В рамках визита президента России Владимира Путина в Китай был подписан ряд важных соглашений о сотрудничестве, в том числе и в сфере атомной энергетики. Насколько перспективно это направление, и что может предложить российская атомная энергетика своим китайским партнерам, рассказал корреспонденту ИА REGNUM председатель комитета Государственной Думы энергетике, транспорту и связи Валерий Язев.

"Атомная, ядерная энергетика - это не отдаленное будущее, - подчеркнул Валерий Язев. - Около 2025 года рост энергопотребления в мире будет идти за счет газовой и неуглеводородной составляющей. Неуглеводородная составляющая - это прежде всего ядерная энергетика и энергетика на быстрых нейтронах как часть атомной энергетики. С помощью атома сейчас Россия вырабатывает всего 16% энергии; планируется довести этот показатель до 23-25% к 2030 году. Для этого в России нужно построить 40 реакторов- "тысячников" - это помимо того, что нужно поддерживать действующие. Если мы разовьем такую атомную машиностроительную отрасль, мы можем построить еще, по крайней мере. 20 реакторов, чтобы поддерживать соответствующий уровень".

"Что касается мирового опыта, то США приняли программу, согласно которой планируется построить 44 реактора, Китай, в долгосрочной перспективе - 100 реакторов, - продолжил Валерий Язев. - Мы сегодня строим АЭС в иранском Бушере и в Китае. Кроме того, в Китае мы построили центрифужный завод по обогащению урана. На мой взгляд, это было неправильным шагом: мы должны не строить заводы по обогащению урана, а поставлять обогащенный уран; но что сделано, то сделано".

"Сейчас нам надо закрепиться на китайском рынке строительства атомных реакторов, атомных электростанций, - подчеркнул председатель думского комитета по энергетике. - Мы единственные в мире располагаем опытом безаварийной эксплуатации ядерной энергетики на быстрых нейтронах. Для сравнения, во Франции, Японии, Америке все подобные реакторы останавливались из-за аварий той или иной степени. У нас же - огромный, многолетний опыт эксплуатации таких электростанций; это мы также можем и должны предлагать его миру. Поэтому как партнер мы представляем для Китая очень большую ценность, а Китай, в свою очередь, для нас - как рынок".