Выступление Сократа Джинджолия на международной конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе"

Гагра, 29 марта 2006, 19:00 — REGNUM  Как уже сообщало ИА REGNUM, 23-24 марта в Сочи прошла международная конференция "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе". Конференция была организована Фондом "Свободная Европа".

ИА REGNUM продолжает публиковать доклады участников конференции. Ниже мы приводим полный текст доклада председателя Абхазского филиала фонда "Кавказский институт демократии" Сократа Джинджолия:

"Легитимность и безопасность как основа моделей стабильности в Черноморско-Кавказском регионе".

Наша конференция проходит в период очередного опасного обострения ситуации в конфликтных зонах Черноморско-Кавказского региона. Особенностью этого обострения является явная скоординированность действий в широком диапазоне - от попыток выдавливания российских миротворцев из зоны грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов до организации экономической блокады Приднестровья.

Одним из конфликтов, от разрешения которого во многом зависит укрепление безопасности как основы стабильности во всем регионе, является грузино-абхазский вооруженный конфликт. Ситуация в Закавказье непосредственно сказывается и на Российском Северном Кавказе, где проживают этнически родственные абхазам народы.

Переговоры по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта под эгидой ООН ведутся с 1993 года. Однако сблизить позиции сторон до сих пор не удается. Абхазия настаивает на признании ее независимости, Грузия - на возвращении Абхазии в состав Грузии. В процесс мирного урегулирования вовлечены страны, входящие в группу Друзей Генсека ООН: Россия, США, Великобритания, Германия, Франция. Российская Федерация, кроме того, выполняет важнейшую миротворческую миссию - коллективные силы СНГ по поддержанию мира, расположенные на линии прекращения огня между Абхазией и Грузией, фактически состоят из российского воинского контингента.

Именно присутствие российских миротворцев, их конструктивное сотрудничество с миссией ООН, более десяти лет обеспечивают мир и стабильность в районе. Дорогой ценой заплачено за сохранение мира. Более 100 военнослужащих России погибли за эти годы, выполняя конкретную задачу в зоне безопасности.

Вопреки здравой логике, с течением времени, отнюдь не становится прочнее мир, отнюдь не укрепляется доверие между конфликтующими сторонами. Да и как оно может укрепляться, если Грузия, совершившая военную агрессию против Абхазии в 1992 году, не только не признала преступности этого шага, но по-прежнему рассчитывает на силу в решении проблемы с Абхазией. Однако сделать это довольно проблематично при наличии российских миротворцев. Вот и запущена в Грузии программа по замене миротворцев. Принято соответствующее постановление Парламента, конкретно вопрос вывода миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта предполагается рассмотреть летом этого года. Первый этап запланированного вывода миротворцев отрабатывался в зоне грузино-осетинского конфликта. Все, что там происходило можно назвать балансировкой на грани. Только выдержка российских миротворцев не позволила подвести дело к крайней черте, за которой - катастрофа. Угроза вывода миротворческих сил уже сама по себе является фактором постоянной нестабильности.

В чем только не обвиняют миротворцев: и в том, что в зоне безопасности действуют бандиты, и в том, что беженцы медленными темпами возвращаются в Гальский район, и в том, что сам процесс политического урегулирования, как его понимают в Тбилиси, не продвигается семимильными шагами.

И ни у кого в Тбилиси нет дела до того, что все это не входит в прямые обязанности миротворческих сил и, что свою главную обязанность - сохранение мира, они выполняют.

Усиливаются нападки и на саму Россию. Достаточно взглянуть на то, о чем пишут влиятельные издания в Соединенных Штатах, чтобы представить себе направление политики США в отношении России и других бывших республик СССР. Общим в них выглядит и отношение, например, к Грузии и Украине, как маякам демократии. "Призывы всенародно избранных президентов Грузии и Украины к созданию объединенной Европы "от Атлантики до Каспия" должны придать смелости европейским странам и Соединенным Штатам, подтолкнуть их к оказанию помощи народам других бывших советских республик, стремящихся к свободе и избавлению от влияния России, "- пишет, например, "Вашингтон пост". "Россия выступает в качестве спонсора "замороженных конфликтов" в Юго-восточной части Европы и на Южном Кавказе", "Россия экспортирует в Европу нестабильность, преступность и незащищенность" - вот только отдельные утверждения, которыми изобилует западная печать.

