Родители Нобелевского лауреата Александра Исаевича Солженицына похоронены в городе Георгиевске Ставропольского края, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе ставропольской епархии. Отец писателя умер в 1918 году от полученного на охоте ранения. После отпевания в Вознесенском соборе 27-летний Исай был похоронен на "кладбище статских советников". Сейчас там находится городской стадион.

Мать, Таисия Захаровна (урожденная Щербак), последние годы своей жизни также провела в Георгиевске, у своего родного брата Романа Щербака и его жены Ирины. Война, голод и туберкулез свели ее в могилу 17 января 1944 года, в возрасте 49 лет. Всего на две недели она пережила брата, который умер 4 января и нашел последнее пристанище на городском кладбище - там, где сейчас возводится Собор Святого Георгия. Зима стояла морозная, и женщины, хоронившие Таисию, решили не копать новую могилу, а положить усопшую к брату, - так было проще.

В 1956 году Солженицын был в Георгиевске и на могиле матери и дяди Александр Исаевич установил массивный сварной крест из толстых труб с табличкой "Таисия Солженицына и Роман Щербак". Вернувшись на Родину в начале 1990-х, писатель увидел на месте захоронения своего отца стадион "Труд". Другое кладбище находилось в таком заброшенном состоянии, что Солженицын не смог отыскать могилу матери.

Об этой утраченной могиле речь шла на первом заседании историко-краеведческой секции общества православных педагогов города Георгиевска и Георгиевского района. Выяснилось, что преподаватель первой городской школы Лариса Гулина знает женщину, прихожанку Никольского храма, которая может указать могилу ближайших родственников писателя. Настоятель строящегося собора протоиерей Михаил Терюшов привез на старое кладбище Лидию Макееву. Здесь у нее похоронены дедушка и бабушка, умершие в 50-х годах. Не смотря на снег, но Макеева легко нашла нужное место.

"Вот надгробие Ходосевича, - сказала она. - От него чуть наискосок по другую сторону дорожки - первая могила... этот холмик... мальчик Валерий Зива, рядом вторая, а за ней, чуть поодаль, Таисия Щербак. Ее могилу от могилы моих дедушки и бабушки отделяла узенькая тропинка", - говорила Лидия Григорьевна, показывая на надгробье и на целину с торчащими из неё прутиками поросли сирени.

Лидия Макеева вспомнила, что на этом месте стоял большой металлический крест, выкрашенный в синий цвет. Была на нём и табличка с надписью и соответствующими датами. Позже (видимо, при очередной подготовке к Пасхе) табличку закрасили, а надпись сделали белыми буквами по горизонтальной перекладине креста. Могилка была всегда в порядке, летом вся в цветах. Видно, что за ней ухаживали. Скорее всего, это делала Ирина Ивановна, жена Романа Щербака, которая до 80-х годов ХХ века жила в Георгиевске.

Александру Солженицыну назвали фамилию мальчика - Зива, захороненного рядом с родителями писателя. Во время войны первая школа какое-то время стояла в полуразрушенном состоянии, а этот мальчик лазил там, упал с высоты и разбился насмерть. Надпись на его могиле сохранялась до самого последнего времени.

В 1994 году Александр Солженицын упоминал фамилию Зива, говоря об этой могиле как об ориентире. Это зафиксировали тогда журналисты. А не нашел ее Солженицын, скорее всего, потому, что тогда там были заросли кустарника. О другом ориентире - надгробии Ходосевича, писатель знать не мог: в 1956 году Вацлав Ходосевич был еще жив.

Протоиерей Михаил Терюшов рассказал о находке Солженицыным. Теперь в Георгиевск собирается приехать один из сыновей писателя, чтобы поставить памятник, а пока с разрешения Александра Солженицына на могиле его матери и дяди установлен временный деревянный крест с табличкой.

18 марта, в родительскую субботу, протоиерей Михаил Терюшов отслужил панихиду на обретенной могиле. В сорока метрах от нее строится собор Святого Георгия. Александр Солженицын является одним из жертвователей собора.