"Секретный" визит министра обороны".

("Красноярский рабочий", 22.03.06, Василий Касаткин)

Прилетевший вчера в Красноярск вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов сообщил встречавшим его в аэропорту журналистам, что прилетел он в далёкую по московским меркам Сибирь, чтобы поближе ознакомиться с оборонной промышленностью Красноярского края. По сути, на этом общение главы военного ведомства с региональной прессой закончилось. Обо всём остальном, чему посвятил своё рабочее время министр в краевом центре, оставалось только догадываться.

В привилегированном положении традиционно оказались лишь столичные труженики средств массовой информации, которым в отличие от их красноярских коллег было дозволено сопровождать "тело" высокого гостя в непосредственной близости. В результате именно представителям центральной прессы удалось более или менее подробно показать и прокомментировать передвижения Сергея Иванова по производственным площадям железногорского НПО прикладной механики имени Решетнёва, куда министр обороны отправился сразу из аэропорта. А прождавшим около часа у крыльца заводоуправления НПО ПМ местным журналистам пришлось возвращаться в родные редакции несолоно хлебавши, удовольствовавшись лишь эффектным видом промчавшегося мимо них кортежа с мигалками. В последний момент представители пресс-службы Министерства обороны передали красноярской прессе команду "отбой", заявив, что Сергей Иванов не настроен с ней общаться.

Уже в который раз подобное высокомерное и неуважительное отношение высоких гостей и их свиты к региональной журналистской братии проявляется на глазах обычно сопровождающего московских визитёров губернатора края Александра Хлопонина. Видно, и ему невдомёк, что такое "обхождение" - плевок не только в журналистов, но и в остальных красноярцев, жителей края, многие из которых черпают сведения не из центральных газет и телеканалов, а из местных изданий и информационных программ. Встреча министра обороны с красноярской прессой всё же состоится, но только сегодня. Пока можно лишь задаться вопросом, насколько детально успеет ознакомиться Сергей Борисович с особенностями и проблемами оборонных предприятий края в условиях своего скоротечного визита. Впрочем, уже хорошо, что глава военного ведомства лично посещает расположенные в отдалённых уголках страны предприятия ВПК. Раньше не было и этого...

Есть основания предполагать, что в НПО ПМ в Железногорске обсуждались вопросы, связанные с созданием российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС - аналога западной GPS. В определённой степени её элементы активно используются в интересах Вооружённых сил. Именно НПО прикладной механики является главным "подрядчиком" в деле создания ГЛОНАСС. По-прежнему актуальна и проблема наращивания национальной спутниковой группировки как в гражданских, так и в военных целях. Сегодня двухдневное пребывание министра обороны Сергея Иванова на красноярской земле продолжится посещением Красноярского машиностроительного завода, работающего по ракетной тематике в интересах военно-морского флота. Также глава военного ведомства вручит государственные награды ветеранам боевых действий в Афганистане и проведёт совещание по проблемам оборонно-промышленного комплекса.

"Национальный университет: все заждались конкретных дел".

("Красноярский рабочий", 22.03.06)

Эту страницу мы посвящаем теме создания в Красноярске Национального университета. Об этом проекте уже говорилось немало. Больше года назад с идеей о создании в краевом центре мегавуза выступил председатель Законодательного Собрания Александр Усс. Затем Москва в полный голос заявила о национальном проекте, вызвавшем неоднозначную реакцию в научных кругах Красноярска. В последнее время разговоры пошли на убыль, хотя реализацию этого проекта никто не отменял; все заждались конкретных дел. И вот на днях судьба Национального университета в Красноярске вновь живо обсуждалась в краевом центре, где побывал заместитель министра образования и науки России Андрей Свинаренко.

