"Красноярское исключение".

(Аргументы и факты. 29.03.06. С.Орлова)

"Не бери билет до Красноярска, лети в Иркутск, а оттуда уже доберешься до места - дешевле выйдет", - советуют те, кто часто летает из Москвы в этот сибирский город. Цена вопроса - больше двух тысяч рублей. И никакой альтернативы - в Красноярск летают самолеты только одной авиакомпании.

Минувшей осенью на волне скандала вокруг монопольно высоких цен "KrasAir" красноярский губернатор Александр Хлопонин заявил, что скоро многолетние мучения пассажиров, пытающихся долететь в столицу края, закончатся. Уже в этом году монополизм местного авиаперевозчика, по словам губернатора, должен быть разрушен "Сибирью" и "Аэрофлотом", которые, возможно, начнут полеты в край. Однако у губернатора нашлись оппоненты. Недавно его зам Лев Кузнецов, выступая перед депутатами краевого Законодательного собрания, заявил следующее: "Если "Сибири", "Аэрофлоту" и другим компаниям, которые претендуют на работу в красноярском аэропорту, предоставить эту возможность, мы можем потерять то преимущество, которое у нас есть". Андрей Егоров, начальник департамента маркетинга "KrasAir", утверждает, что "везде, куда приходят ориентированные на Москву компании, они стараются навязать свою маршрутную сеть и тарифы. Красноярск пока является исключением благодаря "KrasAir" - самой мощной региональной компании в России с широкой маршрутной сетью".

Кстати, на тарифах стоит остановиться отдельно. Очевидно, красноярские потребители должны быть благодарны "KrasAir" за то, что летают в столицу чуть ли не по самым высоким тарифам в Сибири. Сравните: тариф на рейс Красноярск -Москва у "KrasAir" составляет 7650 рублей в один конец, а на Улан-Удэ -Москва - 4750 рублей. Вылететь из Томска или Кемерова самолетами красноярской авиакомпании существенно дешевле, хотя разница в расстоянии небольшая. Так, например, из Томска "KrasAir" возил пассажиров в Москву всего за две тысячи рублей. Создается впечатление, что компания занимается демпингом в других регионах за счет красноярских пассажиров. А не потому ли, что нигде, кроме Красноярска, у "KrasAir" нет больше монопольного положения?

Не совсем верно утверждение и о том, что лишь монополизм "KrasAir" позволит превратить красноярский аэропорт "Емельяново" в крупнейший в Сибири. Уже сегодня "Емельяново" проигрывает в конкуренции с новосибирским аэропортом "Толмачево. Пока "KrasAir" плачется о бедственном положении своего аэропорта, на базе "Толмачево" уже несколько лет разворачивается мощнейшая инвестиционная программа. А в конце прошлого года сюда пришел пул инвесторов, готовый вложить в развитие аэропорта около 300 млн. долларов. Не потому ли, что там нет монополистов?

Кстати, руководители "KrasAir" братья Абрамовичи на недавнее заседание краевого Законодательного собрания даже не пришли. "Мы уже переносили рассмотрение этого вопроса не раз с декабря прошлого года, - выразил недоумение спикер ЗС Александр Усе. - Для нас унизительно ждать, когда братья Абрамовичи изволят посетить лично наше заседание, поэтому мы можем начать обсуждать вопросы, связанные с авиакомпанией, без них".

Впрочем, руководство "KrasAir" пренебрегло не только депутатами, но и губернатором, обещавшим разобраться с монополизмом компании. Не говоря уже о простых пассажирах, вынужденных оплачивать ее благополучие. Потому, наверное, справедливо, что депутаты ЗС попросили Счетную палату РФ провести внеочередную проверку "KrasAir". А как известно, проверки Счетной палаты редко обходятся без возбуждения уголовных дел по их результатам.

"Сокол спас Боброва как замгубернатора-замгубернатора".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 29.03.06, Виктор Басков)

Александр Хлопонин едва не лишился одной из своих "правых рук". Все случилось в минувшие выходные на Красноярском море, где губернаторские заместители Виталий Бобров, Сергей Сокол и Александр Новак катались на снегоходах. Весенний лед не выдержал самого крупногабаритного из развлекающихся чиновников: Виталий Бобров оказался а воде вместе со снегоходом. Коллеги пытались подъехать к утопающему, но не могли - лед начал трескаться. Наконец Сергею Соколу удалось подобраться достаточно близко и бросить Боброву веревку. Вытаскивать Виталия Павловича пришлось снегоходом. В "шкуре моржа" Виталий Бобров провел около двадцати минут, но, к счастью, водные процедуры не отразились на его здоровье. Видимо, помогло растирание спиртом. В понедельник замгубернатора вышел на работу и, как отмечают коллеги, чувствует себя прекрасно.

