На Кузбассе празднуют Чыл Пажи - шорский Новый год

Кемерово, 25 марта 2006, 09:03 — REGNUM  Сегодня 25 марта на территории музея-заповедника "Томская Писаница" (Кемеровская область) проходит фольклорно-обрядовый праздник Чыл Пажи - шорский Новый год. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе администрации Кемеровской области.

Для участия в празднике приглашены представители общественных национальных объединений, а также шорские и телеутские фольклорные коллективы: "Чылтыс", "Чедыген", "Ак Чаяк", "Отчагаш", "Тагтагал", "Ойун", "Солоны", "Аба-Тура", творческое объединение "Кызай".

В праздничной программе: концерт, спортивные состояния, дегустация блюд национальной кухни, шорский новогодний обряд, традиционный ритуальный обряд шамана. Также организована выставка-продажа музыкальной продукции творческих коллективов, народного прикладного творчества, предметы народных промыслов и домашнего обихода коренных малочисленных народов Кемеровской области.

Организаторами праздника выступили музей-заповедник "Томская Писаница", новокузнецкая городская общественная организация "Шория" при поддержке департамента культуры и национальной политики Кемеровской области.

Справка ИА REGNUM:

Чыл Пажи - шорский народный праздник, в переводе означает "Голова года", на эту голову падают первые лучи "Нового солнца" в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев. Предки шорцев праздновали Чыл Пажи не один день. В течение всей недели до назначенного дня совершались обрядовые действия, существовали дни почитания старших, детей, дни очищения порога, дома, дворов. В этот период нельзя было употреблять вино, так как с вином могла войти в человека нечистая сила. Запрещались ссоры, как в семье, так и в обществе. В назначенный день шаману приводили жертвенного животного (жеребенок, баран), которого специально откармливали и готовили для праздника в течение года. Люди очищались не только физически, но и духовно просили у Богов Земли, Огня, Воды, Гор урожая, удачи в охоте, здоровья. После совершения традиционных ритуалов люди веселились, играли в различные игры, состязались в силе, смекалке. На празднике молодые люди знакомились и заключались свадебные соглашения между родителями и родственниками. Лучшие исполнители песен, частушек, напевов соревновались в своем мастерстве и умении красиво говорить и петь. По вечерам, чтобы задобрить духов кайчи, исполняли древние героические поэмы, всю ночь рассказывали и пели под аккомпанемент кай-комуса (двухструнный музыкальный инструмент) прославляя подвиги древних богатырей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.