Театр оперы и балета им.Э.Сапаева 5 ноября открывает 35-й театральный сезон. Интервью с художественным руководителем театра оперы и балета, заслуженным артистом РФ и РМЭ Константином Ивановым

Несмотря на то, что число "35" не входит в официальные юбилейные стандарты, театр оперы и балета им.Э.Сапаева решил придать своему предстоящему сезону праздничный характер в грядущем сезоне он по достоинству отметят 70-летие со дня рождения Эрика Сапаева - не случайно спектаклем открытия (5 ноября) будет "Акпатыр", первая марийская опера. А еще 35-й сезон откроет зрителям два ярких творческих приобретения: постановку знаменитого петербургского балетмейстера Георгия Алексидзе и сценографию замечательного художника Бориса Голодницкого, который в прежние годы работал у нас в русской драме. Об этом пишет "Марийская правда".

Именно с постановки Алексидзе и начался разговор с художественным руководителем театра оперы и балета, заслуженным артистом РФ и РМЭ Константином Ивановым.

- Работа над спектаклем с красивым названием "Серенада" уже завершена. Что он представляет собой?

- "Серенада" - это спектакль-ностальгия, ностальгия по ушедшему романтизму. Балетный рисунок основан на классических движениях, но есть также элементы модерна, современного танца. Сам я, будучи на гастролях в Южной Америке, не мог присутствовать на репетициях, увидел уже готовый спектакль и очень рад, что артисты нашего балете прекрасно усвоили лексику Алексидзе. Ведь это, действительно, имя мирового уровня.

Сама "Струнная серенада" Дворжака очень красива. Думаю, оркестр театра сумеет донести до публики все богатство музыкальных красок. Тем более, что в нашем оркестре достаточно сильная струнная группа.

- А дирижер? Насколько я знаю, в театральное межсезонье на этом посту произошла "смена караула".

- В конце августа в театр пришел молодой дирижер Роман Демидов, уроженец нашей республики, выпускник Нижегородской консерватории. Правда, пока в силу недостатка опыта и необходимого репертуара он принят на должность очередного дирижера. А на пост главного было много претендентов из различных городов. Но проблема в том, что все дирижеры, будь то из Москвы, из Челябинска, из Нижнего или Екатеринбурга, хотели здесь работать только наездами, а на то, чтобы приехать в Йошкар-Олу совсем, не соглашался никто. И тогда я решил из "наездных" вариантов выбрать лучший - и пригласил Станислава Дьяченко, который работает в самом сердце музыкальной Москвы - в Большом театре, преподает в Московской консерватории.

- А теперь об "Акпатыре", за свою почти полувековую историю выдержавшем, если мне не изменяет память, четыре постановки. Очевидно, в предстоящем сезоне мы увидим самую последнюю версию - 1992 года.

- Мы немного подновили декорации и костюмы, так что у тех, кто помнит премьеру "Акпатыра" десятилетней давности, появится свежесть в восприятии.

Кроме того, театр выпускает брошюру, посвященную Эрику Сапаеву, в нее, в частности, включены малоизвестные факты биографии этого талантливого марийского композитора. А недавно у меня родилась идея: рядом с театральным зданием стоит бюст Шкетана, чье имя носит Марийский национальный театр, так почему бы с другой стороны не установить бюст Сапаева?

- Развитие марийской оперной музыки идет семимильными шагами: из 60-х годов сразу в XXI век. Я имею в виду оперу Элины Архиповой "Алдиар". К сожалению, музыкальное новаторство не всегда находит адекватное сценическое воплощение - режиссура спектакля достаточно архаична. Возможны ли здесь какие-то коррективы?

- Спектакль "Алдиар" поставлен два года назад, и говорить о режиссерских коррективах пока рано. Но могу с радостью сказать, что в недалеком будущем в нашем репертуаре появится балет Архиповой "Красавица Пампалче", и мы постараемся, чтобы это был настоящий современный марийский балет, визитная карточка нашего театра.

В межсезонье театр определился с опереттой, жанром, наиболее популярным в народе. Будем ставить "Принцессу цирка" - многие, наверное, помнят старый советский фильм по мотивам этого увлекательного сюжет. Под занавес сезона, надеемся, начнется работа над оперой Моцарта "Свадьба Фигаро".