Рустэм Хамитов: Новый Водный кодекс позволит решить проблему бесхозяйных гидротехнических сооружений

Москва, 28 марта 2006, 23:01 — REGNUM  Руководитель Федерального агентства по водным ресурсам Рустэм Хамитов в рамках своей пресс-конференции сообщил о последних изменениях в российском законодательстве, касающемся водных ресурсов, прокомментировал современное положение России в мировом водном сообществе и ответил на ряд актуальных вопросов, касающихся паводка, загрязнения рек, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Хамитова, он только что вернулся из Мексики, где проходил международный Водный форум, в котором приняли участие делегации из 140 стран мира, как развитых держав, так и развивающихся государств - ведь проблемы обеспечения качественной питьевой водой, сохранения водного запаса сегодня актуальны для всех стран без исключения. Это уже четвертый Форум; следующий состоится через три года в Турции. По словам руководителя Федерального агентства по водным ресурсам, российская делегация, в которую, помимо представителей Агентства по водным ресурсам вошли также представители МИД России, МЧС России, Росгидромета, провела ряд результативных встреч, активно участвовала в дискуссиях. Рустэм Хамитов отметил позитивное и уважительное отношение к России со стороны участников Форума и подчеркнул, что Россия по-прежнему является великой водной державой: второй по запасам пресной воды в мире после Бразилии и первой - по запасам питьевой воды.

В рамках Форума российская делегация провела ряд встречи с министрами водных ресурсов различных стран. Одной из самых запоминающихся стала встреча с делегацией Чили, плодотворными стали переговоры с представителями Мексики. "Страны Латинской Америки активно заявляют о своем интересе к сотрудничеству с Россией. Их, в частности, интересует российский опыт строительства гидротехнических сооружений: дамб, гидроэлектростанций и т.д. Сегодня мы должны закрепиться в этом регионе, - подчеркнул Хамитов. - К тому же к России там относятся с большой симпатией".

В управлении водными ресурсами необходим комплексный подход, подчеркнул глава Федерального агентства. В России управлении поверхностными водами отделено от управления водами подземными; по мнению Рустэма Хамитова, это неправильный подход, так как вся вода представляет собой единый ресурс государства. Это недостаток законодательства; рядом стран, как показал Форум, он преодолен - в частности, Францией, чей опыт обращения с водными ресурсами вообще очень ценен.

Водность российских рек в последние годы растет, но в основном, за счет сибирских рек. Этот дисбаланс представляет собой некоторую проблему, так как на европейской части, где проживает около 80% населения, сосредоточено лишь 10% воды. Между тем, сегодня уже совершенно ясно, что в середине 21 века вода станет таким же приоритетным сырьем. Как сегодня - нефть и газ, подчеркнул Рустэм Хамитов. В связи с этим роль России как великой водной державы в мировом сообществе невозможно переоценить. Но при этом водные ресурсы в самой России используются нерационально: из всего водного запаса потребляется лишь 2%, но при этом уже 100% рек в той или иной степени загрязнены, констатировал руководитель Федерального агентства по водным ресурсам. Это одна из главных проблем водопользования в России.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения также представляют собой серьезную проблему. Из 30 тыс гидротехнических сооружений в России около 4 тыс не находятся ни под чьим контролем, и многие из них представляют собой опасность для окружающей среды и населения. "Проблема этих прудов и прудиков постепенно решается, - отметил Хамитов. - Надо попытаться найти этим объектам хозяев". По словам главы Агентства, проблему может разрешить то, что в 2006 году меняется законодательство в сфере водных ресурсов. 22 марта Водный кодекс был рассмотрен Госдумой во втором чтении, и Рустэм Хамитов выразил надежду, что уже к концу апреля он вступит в силу. Он предусматривает ряд новаций - в частности, изменений форм собственности. Теперь, действительно, небольшие водные объекты - в основном, пруды - могут быть приватизированы.

Несовершенство законодательства является препятствием и для очистки рек от брошенных старых судов: такое судно (по сути, представляющее собой груду ржавого железа) ни одной компании не выгодно извлекать со дна, так как юридически не установлено, чья эта собственность на данном этапе; после ряда прецедентов, когда бывшие собственники в судебном порядке заявляли свои права на поднятое судно, инициативы по очистке рек практически сошли на нет. Для того, чтобы сделать очистку рек от мусора экономически выгодной, также нужны новые законодательные нормы, уверен глава Федерального агентства по водным ресурсам.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.