"Демографический ресурс".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 29.03.06, Алексей Зайцев)

В минувшую пятницу бывший глава Березовского района Сергей Хруль получил удостоверение депутата 3С. Однако всю торжественность момента свели на нет новые коллеги Сергея Алексеевича. Некоторые депутаты заявили, что выборы по Березовскому округу, прошедшие 12 марта, следует признать несостоявшимися.

Скандал начал разгораться еще при подведении итогов голосования, когда 5 из 14 членов крайизбиркома высказались против легитимности выборов: явка, мол, была завышена. В доказательство приводятся "паранормальные" скачки численности избирателей Березовского округа. Так, на выборах президента зарегистрировано 100 098 граждан, имеющих право голоса. На референдуме по объединению цифра уменьшилась до 94 443. Такое сокращение сейчас объясняется тем, что списки избирателей "подчистили": вычеркнули умерших и переехавших. Но к декабрю прошлого года число избирателей вновь возросло - до 96 334 человек. Не иначе, "мертвые души" воскресли! Впрочем, ненадолго: Судя по данным на начало нынешнего голосования (8 часов утра, 12 марта), в "загробный мир" вернулись 886 человек, и в списках появилась новая цифра - 95 225. Вдруг люди стали "умирать" в массовом порядке по ходу голосования. К закрытию участков в списках осталось 90 926 человек!

Эту "демографию" некоторые члены крайизбиркома и депутаты Заксобрания объясняют просто: чем ниже списочная численность избирателей, тем выше процент явки, который, как известно, едва превысил необходимый 25-процентный порог. "У меня лично - мнение, что цифры подогнаны", - заявил член крайизбиркома Леонид Федоренко. У большинства его коллег - иное объяснение. Собравшись в понедельник на очередное заседание, они пришли к выводу, что во всем виновата система ГАС "Выборы", но разбираться в деталях "компьютерных безобразий" отказались. Вероятно, спор продолжится в суде. Любопытный нюанс: если бы явка определялась количеством избирателей на начало голосования, она составила бы 26,2 %, и выборы все равно состоялись бы. Так из-за чего весь сыр-бор? Из-за принципа? Но ранее подобной принципиальности не наблюдалось. Возмущение депутатов наблюдатели объясняют просто. Дескать, незадолго до выборов в ЗС объединенного края многие потенциальные кандидаты хотят подстраховаться от любых неожиданностей, включая "компьютерные сбои". Кое-кто уже сталкивался с проблемами - вспомнить хотя бы неудачные попытки Анатолия Быкова баллотироваться в Госдуму. Другие сами пользовались административным ресурсом, но ситуация изменилась, и теперь они опасаются, что те же методы применят против них.

"Турнир" на аптечной поляне".

("Красноярский рабочий", 29.03.06, Эрих Пырх)

Противостояние двух госпредприятий, которые никак не могут ужиться на лекарственном рынке края, должно благополучно разрешиться. Арбитром в затянувшемся споре "Губернских аптек" с "Фармацией" выступило Законодательное Собрание края. На минувшей сессии депутаты приняли постановление с предложениями в области лекарственного обеспечения населения. Конфликт возник не на пустом месте. Как известно, дыма без огня не бывает, да и такие большие деньги, потраченные на имиджевые материалы в СМИ, зря на ветер не бросают. Аптечный бизнес - весьма доходное занятие, сферы влияния уже поделены, и, знаете ли, неприятно, когда земля вдруг уходит из-под ног. Потому и занервничали "Губернские аптеки", когда встал вопрос о ценовой политике и посыпались лестные отзывы с мест о работе "Фармации". Как выразился на сессии замгубернатора, начальник департамента здравоохранения и социального развития Сергей Козаченко, в крае "допустили некачественную публичную дискуссию между двумя госпредприятиями".

Надо полагать, что в зале заседаний ЗС дискуссия оказалась качественной. Была она эмоциональной и длилась долго, хотя главное прояснилось в самом начале: к "Губернским аптекам" краевая администрация питает особые, нежные чувства. У Александра Многогрешнова сложилось впечатление, что "Фармация" по каким-то причинам неугодна чиновникам - очень уж рьяно Козаченко защищал "Губернские аптеки". Юрия Абакумова интересовало, почему "Фармацию" с её богатым опытом работы "отлучили от "РОСТА" (это организация, которая заключает договоры на право поставки и отпуска лекарственных средств льготникам). "Фармация" пользуется стопроцентными государственными преференциями, - объяснял замгубернатора. - К сожалению - я это говорил ещё на парламентских слушаниях в феврале, - в данном случае они не способствуют созданию в крае эффективной системы лекарственного обеспечения. "Фармация" используется как региональный склад наркотических и психотропных веществ. У "Губернских аптек" 2500 торговых наименований, у "Фармации" же отношение к рынку избирательное. Кто-то сливки снимает, а кто-то "отпахивает" всю поляну. Мы и так ежегодно размещаем на складе госзаказ, касающийся инсулинов и других препаратов, причём в нарушение законодательства полностью отдаём его "Фармации" без проведения конкурсов (может быть, не стоило говорить о таких вещах с этой трибуны).