Он посетил те красноярские вузы, которые отобраны в качестве основы для формирования нового университета, - КГУ, КГТУ, архитектурно-строительную академию и университет цветных металлов и золота. На вопрос, принято ли однозначное решение о строительстве в Красноярске нового вуза, Андрей Свинаренко ответил, что таким оно станет только тогда, когда его подпишет правительство. Это должно произойти в ближайшее время, примерно в течение месяца.

Планируется, что после создания Сибирского федерального университета четыре красноярских вуза потеряют статус университетов и объединятся в один государственный вуз с одним ректором. А это, согласитесь, вызывает определённые вопросы, потому что одно дело - создание самостоятельного учебного заведения и совсем другое - преобразование четырёх (со своей историей и традициями) и возведение на их базе пока непонятно чего. Впрочем, замминистра всех успокоил тем, что преподавательские составы не сократятся, поскольку в проекте постановления правительства будет зафиксировано число преподавателей Сибирского федерального университета, равное количеству преподавателей, работающих в четырёх объединяющихся вузах (затем это число может быть увеличено).

После объединения все студенты, обучающиеся в этих вузах, доучатся в Сибирском федеральном университете. Весь профессорско-преподавательский состав пройдёт переподготовку и повысит свою квалификацию. Будут привлекаться учёные из других городов и даже стран, увеличится число преподавателей-практиков.

О новом здании университета речи пока не идёт - будут достроены старые здания, вложены средства в оборудование лабораторий. Что касается ректора, то есть два варианта его назначения: либо правительством РФ, либо учёным советом университета по рекомендации того же правительства.

Свинаренко подчеркнул, что в Сибири и на Дальнем Востоке необходим центр производства передовых технологий и кадров для горнодобывающей, нефтегазовой, химической промышленности. "Национальный университет - образовательно-научно-инновационный субъект национальной экономики, - говорится в пояснительной записке к концепции нового вуза, - генерирующий новые знания, занимающий передовые позиции в научных исследованиях в большинстве областей, обладающий развитой инновационной инфраструктурой, ведущий многоуровневую подготовку кадров с целью обеспечения общности развития человеческого и промышленного капитала целого ряда стратегических, экономических кластеров, сохранения и приумножения социальных и культурных традиций России и привнесения их в глобальный мир".

Валентина БИБИКОВА, депутат Законодательного Собрания края

- Само название требует, чтобы проект Национального университета был хорошо известен абсолютному большинству граждан, чтобы при обсуждении была максимальная публичность. Профессорское собрание дважды рассматривало этот вопрос, проводился семинар. Но игнорирование краевых депутатов при обсуждении не поддаётся объяснению. Законодательная ветвь власти обязана не только быть в курсе дела, но и принимать в нём активное участие. Прошли те времена, когда можно было всё решить "сверху", когда было жёсткое планирование, когда открытие какого-либо учебного заведения, промышленного предприятия действительно определялось нуждами страны. Если университет именно общенациональный проект - это одно, тогда надо разъяснить, чтобы на местах не вмешивались. Но и в этой ситуации необходимо ставить в известность о результатах переговоров, о тех условиях, которые должны выполнить территории.

Поддерживаю точку зрения заместителя министра образования и науки РФ Андрея Свинаренко: университет - это не только учебные аудитории, это ещё и наука, технологии. Хотелось бы добавить - это ещё и традиции, кадры, перспективы развития нашей территории. Я за то, чтобы наука и учебные заведения такого уровня, как Национальный университет, продвигались сюда, на восток. Форпостом науки в Сибири в 50-60-е годы был Новосибирск. Сейчас мировая общественность оценивает Россию прежде всего как энергетическую державу. А энергетика как раз сосредоточена не только в Западной Сибири, но и (в перспективе) в Восточной Сибири, Якутии. Поэтому создание здесь, в Красноярске, Национального университета - закономерное явление.

