Администрация Читинской области собирается сдвинуть с места рост объемов жилищного строительства, вложив в соответствующую среднесрочную целевую программу порядка 2,2 млрд рублей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 28 марта на заседании администрации принято решение о разработке областной целевой программы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", которая будет работать с 2006 по 2010 год. Для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой будут привлекаться в основном за счёт инвесторов и кредиторов.

Областной бюджет обязуется вложить в реализацию программы за 4 года 152 500 000 рублей, 305 млн рублей отведено на субсидирование процентной ставки по кредиту за счёт средств федерального бюджета. На местные бюджеты ляжет аналогичная областной казне нагрузка, а инвесторы и кредиторы, по мнению председателя комитета транспорта, связи, ЖКХ и строительства Анатолия Серёгина, могут вложить более 1,6 млрд рублей. Согласно проекту программы, уже в 2006 году в её реализацию будет вложено 185 млн рублей, а в 2006 году эта сумма возрастёт кратно и составит 548 млн рублей. Дальше до 2010 года в мероприятия программы будут вкладывать около 500 млн рублей ежегодно. Основным итогом Серёгин видит ввод жилья в объёме 1 047 000 кв. м. Успешная реализация программы, по мнению её разработчиков, позволит обеспечить к 2010 году развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры, увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.

Выполнение программы будет осуществляться в две стадии. На 1 этапе с 2006 по 2007 год планируется при помощи пока необозначенных "мер государственной поддержки" существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. На 2 стадии - с 2008 по 2010 годы развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов: "Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии реализации программы". Разработчики надеются, что один из 2 приоритетных национальных проектов - доступное и комфортное жилье - гражданам России - наряду с мерами, предпринимаемыми на уровне субъектов и муниципальных районов, поможет серьезно увеличить объемы жилищного строительства за счет государственной поддержки, застройщиков и внедрения новых рыночных механизмов в эту сферу.

Объемы жилищного строительства в Читинской области увеличиваются крайне низкими темпами. В 2002 году ввели в строй 76 тыс. кв.м. жилья, а в 2005 - 107 тыс. кв. м. Причем объемы то нарастают, то снижаются. По мнению специалистов областного управления транспорта, связи, ЖКХ и строительства, это говорит о том, что в области жилищного строительства создалось немало проблем, большинство из которых индивидуальные застройщики самостоятельно решить не могут. Основными проблемами в жилищном строительстве названы слабо развитая конкуренция среди застройщиков и бюрократическая система предоставления земельных участков. Отсутствуют земельные участки, обустроенные коммунальной инфраструктурой, на практике применяются непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления и застройщики отмечают завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей, а также ограниченные возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

Причины, определяющие недостаточный объем предложения земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, связаны, прежде всего, с высоким уровнем монополизации и административного вмешательства на рынке жилищного строительства. Это порождает чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство. Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры. Эта практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.

Органы местного самоуправления в Читинской области не имеют комплексных планов развития инфраструктуры. В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковское кредитование в этом секторе рынка находится в зачаточном состоянии. Разработчики целевой программы уверены, что её реализация позволит решить если не все эти проблемы, то хотя бы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.