Наверное, и вправду не стоило, тем более что в конце обсуждения депутаты поручили Счётной палате проверить деятельность государственных аптечных предприятий края. Но вряд ли следовало и так откровенно брать под защиту "Губернские аптеки", к которым есть немало нареканий. На оптовом этапе "Губернские аптеки", как говорят, до 40 процентов увеличивают цены на лекарства, - сказал председатель ЗС Александр Усс. - Частные аптеки с удовольствием поддерживают эту политику, подтягивая свои цены до государственных. Хотя должно быть наоборот: госсектор как раз был призван сбивать цены на лекарственном рынке края. Имеет ли под собой основание такое утверждение - "Губернские аптеки" уравнивают цены, но не на низком уровне, а на высоком? Вопрос дополнил Всеволод Севастьянов. По его словам, в краевой парламент поступило обращение Абанского районного совета депутатов, где написано, что цены в частных аптеках, получающих препараты от "Фармации", ниже, чем цены "Губернских аптек". Но Козаченко стоял на своём:

Проведённый анализ показывает обратное - закупочные цены наиболее низкие именно у "Губернских аптек". Вообще 40-процентная накрутка на лекарства в принципе невозможна, поскольку оптовая и розничная торговая надбавка в этой сфере регулируется государством. Скажем, розничная надбавка в крае не должна превышать 25 процентов, только в северных территориях - Туруханском районе, Норильске - она может достигать 62 процентов.

Юрий Абакумов тоже спросил, у кого ниже цены. Ответ был таков: "Средневзвешенные цены в розничной сети примерно одинаковы". "А если мы докажем обратное?" - настаивал дотошный депутат. Ведь не зря же с мест поступают сигналы об этом самом "обратном". Да и в официальной таблице с информацией о розничных ценах на лекарственные средства можно найти любопытные вещи. Явный "ценовой перекос" в пользу одного из двух госпредприятий не прослеживается, зато обращает на себя внимание то, что размер торговой надбавки в филиале "Губернских аптек" всегда максимальный - 25 процентов, тогда как у "Фармации" он составляет то 25 (очень редко), то 23, а то и 21,9 процента.

Конкуренция - это великое благо, даже если касается двух государственных предприятий,- подвёл итог Александр Усс. - "Губернские аптеки" и "Фармация" в конкурентной борьбе высветили определённые недостатки, в том числе в части бесплатной доставки лекарств на дом льготникам. "Фармация", будучи несопоставимой по объёму продаж с "Губернскими аптеками", находится на высоте. У меня твёрдое мнение, что этот монстр, "Губернские аптеки", который контролирует порядка 50 процентов рынка, как минимум нуждается в некой реорганизации.

Справедливости ради надо сказать, что и Сергей Козаченко признал: "Система обеспечения лекарствами льготников в крае не без изъяна". По его мнению, надо объединить оптово-розничное звено и создать мощное госпредприятие на базе "Губернских аптек" и "Фармации". Усс же считает, что в конце этого года нужно рассмотреть вопрос о целесообразности государственной принадлежности обоих предприятий - по аналогии с канской "табачкой".

В принятом постановлении ЗС Совету администрации края предложено обеспечить правовое регулирование механизма доставки лекарственных средств на дом льготополучателям (доставка должна осуществляться в полном объёме, независимо от стоимости рецепта). Рекомендовано изучить и распространить опыт ГПКК ТПП "Фармация" по доставке лекарственных препаратов населению, в том числе через ГПКК "Губернские аптеки". Предложено также рассмотреть вопрос о целесообразности включения "Фармации" в перечень аптечных организаций, работающих по программе дополнительного лекарственного обеспечения населения в 2006 году. Уполномоченной фармацевтической организации ЗАО "РОСТА" рекомендовано заключить договор с "Фармацией" по обеспечению лекарствами льготников.

* * *

По оценкам специалистов, до 15 процентов лекарств на российском рынке фальсифицировано. Большая часть медикаментов в крае - импортного производства. Половина нашего лекарственного рынка принадлежит "Губернским аптекам". В прошлом году оптовый рынок лекарств в крае оценивался в 6,67 миллиарда рублей. Этим бизнесом занимались 68 поставщиков, причём четыре из них держали 80 процентов всего рынка. Розница оценивалась в 4 миллиарда рублей, здесь насчитывалось около тысячи субъектов.