Зато "маяку демократии" - Грузии оказывается всяческая поддержка и помощь, например, в военной области. Вот высказывание и оценка официальных лиц: "США продолжают оказывать помощь Грузии в строительстве национальных вооруженных сил", - заявил 16 марта 2006 года в Тбилиси заместитель госсекретаря США Даниел Фрид. "США положительно оценивают подготовку грузинских офицеров, выполняющих миротворческую миссию в Ираке, а также исполнение грузинской стороной требований плана индивидуального партнерства с НАТО", - подчеркнул американский дипломат.

Показательно, что во встрече, где это отмечалось, принимали участие специальный посланник США по урегулированию конфликтов в Евразийском регионе и сопредседатель минской группы ОБСЕ от США в Грузии Стивен Манн и посол США в Грузии Джон Тефт.

Никто не скрывает того факта, что Грузия стремится к вступлению в НАТО и что это ее намерение одобряется в НАТО. Тогда стоит ли удивляться тому, что с территории Грузии должны быть удалены не только российские военные базы, но и российские миротворцы. Они не вписываются в планы Грузии и НАТО. Потому на Западе призывают Европу и США поддержать призывы Грузии к интернационализации миротворческих сил в Южной Осетии, а в Абхазии "атлантическим демократиям" предлагается настоять на преобразовании миссии наблюдателей ООН в вооруженный миротворческий контингент.

Имея таких сторонников и покровителей, в Грузии тоже стараются быть радикальнее. Чего только не было сказано в адрес России, например, в последнее время. На фоне высказываний самого президента Грузии, невинным выглядит свежее обвинение России МИДом Грузии "в неконструктивизме в вопросе урегулирования грузино-абхазского конфликта". Очевидно, под "неконструктивизмом" понимается не стремление России силой возвратить Абхазию в состав Грузии.

В Грузии приветствуют события вокруг Приднестровья, фактически приведшие непризнанную республику к экономической блокаде. Пример "таможенного сотрудничества" между Украиной и Молдавией Грузия хотела бы распространить и на Южную Осетию и Абхазию. Вот что сказано по этому поводу в заявлении МИД Грузии: "Успешное осуществление означенной инициативы положительно отразится на развитии мирного процесса и это пример того, как при решении схожих вопросов должны сотрудничать соседние страны при помощи международного сообщества, в цивилизованных рамках".

А вот что сказал после встреч в Тбилиси (9 марта) заместитель Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Метью Брайз: "США довольны шагами Грузии по урегулированию абхазского и югоосетинского конфликтов" и добавил, что "активность Запада с каждым днем растет, и желательно, чтобы Россия разделила взгляды Запада на эти конфликты".

Комментарии, как говорится, излишни.

Можно ли говорить о стабильности, безопасности в Черноморско-Кавказском регионе, когда, хотя бы в одной его части - Закавказье сохраняется опасность применения военной силы? В процессе переговоров по мирному урегулированию грузино-абхазского вооруженного конфликта абхазской стороной не раз предлагались различные предложения по укреплению мер доверия между сторонами в конфликте. Этой цели должны были служить и структуры в созданной грузино-абхазской координационной комиссии.

Готовился к подписанию и документ по безопасности, в котором стороны обязывались не прибегать к применению силы для решения спорных вопросов, а ООН, группа Друзей Генсека были бы гарантами соблюдения этого соглашения. Разговоров и встреч на различных уровнях по этому вопросу было много, а когда дело дошло до подписания согласованного проекта документа, грузинская сторона внесла в него неприемлемые для абхазской стороны изменения.

Без преувеличения можно сказать, что самой политически горячей точкой в зоне грузино-абхазского противостояния стал Гальский район Абхазии. Нелегкая судьба населения этого района обусловлена пограничностью с Грузией.

Именно в этот район начато еще в 1994 году возвращение беженцев. Но парадокс заключается в том, что именно грузинская сторона меньше всего заинтересована в нормальном, в соответствии с достигнутым соглашением, возвращении беженцев. Признание возвращения беженцев означает признание того, что, во-первых, в районе созданы для этого условия, а во-вторых, - и это самое главное - то, что беженцы сознательно, добровольно возвращаются в Республику Абхазия - независимое государство. А это не входило и не входит в планы Грузии, где до сих пор сохраняются так называемые "легитимные власти" автономной Республики Абхазия, в том числе и руководство виртуальным Гальским районом. Спрашивается, кому они будут нужны, если люди, на которых они паразитируют, возвратятся в реальный Гальский район?

