Арман Меликян: Территория как ресурс компенсации (Нагорный Карабах)

Баку, 25 марта 2006, 10:11 — REGNUM  В заключительный день научно-практической конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе", который был организован в Сочи Фондом "Свободная Европа", были рассмотрены перспективы нагорно-карабахского урегулирования в контексте формирования долговременной модели стабильности в Закавказье. С докладом, в частности выступил советник президента Нагорного Карабаха по вопросам внешней политики Арман Меликян. ИА REGNUM приводит полный текст выступления представителя карабахской делегации.

Карабахский конфликт: применение силы как первопричина коренных изменений в идеологии поиска решений

Начиная с февраля 1988 года, карабахская проблематика рассматривалась международным сообществом исключительно в контексте армяно-азербайджанских отношений. На момент начала современного этапа развития карабахской проблемы Советский Союз еще существовал, и коммунистическое руководство страны постаралось сделать так, чтобы все стороны, вовлеченные в противостояние, выглядели одинаково виноватыми. Заявления представителей кремлевских властей тех лет о том, что в этом вопросе не должно быть победителей и побежденных удивительным образом созвучны аналогичным заявлениям различных международных и европейских чиновников, которым выпало сегодня так или иначе соприкасаться с проблематикой конфликта. Тем самым, напрочь перечеркивается сама возможность справедливого решения конфликта и подменяется идеей о необходимости разблокирования любой ценой коммуникаций связывающих Азербайджан, Нагорный Карабах и Армению с дальнейшим выходом на Турцию. Такой подход можно охарактеризовать как вариант краткосрочного волевого политического решения, не имеющего отношения к реальному и долгосрочному мирному урегулированию конфликтной ситуации, непосредственными заложниками которой оказались два соседних народа и три государства (Азербайджан, Армения, НКР). Посредники говорят: пусть лидеры двух народов договорятся о принципах урегулирования взаимоотношений, а международное сообщество окажет необходимую поддержку в вопросах налаживания мирной жизни и ликвидации последствий войны. Посредники предлагают также модели урегулирования, которые, не имея в своей основе универсальных правовых подходов, применимых ко всем сторонам конфликта, усугубляют ощущение безысходности ситуации. Асимметричность отношения к правам непосредственно вовлеченных в противостояние государств и народов, особенно дискриминация по национальному признаку, применяемая к различным категориям лиц, максимально пострадавшим в ходе конфликта, создает все предпосылки для замораживания конфликта либо его разрешения исключительно силовыми методами. Ситуация, когда "все участники виноваты", не дает сторонам какого-либо шанса, тем более при условии, когда есть весьма влиятельные международные игроки, заинтересованные именно в такой оценке.

Историю проблемы Карабаха в ее нынешней конфигурации можно условно поделить на два больших периода. Первый период охватывает момент возникновения проблемы и последующие десятилетия ее консервации при советской власти. Проблема получила свое нынешнее оформление после того, как по взаимной договоренности большевистской России и кемалистской Турции, первая армянская Республика (1918-1920 гг.) прекратила свое существование, а значительная часть ее территории была аннексирована в пользу Турции (Карсская обл. и Сурмалинский уезд) и Азербайджана (Нахичеван стал подмандатной Азербайджанской ССР территорией, без права передачи иному государству). Карабах же, более чем на 95% населенный армянами и имевший на тот момент международно признанный статус спорной территории, зафиксированный в международных документах, целиком был передан Азербайджану с условием создания там армянской автономии, которая, вопреки первоначальному решению, впоследствии была создана лишь в нагорной его части. Договоренности по этим вопросам были оформлены окончательно под давлением Москвы в многостороннем Карсском договоре (1921 г.), после чего вопрос Карабаха и ряд других вопросов для Советской Армении в рамках СССР официально "перестал существовать".

Второй период начался на закате советского государства, когда в 1988 г. высший представительский орган Нагорно-Карабахской Автономной Области обратился с соответствующим ходатайством о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, в ответ на что азербайджанские власти прибегли к тотальным этническим чисткам и массовым убийствам армян, а затем развязали широкомасштабные военные действия, с применением боевой авиации, тяжелой техники и артиллерии.

Следует здесь оговориться, что во всех случаях любой внутригосударственный конфликт, будь то мирный или вооруженный, является свидетельством недееспособности властей. Проблема Карабаха не стала исключением. Наилучшим сценарием для себя власти Азербайджана сочли изгнание либо уничтожение армянского населения. С каждым новым актом применения силы со стороны властей Азербайджана не только уменьшались, стремясь к нулю, шансы на нахождение мирного способа урегулирования проблемы, но и в корне менялась физическая картина конфликта, поскольку порядка 500 тысяч армян были изгнаны из Азербайджана и стали беженцами, примерно такое же количество азербайджанцев стали внутренне перемещенными лицами. Десятки тысяч людей с обеих сторон погибли в ходе боевых действий и продолжают гибнуть до сих пор в условиях перемирия. Кстати, азербайджанские внутренне перемещенные лица не подвергались депортации или этническим чисткам, они покинули свои дома уже в ходе военных действий, при отступлении азербайджанских войск. В результате боевых действий изменилась также конфигурация контролируемых сторонами территорий.

Обращение Облсовета НКАО о передаче области в состав Армении было инициировано вследствие постоянных притеснений и дискриминации, практикуемых азербайджанскими властями.

Развитие конфликта в советский и постсоветский период можно описать в соответствии со следующими фазами: I. 1921-1988 гг.: период, в ходе которого репрессии и дискриминация со стороны азербайджанских властей привели к принятию известного решения Облсовета НКАО.

II. 1988-1990 гг.: обращение Облсовета НКАО от 20.02.88г. послужило формальным поводом для начала политики тотальных этнических чисток в отношении армян в тех районах Азербайджана, где они составляли меньшинство, неспособное организовать самооборону. Эти действия властей Азербайджана были поощрены решением ЦК КПСС от 21-го февраля 1988 года, в котором обращение карабахских армян было расценено как проявление экстремизма.

III. первая половина 1991 года: власти Азербайджана приступили к массовой депортации армян из районов их компактного проживания в Карабахе. Операция по изгнанию армян получила название "Кольцо". В ней приняли участие дислоцированные в Азербайджане части советской 7-ой армии. Несмотря на оказанное сопротивление десятки армянских сел северного и южного Карабаха были депортированы.

IV. 25.09.1991 г. по сей день: начало бомбардировок столицы НКР и других армянских населенных пунктов. Первая бомбардировка была осуществлена 25-го сентября 1991 года. С этой даты можно исчислять начало военной агрессии Азербайджана против народа НКР.

Каждая последующая фаза развития конфликта усложняла поиск мирных решений, поэтому если в 1988 году армяне Карабаха еще могли обсуждать вопрос о повышении статуса своей автономии до уровня автономной республики, то на момент заключения перемирия в 1994 году никто в Карабахе и помыслить не мог о каком-либо автономном статусе в рамках Азербайджана. Кроме того, выход Армении из состава СССР 21.09.91 г. во многом предопределил для Карабаха путь построения собственного суверенного государства. Каждая новая попытка азербайджанских властей решить вопрос с позиции силы ставила перед НКР вопрос о необходимости обеспечения должного уровня безопасности народа и создания гарантий сохранения такого уровня, с другой же стороны, что бы ни говорилось о том, что сегодня сложно выяснить, кто был прав, а кто виноват, совершенно очевидно, что на вынужденные политические требования Карабаха азербайджанские власти не стали искать решений в политической плоскости, а попытались силой решить вопрос, за что Азербайджанское государство должно понести равноценное наказание и признать свою ответственность за причиненные сотням тысяч людей страдания, материальный ущерб, нанесенный как частным лицам, так и государству - НКР.

Началом пути к примирению будет признание Азербайджаном независимости НКР. Он должен четко высказаться по вопросу выплаты компенсаций беженцам-армянам за нанесенный материальный и моральный ущерб. Соответствующие компенсации власти Азербайджана должны выплатить также и азербайджанцам, ставшим внутренне перемещенными лицами по воле собственных руководителей. На сегодняшний день некоторые территории, контролируемые Армией Обороны НКР, в значительной степени играют роль зоны безопасности, однако, если в течение разумного промежутка времени азербайджанская сторона не предпримет перечисленных действий, то вышеозначенные территории, наряду с выполнением функций зоны безопасности, могут стать также ресурсом для компенсации материальных потерь беженцев армян и местом их закономерного перезаселения, поскольку, как граждане бывшей Азербайджанской ССР, они имеют право селиться в той части ее территории, которую предпочтут сами и где им будут гарантированы и обеспечены их права - в первую очередь, право на жизнь.

Возврат в прошлое невозможен, и с этим должны считаться как стороны конфликта, так и международные посредники. Применение силы должно быть осуждено и наказано, поскольку без этого невозможно полноценное развитие не только для Азербайджана или Карабаха, но и Черноморско-Кавказского региона в целом.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.02.17
Неуклюжая попытка президента США сохранить лицо
NB!
25.02.17
Премьер Армении ездил в Грузию за альтернативой
NB!
25.02.17
Савченко рассказала о боевом духе и условиях содержания в ДНР пленных ВСУ
NB!
25.02.17
«Я, оказывается, революционер. Что этим хотят сказать?»
NB!
25.02.17
ДНР: ВСУ начали массированный обстрел после приезда Савченко
NB!
25.02.17
Папа Римский: Третья мировая война может произойти из-за недостатка воды
NB!
25.02.17
Генералы на службе у Трампа: шанс реализма?
NB!
25.02.17
Госдепартамент США начнет проводить брифинги для прессы с 6 марта
NB!
25.02.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Комсомольская Кольцевая»
NB!
24.02.17
Катастрофа Boeing MH17 спустя два года / 4
NB!
24.02.17
Как большой писатель стал большим чиновником и ушёл в тишину
NB!
24.02.17
Последние Советы Советской власти
NB!
24.02.17
Сербские фанаты спели на матче «Катюшу» в память Виталия Чуркина — видео
NB!
24.02.17
Бои в Донбассе: Солдаты ВСУ могли погибнуть из-за взрыва хранилищ с хлором
NB!
24.02.17
«Латвия станет государством, из которого убегут все люди»
NB!
24.02.17
Савченко призывала солдат ВСУ идти на Киев «валить власть»
NB!
24.02.17
Песков: Эрдоган прибудет в Москву и встретится с Путиным
NB!
24.02.17
СМИ: Демократы готовят план свержения Трампа
NB!
24.02.17
Альянс Россия—Турция—Иран: где тонко, там может порваться
NB!
24.02.17
Власти Белоруссии: мы скоро решим газовый конфликт с Россией
NB!
24.02.17
Донбасс останавливает заводы, Украина теряет миллиарды: обзор экономики
NB!
24.02.17
Из-за обстрелов ВСУ остановилась Донецкая фильтровальная станция