Россиян хотят обезводить... (Бизнес-класс. Архангельск)

До приватизации воздуха в России, надо думать, еще далеко, однако воду российские власти уже готовы отдать в частные руки. И хотя в большинстве стран мира водоемы не являются коммерческими объектами, в российском руководстве все же решили, что населению страны "проигравшего социализма" сегодня живется слишком хорошо. Поправки в российский Водный кодекс уже прошли первое чтение в Госдуме. Правда, вопрос оказался настолько непростым, что принимать кодекс во втором чтении депутаты пока не рискнули.

Если отбросить в сторону исходящие от вертикали российской власти пропагандистские лозунги о национальных проектах, то в сухом остатке всех рассуждений элиты останется лишь вопрос о том, как разделить еще не поделенное общенациональное богатство. Это сегодня и есть главная "национальная идея" в России.

Смутные предчувствия

Неприватизированными общенациональными богатствами в России пока еще остаются недра, леса, водоемы и воздух. Впрочем, население смутно предчувствует, что рано или поздно и это "последнее" уйдет в чьи-то частные руки. Почему смутно? Потому что проекты лесного, водного и прочих "кодексов" в России обсуждаются практически в закрытом режиме, а граждане России в абсолютном большинстве знать не знают основополагающей сути готовящихся к принятию законопроектов.

Надо думать, что делается это неслучайно, так как если бы население раньше времени узнало о том, что у него в ближайшем будущем собираются отнять, все "кодексы" накрылись бы еще до первого чтения.

По замыслу законодателей, времена, когда граждане России могли бесплатно пользоваться лесами, полями и реками, скоро канут в Лету. Беспрепятственно гулять по родным просторам в будущем смогут только собственники земли, лесных участков и водоемов, остальным же придется либо смириться с утратой любимых мест общественного пользования, либо самим срочно стать их собственниками. Хотя очевидно, что собственниками станут немногие - в основном все те же, кто и так уже владеет большей частью приватизированного национального имущества.

Воды не будет

При рассмотрении проекта Водного кодекса в первом чтении оговаривалось, что в частную собственность могут передаваться только замкнутые водные объекты - пруды и обводненные карьеры, площадь которых не превышает 3 тысяч м2. Причем эти водоемы должны находиться не ближе 1 километра к населенным пунктам, так как расположенные рядом с поселениями водоемы - это, как правило, места общественного водопользования. Но в своей последней редакции Водный кодекс заметно "усох", а все названные ограничения депутатами были убраны, и теперь нет препятствий, чтобы приватизировать любой крупный водоем. Правда, надо отметить, что в собственности Российской Федерации пока остаются самые крупные объекты (типа озера Байкал), но все, что помельче, может стать собственностью юридических и физических лиц.

Кроме того, в новом варианте Водного кодекса ширина водоохранных зон сокращена вдвое против прежнего, а вблизи водоемов разрешено вырубать лес. Строители, разработчики недр теперь могут вести любую хозяй-ственную деятельность в истоках рек - осушать питающие реки болота, вырубать леса, возводить промышленные объекты...

Казалось бы, что во всем этом плохого? Ведь если у воды появятся "хозяева", значит, можно будет ее продавать и покупать. Но это если рассуждать исключительно с точки зрения спекулятивного рынка. А для простых граждан приватизация водных объектов может обернуться бедой. Граждане, привыкшие беспрепят-ственно брать воду, стирать белье и купаться в любых прудах и озерах, могут в одночасье лишиться этого исконного права.

Так, согласно проекту Водного кодекса, ничто не должно помешать новому собственнику какого-нибудь озера или водохранилища запретить местным жителям (для которых это, возможно, единственный источник водоснабжения) пользоваться водой из ставшего частным водоема. Таким образом, по просторам России уже бродит призрак жажды, причиной которого может стать Водный кодекс.

Призрак жажды

Сегодня порядок пользования водоемами в России носит разрешительный характер, но поправки в проект Водного кодекса предусматривают, что все, кто пользуется водой, будут обязаны заключить договоры с новыми владельцами прудов, озер и водохранилищ. Как тут не вспомнить среднеазиатские сказки про злых баев и ханов, которые владели озерами и жестоко эксплуатировали население, не давая ему пользоваться водой? Но сегодня такую же судьбу российские власти готовят гражданам России. Причем это уже затронет не только рядовых россиян, но и коммунальные предприятия, и сельхозпроизводителей, и рыбацкие хозяйства, и вообще всех, кто традиционно пользуется водными объектами. Собственник водоема, согласно новому Водному кодексу, практически ничем не ограничен в своих аппетитах и может запросто загубить любого из перечисленных выше пользователей воды. Таким образом, мультипликативный эффект от водной приватизации может оказаться крайне разрушительным для местных поселений и сообществ граждан.

Важно также отметить, что собственники водоемов, скорее всего, начнут поднимать цену на воду, что приведет к ее удорожанию и сделает почти недоступной для многих пользователей. Любопытно, что Водный кодекс не предусматривает никакого конкурсного отбора пользователей, а это значит, что права на пользование водой будут перепродаваться, что обязательно приведет к росту спекулятивных цен на воду.

Кроме того, вместо водного налога законодатели предложили ввести водный платеж. Причем, согласно проекту Водного кодекса, собственник водоема сможет сам устанавливать размеры водных платежей, и предполагается, что ограничителем роста будет только рынок. А там, где действует "только рынок", всегда страдает что-то другое. Так, при желании владелец может полностью продать и выкачать всю воду из своего водоема, так как объем забора воды из частных водоисточников никто не будет контролировать. При этом государство, отказавшись от водного налога, снимает с себя всякую ответственность за водоохранные мероприятия на частных водных объектах. И если сегодня водный налог аккумулируется в федеральном бюджете, а затем поступает на водоохранные мероприятия в регионы, то, по новому Водному кодексу, этой практики уже не будет. И варварская эксплуатация частных водоемов уже ничем не станет ограничиваться.

