Выступление Алексея Черепухина на международной конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе"

Киев, 30 марта 2006, 15:00 — REGNUM  Как уже сообщало ИА REGNUM, 23-24 марта в Сочи прошла международная конференция "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе". Конференция была организована Фондом "Свободная Европа".

ИА REGNUM продолжает публиковать доклады участников конференции. Ниже мы приводим полный текст доклада арбитра Национальной службы посредничества и примирения, международного посредника (Украина) Алексея Черепухина:

Система альтернативного разрешения конфликтов и ее роль в построении моделей международной стабильности.

Необходимость урегулирования конфликтов методами альтернативного разрешения помимо судебного разбирательства вызвана целым рядом социальных, психологических и организационных факторов. Прежде всего, система Альтернативного разрешения конфликтов является параллельной системе судопроизводства. Данное понятие охватывает разнообразные процедуры регулирования конфликтов между сторонами: посредничество (mediation), фасилитацию (facilitation), мини-суды (mini-trial), частный арбитраж (private arbitration) и др.

Альтернативное разрешение конфликтов подразумевает множество различных процессов и методов, которые явно отличаются от традиционного судебного производства.

Систему Альтернативного разрешения конфликтов (АРК) следует определить как совокупность социально-правовых норм, направленных на урегулирование конфликтных отношений или споров и признаваемых сторонами конфликта в качестве приоритетных.

Характерным признаком системы Альтернативного разрешения конфликтов является ее направленность на регулирование отношений между сторонами конфликта (спора) несиловыми методами. Регулирующее воздействие норм АРК на поведение сторон достигается тем, что они идут на это добровольно, осознавая преимущества данного метода, стремясь договориться и заключить взаимоприемлемое соглашение.

Предметом регулирования системы Альтернативного разрешения конфликтов являются общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью разрешения конфликтов несиловыми и внесудебными способами.

Эволюция правовых и социальных отношений, предопределяющая общий толерантный подход к разрешению любых противоречий, показывает, что обществу нужны новые формы организации общественных отношений, при которых конфликты могут быть урегулированы нормами системы АРК.

Система Альтернативного разрешения конфликтов характеризуется наличием собственных методов, которые тесно взаимосвязаны с правовыми и психологическими способами регулирования общественных отношений, но являются относительно независимыми от них и выступают в качестве инструмента АРК.

Методы разрешения конфликтов системы АРК находятся в прямой зависимости от характера тех конфликтных отношений, на урегулирование которых направлены нормы данной системы.

Методами системы Альтернативного разрешения конфликтов являются специфические (особые) действия или система действий, при помощи которых стороны конфликта на основе норм взаимного компромисса и права обеспечивают необходимый результат при урегулировании возникающих противоречий.

Методы альтернативного разрешения конфликтов, также как и методы правового регулирования, могут характеризоваться следующими признаками: правоспособностью, дееспособностью, диспозитивностью, правоотношением и юридическими фактами.

Основное различие между методами правового регулирования и АРК по степени воздействия на конфликт определяется их возможностями. Так, в методах правового регулирования в виде основных регуляторов могут выступать решения, определения и постановления суда, тогда как в системе АРК заключены возможности достижения взаимного компромисса для сторон (в т. ч. примирение и заключение соглашения или договора между сторонами).

Метод регулирования системы АРК зависит от характера ситуаций, в которых его необходимо применить, то есть от предмета спора, а также целей и задач системы АРК. По содержанию метод системы АРК характеризуется как диспозитивно-разрешительный. Диспозитивный метод допускает свободный выбор субъектами конфликта (спора) любой формы урегулирования отношений. Но, как правило, для нахождения компромисса необходимо разрешение конфликта (спора), что и является конечной целью системы АРК.

В системе Альтернативного разрешения конфликтов применяется диспозитивно-разрешительный метод, тогда как содержание метода гражданского процессуального права можно определить как диспозитивно-императивный. Это означает, что инициатива урегулирования споров в системе АРК полностью принадлежит субъектам спора, а в гражданских процессуальных отношениях, если стороны не желают заключить мировое соглашение, регулятором выступает императивная воля правосудия.

В связи с этим можно оспорить мнение правоведов, которые считают, что гражданское процессуальное право использует диспозитивно-разрешительный метод регулирования общественных отношений.

Во-первых, разрешительный метод может быть не только судебным, но и альтернативным правосудию. Во-вторых, суд не разрешает имеющиеся противоречия между сторонами, поскольку не устраняет их первопричины, а зачастую усиливает и придает им новую, только на этот раз императивную силу, ввиду того, что судебные акты являются обязательными по отношению к воле сторон.