Возвращение беженцев в Грузии планируется как триумфальное распространение юрисдикции Грузии на всю территорию Абхазии. Для начала неплохо это осуществить хотя бы в одном районе. Вот почему на Гальском районе сосредоточено, можно сказать, без преувеличения, внимание мирового сообщества.

Все попытки по расширению международного присутствия в этом районе направлены лишь на одно - показать мировому сообществу, что власти Абхазии не могут обеспечить безопасность населению и, в особенности, возвращающимся беженцам.

Пока идет процесс доказательства необходимости, цитирую заявление МИД Грузии от 9 марта 2006 г. "создания соответствующих механизмов обеспечения мирной жизни местного населения и возвращающихся беженцев под международной эгидой" ожидать стабильности не приходится.

При этом совсем неважно кто совершает терроризм и диверсионные акты, откуда приходят и куда уходят после совершении преступления вооруженные группы.

Выполняется и вторая задача, о которой говорилось выше, - ставится вопрос о выводе миротворцев, не борющихся с криминалом.

Однако этим планам не суждено осуществиться. Властями Республики Абхазия делается все необходимое для контроля ситуации в Гальском районе и повода для "преобразования наблюдателей ООН в вооруженный миротворческий контингент" не будет. На этот счет "атлантическая демократия" может быть спокойна.

При внешней схожести конфликтов есть, конечно, в каждом свои особенности, свой генезис. В грузино-абхазском - этнополитическом конфликте есть свои исторические корни, есть печальный опыт существования абхазского народа в недрах грузинского в советское время, есть, наконец, попытка военным путем раз и навсегда решить так называемую абхазскую проблему, выбрав для этого, как тогда казалось руководству Грузии, самое удобное время - развал СССР, получение достаточного количества оружия, незащищенность Абхазии. Печально, что просчеты тогдашнего руководства Грузии ничему не научили нынешнее.

К тому времени Абхазия и в правовом отношении не была составной частью Грузии. Вспомним события 1991 года. Грузия в марте 1991 года на референдуме, в котором Абхазия не участвовала, подтвердила свое намерение о выходе из состава СССР. Незадолго до этого Абхазия на союзном референдуме 17 марта подтвердила свое намерение остаться в СССР. Таким образом, в соответствии с действовавшим тогда законом "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", Абхазия, как автономная республика в составе Грузии, выходившей из СССР, определила свою судьбу.

Наш народ ничего не отнимал ни у кого. Он живет на своей исконной исторической земле, строит правовое демократическое государство, никому не угрожает и в соответствии с правом на самоопределение самостоятельно решает, как ему жить и развиваться.

Грузия же, в августе 1992 года, развязав войну против Абхазии, фактически устроила геноцид народа. Все действия вторгшихся в Абхазию вооруженных формирований были направлены на уничтожение, как самого народа, так и его истории, культуры. Достаточно вспомнить, что публично были сожжены центральный архив, научные учреждения. А как быть с самим народом абхазским достаточно понятно выразился командовавший войсками Грузии генерал Каркарашвили, за что заслужил поощрение Шеварднадзе.

Настаивание на возвращении в состав Грузии в Абхазии рассматривается как поощрение геноцида.

Буквально на днях президент Грузии вновь возвратился к предложению Абхазии роли Южного Тироля в Грузии. Что можно сказать? Очевидно, по его мнению, это прогресс по сравнению с "абхазским автономным районом в составе Республики Грузия", который предлагался нам десять лет назад. Все это в прошлом. Будущее, и это реально - в установлении с Грузией добрососедских отношений, основанных на полном отказе от реваншистских планов, учете реальной ситуации, признании независимости Абхазии. Вот это и будет означать установление прочного мира и безопасности, как непременного условия стабильности в регионе. А пока надо продолжать переговорный процесс, достичь соглашения, исключающего возможность применения силы для достижения политических целей, положить конец международной изоляции Абхазии, продолжать работу по укреплению мер доверия, главным условием которых является гарантия невозобновления войны. И, конечно же, миротворческие силы России, как главный гарант мира, должны остаться в регионе до достижения полномасштабного урегулирования.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail