Открытым остается вопрос обеспечения в Марий Эл инвалидов и ветеранов войны машинами, которых в республике ждут около 900 человек. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Минсоцзащиты республики, неизвестно, будет ли продолжено финансирование программы после вступления в силу 122-го федерального закона. Как поясняют в Минсоцзащиты, когда закон принимался, российское правительство и Госдума пришли к компромиссному решению, что все инвалиды, вставшие в очередь за спецавтотранспортом до 1 января 2005 года, его получат. И хотя право за ними формально сохранено, фактически финансирование приобретения спецмашин свернуто.

Если в последние годы в республику регулярно поступали средства на приобретение более чем 100 автомобилей в год, то в 2005 году у местного Министерства соцзащииты запросили только списки нуждающихся и направили в республику не деньги, а 11 автомобилей, что не составляет и 4%. О количестве машин, запланированных к поставке ветеранам Марий Эл на 2006 год, данных из центра пока нет. Ситуация осложняется и тем, что большинство отечественных моделей сейчас, в том числе и "Ока", очень далеки от требуемых норм безопасности. Именно поэтому в стране сокращен выпуск "Оки", а известные автоконцерны перестраиваются на производство импортных малолитражек, цена которых значительно выше.

Выход из транспортной проблемы российские депутаты видят в развитии сети социальных такси: когда инвалид сможет по телефону вызвать машину, чтобы отправиться, к примеру, в поликлинику. Это отчасти решает известную проблему, когда на машинах, полученных инвалидами ВОВ, ездят в основном их дети и внуки.

Кроме того, в очереди за государственными машинами стоят и молодые инвалиды. Таких в Марий Эл почти в три раза больше, чем инвалидов Великой Отечественной. И если для старшего поколения автомобиль - это скорее лишнее подтверждение того, что государство помнит об их заслугах и благодарно за них, то для молодых людей с ограниченными физическими возможностями - это реальное средство, которое дает возможность работать и жить полноценной жизнью.