Разрешительный метод скорее присущ переговорному процессу, диалогу или компромиссу, которые предоставляет система АРК, когда стороны сами определяют и выбирают внесудебный способ урегулирования конфликта и таким образом достигают консенсуса.

При классификации моделей системы Альтернативного разрешения конфликтов очень важно различать два основных направления, существующих в данной системе: переговорное и арбитражное.

Переговорное направление характеризуется возможностью для сторон вести любые переговоры и выбирать любую их форму, которая наиболее приемлема его участниками. По форме проведения переговорного процесса его разделяют на негоциацию (переговоры) и медиацию (посредничество).

Негоциация характеризуются тем, что стороны договариваются между собой без присутствия третьего лица - посредника или арбитра и таким образом разрешают конфликт самостоятельно. Это характерно для субъектов спора, осознающих преимущества переговорного процесса и уже неоднократно использовавших данный метод.

Посредничество отличается от негоциации тем, что стороны общаются при помощи нейтрального посредника (медиатора или фасилитатора), который способствует разрешению конфликта и нахождению компромисса между сторонами.

В той или иной степени негоциация и посредничество имеют четко выраженную переговорную форму и позволяют сторонам самостоятельно выработать и определить подходы к разрешению споров. На любом этапе переговорного процесса стороны могут инициировать проведение арбитрации, сочетать медиацию с арбитрацией (третейским судом) и наоборот, а также обратиться в суд.

Арбитражному направлению присуще внешнее сходство с судебной моделью. Стороны самостоятельно выбирают арбитров, третейских судей и присяжных, которые разрешают их конфликт путем вынесения решения по существу спора.

Формирование демократических общественных отношений и становление новых социальных институтов, а также их законодательное закрепление являются показателями эффективной социальной политики государства и развития гражданского общества.

Концепция, законодательно предусматривающая разрешение конфликтов несиловыми способами, почти не использовалась в инструментарии советской системы права. Позиция законодательных органов СССР расходилась в трактовке норм общего права и государственных законов. Советское право было конфликтно по своей сути, так как оно ставилось на одну ступень с законодательством и, таким образом, эти два понятия отождествлялись. Вместе с тем, подобная трактовка вступала в противоречие с общепринятыми нормами толкования права. К примеру, романо-германская и англо-саксонская правовые системы разграничивают право и закон, проводя естественное разделение закона на правовой и неправовой, что позволяет более широко использовать возможности примирительных процедур в качестве альтернативы судебному производству.

И в настоящее время, законодательные возможности стран СНГ, позволяющие достичь мирового соглашения в суде или вне суда, не располагают достаточно действенными механизмами, адаптированными к международной практике.

Это является причиной неадекватного толкования текущего законодательства СНГ и международных законодательных норм, где право на несиловое урегулирование конфликтов имеет большой вес, а в отдельных случаях расценивается как приоритетное перед процедурой суда.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает принятие дел к рассмотрению только после безрезультатных попыток достичь соглашения несудебными способами. Обязательства о посредничестве содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной и др. странами СНГ, которое провозглашает приоритетность посредничества в урегулировании всех спорных вопросов.

Особенно необходимым представляется разрешение таких противоречий для стран СНГ в условиях переходного периода и кризиса легитимности, когда отмечается очень низкий уровень доверия населения к определенной политической системе и отсутствие политической и экономической стабильности в обществе.

Таким образом, учитывая социально-правовое наследие украинских законодателей, можно сделать предположение о недостаточном развитии доктрины АРК в украинском правовом поле и необходимости внедрения в него действующих правовых и законных механизмов разрешения споров и конфликтов.

Важным фактором восприятия обществом системы Альтернативного разрешения конфликтов является ее близость к социальным нормам.

Это означает формирование системы АРК снизу вверх, то есть от "корневых" социальных к законодательным нормам. В этом его отличие от авторитарного законотворчества, где, независимо от степени легитимности принятия законов, они не соответствуют концепции права гражданского общества.

При внедрении новых социальных институтов необходимо учитывать потребности социума, социальные нормы и интересы как групп, слоев и других общностей, так и отдельно взятых индивидов.

На основании этого можно привести типичные механизмы формирования института АРК, которые основываются на социальных нормах, принятых в международной практике:

- нормы обычаев (отражение позиции определенных социальных групп и выражение их интересов);

- нормы морали (рассмотрение переговоров и компромисса как инструмента, способного предотвратить негативные последствия (зло), если будет достигнуто соглашение);

- нормы права (обеспечение законодательством условий, гарантирующих сторонам возможность переговорного процесса на определенных стадиях развития спора или конфликта);

- нормы юридических лиц (возникновение моделей и стилей АРК для урегулирования противоречий внутри общественных или коммерческих организаций в соответствии с их уставными задачами и охраняемых с помощью мер общественного воздействия);

- нормы традиций и ритуалов (обобщение исторически сложившихся правил, имеющих культурологическое значение).

