О том, какие меры принимаются в Москве в целях повышения безопасности зданий в Москве и недопущения дальнейшего обрушения крыш, а также в целом о контроле в строительной сфере сообщила в рамках своей пресс-конференции 29 марта депутат Московской городской Думы, председатель комиссии МГД по безопасности Инна Святенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Данные вопросы были рассмотрены в рамках депутатских слушаний в Мосгордуме, и акцент, по словам Инны, Святенко, был сделан не на поиске виноватых в обрушении крыш (в частности, Басманного рынка), а на том, чтобы выяснить, что может сделать город в законодательном и административном плане, чтобы этого вообще не происходило. После трагедии в Трансвааль-парке не только проводились расследования, но также в 2004 году была создана экспертная комиссия, которая должна была контролировать эксплуатацию нежилых зданий. Согласно распоряжению правительства Москвы, тогда было принято решение "в целях безопасности большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, возводимых и проектируемых в Москве. создать экспертную комиссию по надежности конструктивных решений и проверки технического состояния конструкций". Тем не менее, отметила Инна Святенко, после того, как комиссия начала свою работу, методики и порядок проведения контроля не были отработаны. Не было и критериев отбора, какие конструкции должны проверять в первую очередь. "Например, Дорогомиловский рынок, поостренный в 1981 году, был проверен, а Басманный рынок, 1977 года постройки, в плане проверок даже не значился, - пояснила депутат. - В экспертной комиссии составляется план проверки таких зданий, как Московский дом музыки: отношение к нему у специалистов строительных и архитектурных организаций неоднозначное. Но каждый год его переводят в перечень зданий, которые будут проверяться в следующем году".

На территории Москвы существует целый ряд организаций, которые контролируют строительство и реконструкцию зданий, но это, по словам Святенко, "вина не города, а федерального законодательства". Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Московская государственная вневедомственная экспертиза, инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) - все они ведут контроль на этапе строительства и реконструкции, а когда здание переходит в стадию эксплуатации, нет ни одного органа, который осуществлял бы надзор за нежилыми помещениями. Это не относится к жилому фонду, добавила депутат; там проверки проводятся регулярно, и достаточно жесткие: поэтому нередко под реконструкцию или капитальный ремонт попадают здания, которые, по мнению жителей, могли бы еще стоять не один год. Но так как с нежилыми помещениями ситуация более неопределенная, на совместном заседании трех комиссий МГД было принято решение внести предложение от о создании контролирующего органа за эксплуатацией объектов нежилого фонда.

"Мы предлагаем ужесточение контроля над нежилыми помещениями, - пояснила Святенко. - Это делается для того, чтобы нежилые помещения в Москве не находились бы в правовом вакууме после того, как закончилось их строительство и до капитального ремонта. Вся ответственность сегодня лежит только на собственнике - захочет ли он делать реконструкцию, если видит, что крыша может обрушиться. Или ограничится, например, тем, что поставит подпорки - это все на совести владельца. Нужно, чтобы был постоянный контроль".

Депутат добавила, что поступило также предложение со стороны московской прокуратуры: об изменении меры ответственности за халатность для руководителей коммерческих организаций (статья 293 УК РФ). В частности, что касается судьбы директора Басманного рынка, то решение по этому поводу будет вынесено 30 марта на заседании рабочей группы по расследованию обрушения Басманного рынка. Но мерой пресечения может быть только штраф; уголовная ответственность законодательством не предусмотрена. Хотя, по мнению Инны Святенко, в качестве меры наказания за халатность, приведшую к обрушению здания, было бы целесообразно ввести лишение свободы собственника, ответственного за данное здание. В то же время, новая контролирующая организация, если она будет создана, должна обладать полномочиями налагать штрафы на нарушителей эксплуатации здания. На создание новой структуры может потребоваться около полугода, считает Инна Святенко. "Сейчас готовится федеральный закон о государственном техническом регламенте, - сообщила она. - В этом законе, хотели бы, чтобы было прописано право субъекта на осуществление контроля над нежилыми помещениями. Как только эта норма появится, думаю, мы сразу сможем создать такой орган. Контрольные функции должны быть переданы субъектам федерации, но для этого должна быть соответствующая норма в федеральном законодательстве".

Кроме того, добавила Инна Святенко, в Москве планируется создание электронной базы данных проектов нежилых зданий. В случае чрезвычайных ситуаций, при разборе завалов, необходимы все чертежи; для того, чтобы спасательные службы могли быстрее получать к ним доступ, и предложено создание электронной базы данных. Часто сталкиваются с такой ситуацией; у органов инвентаризации не всегда есть возможность оперативно предоставить информацию на бумажных носителях. После разрушения Басманного рынка эта идея была озвучена спасательными службами и поддержана прокуратурой. Сейчас проект заказан, начата его разработка. В рамках программы безопасности Москвы до 2010 года прописано наличие этой базы данных.

Есть ли в Москве список сооружений, связанных с повышенным риском обрушения, подобно "черному списку МЧС" - перечню зданий повышенной пожароопасности? По словам Инны Святенко, список объектов, в первую очередь подлежащих проверке, составляется экспертной комиссией, но методика отбора зданий не вполне понятна. В нем есть, в частности, Московский дом музыки и стадион "Локомотив", московские цирки. "Хотелось бы, чтобы эта работа была бы более системной, с четко прописанными критериями, - отметила депутат.