Никак не могу согласиться с тем, что федеральный центр ищет площадку, на которой уже всё сделано. Если это проект в интересах всей нации, государства, не надо смотреть, какие в территории станки, какие экскаваторы, какого года выпуска, какие технологии используются. Надо определить объём финансирования - слава богу, в России деньги есть - и вложить средства в проект, чтобы не рядиться, сколько выделит регион, сколько - местный бизнес и Федерация. Речь идёт всего о двух региональных университетах (их только четыре в стране, притом два - в столице).

Масштаб задач должен быть подкреплён соответствующим финансированием и отношением. Пока этого не видно. Есть разговоры, заявления, но за ними нет конкретных дел. В моём представлении, уже должна быть готова проектно-сметная документация, уже должно быть объявлено населению, сколько будет студентов, какие условия обучения, общежития, инфраструктура. Если, как было сказано, будут объединяться четыре университета, то что планируется сделать для их интеграции. Пока всё на уровне разговоров, и это вызывает недоумение.

В организационном плане Федерация не хочет брать на себя ответственность. Если что-то не получится, будут виноваты местные власти. Я считаю, что в создании Национального университета прежде всего, должен быть заинтересован федеральный центр. И он обязан отчётливо понимать, для чего здесь, в Красноярске, будет основан такой университет. Раз идея исходит из центра, он должен чётко знать, что проект будет реализован именно в этой территории по таким-то причинам, с такими-то перспективами, что это обосновано экономически, социально и необходимо для решения стратегических задач.

Валерий УСАКОВ, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по науке и образованию - Организаторы красноярских мероприятий с участием замминистра как-то странно себя повели. Сначала меня попросили полностью освободить один рабочий день, что я и сделал, но с утра до вечера прождал понапрасну - ни звонка, ни программы визита, ничего! Потом пригласили на "круглый стол" в Дом учёных КНЦ СО РАН, но это мероприятие там почему-то не состоялось, хотя люди сидели, ждали. Оказалось, беседа за "круглым столом" должна была пройти в другом месте. В итоге она состоялась без участия депутатов, как было заявлено. Такая организация вполне соответствует невнятной позиции правительства по сути вопроса. Информацию о визите Андрея Свинаренко мне пришлось черпать из СМИ, и, судя по всему, ничего нового он в Красноярске не сказал.

Наш ректорский корпус настаивает на том, чтобы при создании Национального университета не потеряли юридическое лицо все те вузы, которые войдут в его состав. Насколько это реально - вот вопрос, который стал камнем преткновения на пути формирования нового учебного заведения. Впрочем, каких-либо законодательно очерченных полномочий у краевых властей здесь нет, поскольку это целиком компетенция федерального центра, решившего создать такие университеты в рамках национального проекта в сфере образования. Единственное, что Москва может сделать для учёта мнения исполнительной власти края,- это прислушаться к её совету относительно кандидатуры ректора Национального университета. Но и это вовсе не обязательно - центр вправе и тут принять самостоятельное решение.

Новые вузы как федеральные учебные заведения создаются правительством РФ - так записано в законе. И опять же Федерация решает, где именно в регионах в рамках правительственной концепции развития высшей школы в России создавать национальные университеты,- в Красноярске, Новосибирске или, скажем, Томске.

На сегодняшний день мы даже не можем со всей уверенностью утверждать, что Национальный университет, как говорилось ранее, будет создан в нашем крае. Никакой конкретики ведь пока нет. Точно можно сказать одно: на три миллиарда рублей, которые Москва выделяет на два национальных университета в регионах, новый научно-учебный комплекс, масштабный и современный, не построишь. Значит, придётся использовать базу уже работающих вузов. Я считаю так: до тех пор, пока правительство будет сомневаться, недоразумений будет много. Оно давно уже должно было принять постановление о создании в России национальных университетов, изменить федеральные законодательные акты, определить статус новых вузов, который до сих пор нигде не прописан.

"Место в общем строю. Парламентский дневник".

("Красноярский рабочий", 22.03.06)

Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс принял участие в заседании совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Темой заседания, которое состоялось в Москве, стала роль и место представительных органов госвласти субъектов Федерации в реализации национальных проектов. Участники рабочей встречи заслушали доклад первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева о законодательном обеспечении реализации приоритетных национальных проектов на уровне субъектов РФ. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, который является и председателем совета законодателей, выступил с докладом о состоянии законодательства в России.

К съезду готовятся в глубинке

В преддверии IV съезда депутатов края постоянная комиссия ЗС по финансам, бюджету и налоговой политике проводит серию выездных заседаний.

Рабочие встречи проходят в форме кустовых совещаний в зональных ассоциациях городов и районов края. Первое совещание состоялось в Канске, вскоре подобное мероприятие пройдёт в Ачинске. До начала форума планируется провести совещания в северной, южной и центральной группе территорий.

"Основная тема этих совещаний - очень важные вопросы межбюджетных отношений, затрагивающие практически все стороны деятельности органов местного самоуправления и государственной власти,- сказал председатель депутатской комиссии Валерий Семёнов.- На заседания приглашаются все руководители представительных органов МСУ районного уровня, депутаты, главы администраций районов, руководители финансовых служб. От администрации края в совещаниях принимают участие руководители ряда департаментов. Представлена и Счётная палата края. К работе также привлекается большое число людей, которые не станут участниками съезда. Их задача - сконцентрировать наиболее важные вопросы для делегатов форума. Полагаю, выездные совещания помогут нам качественно подготовиться к проведению съезда".

Полёт нормальный?

На заседании постоянной комиссии ЗС по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу вновь была рассмотрена ситуация в ОАО "Красноярские авиалинии".

Напомним, что на предыдущем заседании сессии краевого парламента этой комиссии поручили запросить письменную информацию по данному вопросу, ещё раз его обсудить и принять решение. Представитель "Красэйр" зачитал депутатам информационную записку, направленную в ЗС генеральным директором авиакомпании Борисом Абрамовичем.

С точки зрения руководства предприятия, состояние и перспективы развития "Красноярских авиалиний" не внушают серьёзных опасений. Несмотря на общий спад пассажирских перевозок в отрасли, подорожание авиатоплива, рост вложений в обновление самолётного парка, "Красэйр" планирует увеличить объёмные показатели своей деятельности, количество рабочих мест, долю присутствия на российском рынке авиаперевозок, а также обеспечить рентабельность и повышение налоговых отчислений в краевой и местные бюджеты.

После многочисленных вопросов и уточнений депутаты приняли решение вернуться к обсуждению вопроса на следующем заседании, в котором примут участие представители Совета администрации края. А затем проблемы развития авиакомпании "Красноярские авиалинии" ещё раз рассмотрит сессия Законодательного Собрания.

Юбилейная экскурсия

В Законодательном Собрании края побывали ученики красноярской школы N 100. Организовать экскурсию для старшеклассников предложил Александр Многогрешнов. Он встретил школьников у входа в здание краевой администрации и провёл в зал заседаний, где проходят сессии краевого парламента. Участники экскурсии посмотрели фильм о работе ЗС, пообщались с депутатами.

"В эти дни в школе N 100 проходили мероприятия, посвящённые юбилею Государственной Думы,- отметил Александр Многогрешнов. - Я предложил ребятам в преддверии этого события посетить Законодательное Собрание. Думаю, им было интересно узнать и увидеть, где работают депутаты, как принимаются законы. На экскурсию были приглашены лучшие учащиеся 10-х и 11-х классов. Думаю, это мероприятие пополнило их общие знания, расширило кругозор".

"Зачем нам отчёт о каждой бутылке?".

("Красноярский рабочий", 22.03.06, Петр Васильев)

В краевом парламенте активно обсуждаются два важных законопроекта, которые изменяют порядок лицензирования розничной продажи и государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции. 15 марта на заседании постоянной комиссии по экономической политике и собственности депутаты приняли решение внести оба законопроекта на рассмотрение в первом чтении на предстоящем заседании сессии ЗС.