В случае применения системы АРК, общество может устанавливать новые отношения, которые могут быть выражены в социальных нормах, например, общественных организаций, а затем, после становления и всемерной поддержки заинтересованных групп, получить легитимный статус. Примером действия социальных норм общественных организаций в области АРК может послужить деятельность в Украине с начала 90-х годов сети общественных организаций - групп медиации в Донецке, Одессе, Луганске, Автономной республике Крым, Закарпатье, Киеве и Харькове. После изучения опыта партнеров из США, России и Европейского Союза были разработаны Правила проведения медиации, Этический кодекс посредника и другие нормы, которые используются в практике украинских медиаторов по разрешению конфликтов.

Таким образом, внедрение института альтернативного разрешения конфликтов закономерно и невозможно без учета социальных норм, принятых в обществе и отражающих их историческую и законодательную направленность.

Исходя из вышеуказанных социальных норм, устанавливаются два традиционных подхода к разрешению социально-правовых противоречий: конфликтный и диалогичный, который уже рассматривался выше. Конфликтный подход подразумевает преодоление спора путем столкновения; зачастую здесь доминирует силовая позиция сторон, когда для решения спора применение силы или принуждения неизбежно. Длительный период существования человечества, вплоть до нашего времени, силовой подход был главенствующим в отношениях между людьми, гражданами и государством, а также между государствами. Сила выражалась не только в физическом воздействии, но и в социальном, финансовом и моральном принуждении. Эта тенденция сохраняется и поныне, хотя, безусловно, в значительно меньшей степени.

Для социологического и юридического анализа системы АРК очень важно определить мотивацию субъектов, ориентированных на использование механизмов разрешения конфликтов в социальной жизни, выявить их мотивы, установки и социально-типовые действия.

Мотивация как внутренний побудитель, формирующийся под влиянием объективных и субъективных факторов, может выступать комплексным показателем отношения сторон к системе АРК, поскольку она отражает позиции, интересы и цели сторон, вступающих в переговорной процесс. Она является также активизирующим началом в направлении выработки и достижения соглашения.

Основная миссия при проведении исследований в социологическом и правовом аспектах состоит в том, чтобы определить объективные и субъективные детерминанты социальной и правовой мотивации субъектов в отношении АРК, а также показать, каким образом удовлетворение личных интересов способствует реализации потребностей общества в целом. Решение данной задачи на основе эмпирических исследований представляется достаточно сложным процессом. Трудность состоит в недостаточной разработанности теоретико-методологических подходов, а также методики конкретных социологических, правовых и психологических исследований данной проблемы и отсутствие целостной концепции АРК.

Оценить эффективность механизмов АРК и их специфическую направленность невозможно без учета объективных условий, отражающих особенности трансформационных процессов в странах бывшего СССР. Использование социологического подхода позволяет разработать критерии и эмпирические показатели с учетом как объективных, так и субъективных детерминант.

Среди объективных детерминант социально-правовой мотивации АРК следует отметить стабильность социальных отношений в обществе и наличие общеправовой возможности для граждан разрешить конфликт несиловыми, альтернативными методами.

Основные мотивы эскалации напряженности вытекают из того, какие из целей спорящих сторон являются основными, и какие противоречия повлекли нарушение стабильных отношений. Тогда можно условно конструировать представление о позитивных, сближающих позиций конфликтных отношений субъектов спора. Именно на этой стадии механизм несилового урегулирования является наиболее оптимальным в разрешении противоречий, что дает возможность применения технологий АРК в переговорном процессе. Ее задача, с учетом социально-правовых гарантий конфликтующих сторон, - использовать данную процедуру и привести стороны к достижению взаимоприемлемого соглашения или позитивной договоренности на любом удобном для них этапе.

Мотивация использования системы АРК при разрешении конфликтов выступает основным субъективным фактором признания ее методов сторонами.

При рассмотрении отношений между субъектами спора очень важно выявить их установку на разрешение конфликта. Последний аспект очень важен, так как он характеризует степень готовности сторон к примирению. Это означает, что у конфликтующих сторон имеется заинтересованность, желание разрешить конфликт несиловым способом.

Таким образом, гражданско-правовая мотивация сторон, использующих систему АРК, может проявляться в ориентации на урегулирование конфликта и защиту своих интересов несиловыми методами с сохранением при этом нейтральности процесса.

