Как уже успели подсчитать дилеры, результатом двухнедельного простоя конвейеров ВАЗа с 26 октября по 9 ноября станет "недовыпуск" около 30 тысяч автомобилей. Кроме того, согласно приказу, подписанному 15 октября президентом АВТОВАЗа Виталием Вильчиком, в течение этих же двух недель будет стоять конвейер опытно-промышленного производства. Также будут внесены изменения в график поставки разобранных серий автомобилей ВАЗ и силовых агрегатов "Оки" и приостановлены поставки на сборочные заводы. Соответственно выпуск автомобилей ВАЗ на заводах "РосЛада" и "ИЖ-авто" также сократится. Приказ не затрагивает только поставки на СП "GM-АВТОВАЗ" и зарубежным партнерам. Все эти меры приведут к существенному снижению товарных запасов на площадках дилеров. А в след за этим, по мнению тольяттинских дилеров, к неминуемому росту розничных цен. Кроме того, временная остановка конвейера может привести к сбоям в отгрузке машин.

Тольяттинские дилеры уже сейчас обеспокоены тем, что к середине ноября могут оказаться в такой ситуации, что на всех машин не хватит, и торговать будет не чем. Нынешние большие товарные запасы, оцениваемые официальными источниками на ВАЗе в 75-77 тысяч машин, при норме в 35-40 тысяч, по их мнению, только кажутся большими. На самом деле, если возникнет ажиотаж на рынке, то они могут быть распроданы за две-три недели.

В России в этом году было продано всего около 1,15 - 1,2 млн. автомобилей. Чуть меньше половины (около 570 тыс.) из которых - марки ВАЗ. Если такие темпы продаж сохранятся до конца года (а это вполне реально), то в этом году будет продано 1,55-1,6 млн. автомобилей, что на 150-200 тысяч больше прошлогоднего. Прирост произойдет в основном за счет подержанных (на 120-140 тысяч) и новых иномарок (на 25-35 тысяч). Российских автомобилей купят примерно столько же, сколько и в прошлом году, но их относительная доля при этом уменьшится. Общее количество автомобилей ВАЗ, проданных в России будет примерно равно прошлогоднему. Уменьшение выпуска на главных конвейерах ВАЗа до 740 тысяч с 770 тысяч относительно прошлогоднего, примерно сопоставимо с увеличившейся долей автомобилей ВАЗ, производимых на других сборочных заводах (Сызрань, Ижевск).

Говоря о ценах на автомобили ВАЗ можно констатировать, что, несмотря на то, что завод заключает договора с дилерами по ценам июля, корректировки в розничных прайс-листах дилеров идут только вверх. Это обусловлено по-прежнему еще достаточно малой маржой дилеров и их операционными убытками за то время, когда им пришлось работать в убыток.

В октябре, на волне большого внимания к проблемам ВАЗа и его дилеров, повышенный спрос на машины отчетливо проявился в двух ценовых категориях - на самые дешевые "Жигули" и наиболее дорогие "люксовые" комплектации автомобилей "десятого" семейства. "Пятая" модель Жигулей за последние две недели в Тольятти подорожала на 3,5 тысячи рублей (около 4%), а наиболее престижные комплектации люксовых "десяток" в красивой цветовой гамме в последние дни начали пропадать из прайс-листов дилеров.