Закон "О порядке лицензирования розничной продажи алкогольной продукции на территории края" приходится изменять в соответствии с федеральным законодательством. Обновляются лицензионные требования и условия в отношении розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, разграничиваются полномочия Российской Федерации и органов госвласти субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Суть предлагаемых изменений - в усилении госконтроля над производством и оборотом горячительных напитков. Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Красноярского края" потребовалось корректировать тоже из-за федеральных новшеств. Предполагается увеличить объёмы акцизных платежей и ограничить продажу некачественной, суррогатной алкогольной продукции.

Пожалуй, наиболее существенное нововведение состоит в том, что принятый в прошлом году федеральный закон лишил индивидуальных предпринимателей права с 1 июля 2006 года продавать в розницу алкогольные напитки крепостью выше 15 процентов. Изменять краевое законодательство нужно как можно быстрее, иначе предприниматели, которые и впредь намерены "крутиться" в алкогольном бизнесе, не успеют перерегистрироваться и заново получить лицензию. Добавим, что согласно федеральному закону уставной капитал лицензируемых организаций должен составлять до одного миллиона рублей. В крае предлагается установить планку на среднем уровне: для сельской местности - 30 тысяч рублей, для города с населением более двухсот тысяч человек - 250 тысяч, для административных центров районов - 50 тысяч и для городских поселений - 75 тысяч рублей.

- У меня негативное отношение к федеральным поправкам,- высказывает своё мнение Александр Шведов.-Я не понимаю логики лишения индивидуальных предпринимателей права заниматься этой деятельностью. Непонятны и требования к уставному капиталу. Почему нельзя обойтись уже установленными требованиями к юридическим лицам? Есть и другие разногласия. Администрация края предлагает оставить в краевом законе "О порядке лицензирования..." понятие "прилегающие территории". Речь идёт о том, что нельзя торговать алкогольной продукцией на территориях, прилегающих к медицинским, спортивным, детским, образовательным учреждениям. Но в условиях городской застройки магазины часто находятся рядом с детским садом, школой. Для магазинов алкоголь - основной источник дохода. Мы предлагаем убрать этот пункт.

Сомневается депутат и в необходимости введения обязательного декларирования розничного оборота алкогольной продукции. А вот краевая администрация считает, что каждому предпринимателю следовало бы сдавать отчёт установленной формы, где будет расписано, сколько напитков и каких именно он продал за определённый период. Цель вроде бы благая - объективный анализ и учёт розничной продажи алкоголя. Раньше край, как и всякий субъект Федерации, имел право создавать акцизные склады и клеить региональные акцизные марки, с помощью которых и вели учёт оборота. Сейчас, как известно, марки клеит Федерация, которая взвалила на себя все контрольные функции в этой сфере.

Некоторые депутаты не могут взять в толк, зачем при таком раскладе предусматривать региональный учёт, да ещё с такой драконовской мерой: не представил торговец декларацию (тот самый отчёт) - лишился лицензии. Ведь проблемы, связанные с лицензированием, равно как и проволочки с корректировкой краевых "алкогольных" законов, вызовут отнюдь не всеобщее отрезвление общества, а скорее обратный процесс. Если по этим причинам сократится количество легальных субъектов розничной торговли, то поднимут голову "нелегалы", а их товар известно какой.

- Обновлённое федеральное законодательство настолько изменило правила, что в результате два месяца в начале этого года все предприятия отрасли в России простаивали,- отмечает Геннадий Терещенко.- Слишком резко повернули штурвал, машина ведь громоздкая. Заметьте, не работали те, кто участвует в легальном обороте алкогольной продукции. А значит, была освобождена ниша для тех, кто работает без всяких правил. То есть правительство помогло "теневикам", как уже не раз случалось. По мнению депутата, повышение акцизов ведёт к сужению легального рынка. Уставной же капитал в 30 тысяч рублей депутат считает абсолютно нормальным. Туда можно "вписать" сам магазин, какое-то имущество, да хоть компьютерную технику. То есть искать дополнительные суммы предпринимателю не надо - ему достаточно всё "оформить красиво", и никаких проблем. Терещенко тоже расценивает как бесполезное введение деклараций для отчётности розничных продавцов. Легальный оборот - он и так на виду, а о нелегальном, надо полагать, торговец докладывать не будет.