Социальные ценности института АРК - это утвержденные в данной общественной системе социально значимые цели, при помощи которых субъекты спора сопоставляют и определяют свое взаимодействие друг с другом. Они являются стандартами оценки и соотнесения интересов сторон с системой ценностей, принятых в социуме.

Так, например, не может состояться процедура посредничества, если стороны этого не желают или не могут воспользоваться данной системой по объективным причинам. Взаимодействие потребностей, позиций и интересов, а также возможностей их реализации формирует мотивационный комплекс социально-правовой направленности деятельности субъектов, стремящихся к разрешению спора, поэтому право обратиться к процедуре АРК для сторон всегда диспозитивно. Мотивация, отражающая потребность и интерес личности, формирует позицию, отношение субъектов к несиловому разрешению конфликтов.

В свою очередь, социальные нормы влияют на целеполагание индивидов, создавая объективные предпосылки для использования АРК в социально-правовой практике.

Уделяя внимание социально-правовым детерминантам мотивации при обращении субъектов к методам АРК, следует учитывать и другие факторы. Отношение субъектов спора к переговорному процессу обусловлено осознанием преимуществ данной технологии и степенью адаптации к культуре миротворчества в целом. Именно взаимодействие названных факторов обуславливает развитие и становление АРК в Украине.

Заинтересованность сторон в применении системы АРК еще не свидетельствует об их желании сотрудничать до начала переговорного процесса. Их поведение чаще всего характеризуется как неконтактное, именно поэтому к разрешению спора целесообразно привлекать нейтрального посредника, который отвечает за ведение переговоров; на сторонах же лежит ответственность за принятие решений.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что переговорное направление, в частности медиация, может выступить определяющим инструментом системы АРК и обеспечивать:

- эффективность процесса АРК;

- принятие сторонами новых взаимоприемлемых решений;

- инициативность субъектов спора в вопросе заключения соглашения;

- возможность сохранения позитивных и дружественных отношений после процесса посредничества.

Реальное поведение сторон после конфликта связано с установками, направленными на выполнение соглашения и характеризует "субъективную" сторону отношения сторон к достигнутому результату. Успех переговоров обеспечивают следующие факторы:

- правомочность соглашения;

- наличие механизмов, позволяющих обеспечить выполнение принятых решений;

- способность сторон реально выполнить принятые в соглашении обязательства.

Стороны конфликта обязаны соблюдать договоренности, достигнутые в ходе переговорного процесса и способствовать реализации принятых решений. Государство, принимая концепцию верховенства права, должно гарантировать поддержку прав граждан заключать любые законные соглашения, контракты и договора и обеспечивать их выполнение.

Изменение позиций сторон в процессе переговоров, достижение компромисса в разрешении спора, конфликта и обеспечение возможности их дальнейшего сотрудничества можно рассматривать как социально значимый результат применения системы АРК.

Практика показывает, что это может способствовать не только разрешению конкретных конфликтов, но и управлению ими, их структурированию, прогнозированию возможного развития конфликтных ситуаций и предотвращению возрастания социальной напряженности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной Армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?
NB!
25.02.17
Варшава вспомнила о роли Германии в создании «Большой Украины»
NB!
25.02.17
Иран закупает в Казахстане 950 тонн уранового концентрата
NB!
25.02.17
«Настоящий позор для коалиции»: Карс взят
NB!
25.02.17
Омурбек Бабанов: «У нас общая история. Наш дед погиб за наш общий народ»
NB!
25.02.17
«Русские хакеры действуют в сети уже 10 лет под крышей ГРУ»
NB!
25.02.17
На Украине сейчас в моде «бесплатная аренда»: обзор рынка недвижимости
NB!
25.02.17
Климатология — лженаука
NB!
25.02.17
МГИМО имени В.И. Чуркина — это справедливо и важно!
NB!
25.02.17
В Лондоне обнаружен архив Горбачев-фонда
NB!
25.02.17
Более 50% американцев высказались за расследования связи между Трампом и РФ
NB!
25.02.17
Активисты устроили провокацию с российскими флагами на выступлении Трампа
NB!
25.02.17
Неуклюжая попытка президента США сохранить лицо
NB!
25.02.17
Премьер Армении ездил в Грузию за альтернативой
NB!
25.02.17
Савченко рассказала о боевом духе и условиях содержания в ДНР пленных ВСУ
NB!
25.02.17
ДНР: ВСУ начали массированный обстрел после приезда Савченко
NB!
25.02.17
Папа Римский: Третья мировая война может произойти из-за недостатка воды
NB!
25.02.17
Внешняя политика России обретает силовой характер
NB!
25.02.17
Генералы на службе у Трампа: шанс реализма?