Решить проблему переселения жителей Новосибирской области из аварийного и ветхого жилья только за счет средств областного и муниципальных бюджетов невозможно. Такое заявление, как сообщили 22 марта корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Новосибирского облсовета, сделал руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Владимир Анисимов, выступая на постоянно действующем совещании представителей Новосибирского областного Совета депутатов и администрации Новосибирской области.

Анисимов напомнил, что еще в октябре 2003 года была принята целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Новосибирской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы". За прошедший период разработана нормативно-правовая база для реализации программы переселения граждан; был проведен большой объем подготовительной работы, к примеру, успешно реализуется пилотный проект реконструкции ветхого и аварийного жилья квартала №50 (Тихвинского) в Ленинском районе Новосибирска. В свою очередь, проведенная инвентаризация жилищного фонда с физическим износом свыше 60% позволила определить категории непригодности жилья для проживания. А реестр ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу, стал основой для планомерного, последовательного решения проблемы. Немаловажно и то, что определены способы создания жилищного фонда для переселения граждан, очередность сноса аварийных домов, потребность в финансовых ресурсах.

Впрочем, последний фактор стал и камнем преткновения в решении этой острой социальной проблемы. Если программа предусматривала выделить из областного бюджета 254 млн. 300 тыс. рублей для сноса и ликвидации ветхого жилья, то запланировано было лишь120 млн. 600 тыс., а фактически выделено и того меньше - 45 млн. 690 тыс. рублей. В результате недофинансирования нарушилась система программных мероприятий, которые увязаны по срокам и ресурсам. Слабым утешением может служить лишь то, что в 2005 году объем ликвидированного ветхого и аварийного жилья увеличился по сравнению с 2004 годом в 3,4 раза.

Эффективность дальнейшей реализации программы зависит, по мнению участников совещания, от нескольких факторов. Прежде всего, предстоит продолжить работу по созданию нормативно-правовой базы, регулирующей создание целевого фонда и правил его деятельности, взаимодействие со строительными организациями при выделении площадок под застройку, привлечение внебюджетных источников финансирования. Все это позволит решить главную задачу - привлечь средства федерального бюджета и внебюджетные источники, а также максимально задействовать рыночные инструменты. Сегодня всем ясно, что решить проблему переселения только за счет средств областного и муниципальных бюджетов невозможно. На эти цели требуется 5,1 млрд рублей. С учетом реальных возможностей консолидированного бюджета Новосибирской области ликвидация аварийного жилья может занять многие годы.

Депутатов, да и областную администрацию, такие сроки не устраивают. Поэтому в решении постоянно действующего совещания были записаны жесткие формулировки, обязывающие департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства обеспечить в 2006 году освоение ассигнований по целевой программе в соответствии с законом Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2006 год" в полном объеме. В свою очередь, управлению финансов и налоговой политики Новосибирской области предписано обеспечить в полном объеме в 2006 году финансирование целевой программы.