "Шахтер" и даже водитель из подконтрольной Ахметову фирмы "Люкс".

Полное фиаско потерпела идея декларированного центризма - краеугольного камня украинской политики периода Кравчука и Кучмы. Ее жертвой пал один из самых влиятельных политиков - спикер Верховной рады Владимир Литвин, создавший под выборы блок своего имени "МЫ. Позиционируя себя как третья объединяющая страну сила, он располагал мощным финансовым и людским ресурсом. Вместе с ним в блок вошли: известная певица София Ротару, первый и последний украинский космонавт Леонид Каденюк и более 40 депутатов парламента, сгруппировавшихся вокруг незыблемой, как казалось, фигуры Владимира Литвина, и в итоге оказавшихся за бортом новой Верховной Рады, так как блок не смог преодолеть даже трехпроцентный барьер. Повержены были и другие силы, топтавшиеся в центре.

Выборы показали также значительное ослабление левого фланга украинского политикума. Едва-едва прошли в Верховную раду коммунисты, набрав менее 4 процентов голосов (когда-то за них голосовало более 40 процентов избирателей), и социалисты (менее 6 процентов голосов). При этом ни в одном регионе они не заняли первого или второго места, как занимали еще 4 года назад. Чуть-чуть не дотянул до заветного числа блок "Народная оппозиция" Натальи Витренко. Безусловно, по затраченной энергии и возможностям, это один из неудачников предвыборной гонки. Опираясь только на восточные регионы, где ее политическая сила оказалась стабильно на втором месте, Витренко практически не собрала голосов в Киеве и на Западной Украине. Сама лидер народной оппозиции объясняет свою неудачу фальсификациями и обещает массовые акции протеста. На многих избирательных участках ее наблюдатели отсутствовали.

Из 45 партий и блоков, принявших участие в выборах, особо хочется отметить оппозиционный блок "Не так!", неожиданно для многих не добравший более половины голосов до 3-х процентов. В этом блоке, ведущей силой которого была СДПУ(о), собралось немало сильных и ярких личностей (экс-президент Леонид Кравчук, kwd>, Нестор Шуфрич). Достаточным был и матресурс. Как и в случае с блоком Литвина, "Порой", "Не так!", большинство социологов прогнозировало этому блоку попадание в парламент.

Вообще, социологические опросы и экзит-пулы сыграли с некоторыми силами злую шутку. Так, по опросам в день голосования, Витренко получала более 15 процентов голосов по стране и от четверти до трети по юго-востоку, однако при реальном подсчете цифры улетучились как дым. Как считает один из лидеров СДПУ(о) Игорь Шурма, среди причин поражения "Не так!" стало отсутствие географической базы - региона, на который можно было полностью опереться. Добавим, что демонизированный властью и СМИ образ социал-демократов погубил их шансы пройти в парламент.

Доли процента голосов взяли многочисленные именные блоки известных в прошлом лидеров, созданные под выборы, равно как и отошедшие на вторые и третьи роли когда-то влиятельные политические партии, как, например, НДП и "зеленые". Кcтати, "экологический" спектр, представленный сразу несколькими силами, очутился в глубоком нокауте. Пропорциональная система выборов структуировала Верховную раду, где уже нет места беспартийному "болоту", успешно просуществовавшему четыре созыва. Таким образом, только пять политических сил будут представлены в новом парламенте.

Что касается формирования большинства - а для украинского парламента это вопрос жизни и смерти, так как в противном случае ему грозит роспуск - то здесь возможны только три варианта коалиции. Первая и пока самая вероятная - это коалиция героев Майдана: "Наша Украина", БЮТ и Соцпартия с примкнувшей к ней и не попавшей в парламент Партией промышленников и предпринимателей Анатолия Кинаха. Идеологически это наиболее вероятная конфигурация, тем более, что для президента такой альянс наиболее предпочтителен и естественен. Между двумя блоками нет непреодолимых разногласий. Кажется, все три силы готовы к подписанию соглашения и формированию большинства. Восстановление оранжевого единства было бы в целом с восторгом встречено их избирателями. Однако враждебные отношения между окружением Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко, помноженные на амбиции лидера "БЮТ", затрудняют переговоры. Да и сам президент может опасаться лидерского задора экс-премьерки. Говорят, осенью она едва не объявила Виктору Андреевичу импичмент, да посол США помешал. Для "любих друзів" (как за глаза называют окружение президента), многие из которых тесно связаны с крупным бизнесом, куда логичней и приемлемей союз с регионалами. Очень сильна позиция социалиста Мороза, в который раз получающего в свои руки "золотую акцию". Он всегда имел свою позицию, которая в некоторых вопросах сближает СПУ и с "БЮТ", и с коммунистами, и с Партией регионов. Мороз никогда не был приверженцем русофобии и вступления Украины в НАТО. Однако следует ожидать, что продолжение монопольного правления оранжевой триады приведет к дальнейшему ухудшению экономического и социального положения с перспективой нового осеннего политического кризиса.

Второй и менее вероятный вариант - это большая коалиция двух непримиримых сил: "оранжевых" и "бело-синих", которые, действительно, могли бы вместе безраздельно править страной. Хотя такой вариант Юлия Тимошенко называет самоубийством Ющенко, полностью сбрасывать его со счетов нельзя. Для регионалов, где ведущей силой является очень крупный бизнес, разделить часть власти и сферы экономического влияния с "любими друзями" - наиболее приемлемый вариант. В этом случае острые внешнеполитические вопросы могут отойти на задний план.

Третий и, как кажется, в перспективе самый вероятный сценарий развития событий - это союз между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем. Несмотря на категорическое отрицание подобной перспективы обеими сторонами, именно эти две силы могут на первом этапе разделить власть, чтобы потом схватиться в борьбе за контроль над всей страной. По крайней мере, зимой 2006 года совместными усилиями они уже отправили в отставку правительство Юрия Еханурова.