Как видим, дискуссионных вопросов по злободневной алкогольной тематике хватает, далеко не все депутаты согласны с инициативами краевой администрации. Чья точка зрения возобладает, станет ясно в ближайшее время. Главное, чтобы под лозунгами заботы о потребителе, производителе или бюджете власти не наломали дров. Пить у нас наверняка не перестанут даже при строгих краевых законах. И если уж народ мрёт от спиртного, легально произведённого на заводах, не стоит его подталкивать в объятия "теневиков" с их сомнительной продукцией.

* * *

МНЕНИЕ НА ТЕМУ

Александр ЧЕБОТАРЁВ, председатель постоянной комиссии ЗС по социальной защите, делам ветеранов и инвалидов:

- История многих стран, к примеру, Америки и Финляндии, показывает, что борьба с пьянством - очень сложный процесс. Надо прививать понятие культуры пития. Необходимо решить социальные вопросы, в частности, предоставить рабочие места. Причём должна быть жёсткая дисциплина.

Требует регламентации и продажа алкоголя. В развитых странах в небольших ларьках даже пиво не продаётся - только в супермаркетах, и с определённого возраста. Должны быть приняты меры учебно-воспитательного, пропагандистского характера. Надо начинать со школы. Должна быть законодательно отработана система - от работы административных комиссий до возможной изоляции человека, нарушившего нормы поведения. Сейчас закрыты все ЛТП, людям некуда обратиться. Но ведь алкоголизм - это болезнь. Необходимо внедрять новые медицинские методики и создавать лекарства, которые должны вызывать дискомфорт у человека, который выпил. Кроме того, считаю, следует вести борьбу против курения. Люди, которые хотят быть здоровыми, должны бросить и пить, и курить. Полумеры недостаточны. Все меры должны приниматься в комплексе: учебно-воспитательные, пропагандистские, финансовые, административные и медицинские.

"Досрочная активность".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 22.03.06, Виктор Басков)

По прошествии полутора недель после довыборов в городской Совет Ачинска стали известны новые подробности заполнения вакантных депутатских мест. Дополнительная информация наводит на размышления, от которых победа "единороссовцев" тускнет. Обнаружилась прямо-таки аномальная активность избирателей. С одной стороны, ачинцы не желали исполнять "гражданский долг" - явки едва хватило, чтобы выборы состоялись. С другой - спешили проголосовать досрочно. Отдавших голоса раньше назначенной даты набралось аж 2408 человек, при том, что всех проголосовавших было 15159. Рекордный результат зарегистрирован в избирательном округе № 12, где победил кандидат от "Единой России" Петр Тюмнев. За Петра Викторовича проголосовали 1103 человека, из них 522 - досрочно. Интересно, что в 1993 году, во время выборов в Госдуму, "досрочников" в Ачинске было... семь человек. Почему при низкой явке оказалось так много жаждущих сделать свой выбор с опережением графика - можно лишь догадываться. В то, что одновременно две с половиной тысячи ачинцев решили выехать из города, отчего-то не верится. Наверное, потому, что на выборах, прошедших год назад, досрочное голосование за "нужных" кандидатов поощрялось сигаретами "Прима", пачками чая и коробками конфет.

Еще одна особенность довыборов - обилие больных и немощных. Бюллетени в переносные урны опустили 565 избирателей. А в итоге 274 бюллетеня оказались испорченными. Не потому ли, что за "нужных" людей ставить галочку не хотелось?