В сухом остатке

В процессе приватизации обязательно придется опять ущемить интересы граждан, даже нарушить Конституцию. Так, проект Водного кодекса в его нынешнем виде противоречит статье 9 Кон-ституции РФ, по которой вода является компонентом природы, составляющим основу жизни народов, общенациональным достоянием. Правительство РФ, если бы оно руководствовалось Конституцией, обязано защищать общенациональное достояние, а не сбрасывать его в гражданско-правовую сферу, где единственным полноправным владельцем воды становится частник.

Но здесь возникает вопрос: а можно ли в нынешней России сделать так, чтобы и номенклатурная олигархия в конце концов насытилась приватизацией, и простые граждане не страдали от чрезмерных аппетитов власть имущих? Вряд ли. Населению России давно пора привыкнуть к тому, что у него постоянно что-нибудь отнимают. И понятно, что никакая Конституция не остановит процесс общенационального дележа, а значит, ущемлять интересы граждан российская власть продолжит до тех пор, пока в стране будет что приватизировать.

Единственное, что может хоть немного умерить законотворческую прыть авторов антисоциальных законопроектов - это осведомленность граждан о деятельности власти и осознанное общественное сопротивление попыткам законодателей ухудшить и без того невысокое качество жизни россиян.

Всё будет, как 45 лет назад (Коношский курьер)

Культура настроена по-боевому: провести праздник на таком уровне, чтобы и он нынешнему поколению коношан запомнился на все последующие 45 лет! В разработке сценария взят стиль ретро: вспомнить сюжеты первого праздника, в том числе эпизод, который давно не использовался в игровых программах: сжигание чучел. Есть договорённость с владельцем лошади из Сосновки, будут (лишь бы не было гололёда) катания детишек на санях. Что касается коношских цыган, то они верны традиции: не участвовать в этом народном празднике.

Один из главных атрибутов праздника - столб с призами. В принципе, есть договорённость с коношскими меценатами, но пока что вопрос с призами в стадии обещаний. Конечно, сегодняшним молодым смельчакам, кто намерен попытать счастья на столбе, и болельщикам, которых наверняка будет немало на площади в предстоящее воскресенье, хотелось бы, чтобы призы были не хуже тех, какие достались молодым коношанам 45 лет назад.

Ветераны тралфлота вновь ловили обещания (Архангельск)

В Архангельске опять митинговали пенсионеры. Основные требования, выдвинутые ветеранами тралового флота, касались повышения пенсий, соблюдения конституционных прав рыбаков, пенсионного законодательства:

В минувшую субботу на митинг собрались бывшие рыбаки тралфлота, чтобы выразить глубокое неудовлетворение работой чиновников Пенсионного фонда и служителей Фемиды. Организаторами выступили совет ветеранов и профсоюзный комитет Архангельской базы тралового флота. Пришло на митинг человек 500, но над ними гордо реяли знамена партии "Родина". Плакаты же с надписями были более скромными, но с глубоким смыслом. Например, рыбаки просили губернатора защитить их от произвола чиновников, от чиновников потребовали прекратить их обманывать, а "Зурабова и Кудрина - в отставку".

Для начала рыбаки вспомнили прошлое, ведь недавно траловый флот отметил свое 85-летие. Напомнили собравшимся, что вся трудовая жизнь моряков трал-флота прошла в суровых условиях Северного Ледовитого океана; что только в 1985 году они наловили 11 миллионов тонн рыбы; что многие подорвали здоровье. И теперь ни здоровья, ни достойной пенсии. Пенсионный фонд по непонятным причинам теперь причисляет архангельских моряков к Мурманскому рыбному порту и в связи с этим начисляет им пенсии с "мурманским" коэффициентом - 1,4 вместо полагающегося в Архангельске 1,7. Получая пенсию в размере 3,5 тысячи рублей, пенсионеры-рыбаки вынуждены влачить нищенское существование.

Митингующие вели себя сдержанно, без лишних выпадов в адрес местной администрации, зато ругали идеологов "Единой России" за раздутые штаты госчиновников, которые, по мнению рыбаков, и допустили просчеты в начислениях пенсий.

- Да, - сказал заместитель генерального директора АТФ Владимир Лупачев, - рыбаки получали заработную плату в 5 - 10 раз выше, чем на берегу. Но неправда, что сейчас пенсию начисляют из расчета четыре процента от этой зарплаты. Пенсия намного ниже. Пенсионерам тралового флота остались только болячки и береговая пенсия. Нарушены конституционные права рыбаков. В пенсионном законодательстве не принято ни одной статьи относительно рыбаков, где бы учитывалась специфика нашей работы. И мы требуем провести проверку, разобраться с чиновниками Пенсионного фонда:

Неоднократно ветераны тралфлота обращались в суды в поисках правды, но получали, мягко говоря, "отлуп по всем статьям". Лишь раза четыре бывший старший механик Николай Свиридович выиграл суд, который вынес четыре решения в пользу пенсионеров-рыбаков. Однако эти решения, по словам участников митинга, по непонятным причинам главным областным судьей господином Авериным были отменены.

- Чиновники начисляют нищенские пенсии рыбакам, а сами в это время жуют рыбу, которую выловили эти рыбаки, - доносилось из динамиков, и: звучали строчки из стихотворения Михаила Лермонтова "На смерть поэта".

- Заметна смычка чиновников Пенсионного фонда с чиновниками областного суда, - отчеканил старший механик Николай Свиридович и эмоционально добавил: - За последние годы судьи получили ордена и медали за борьбу с пенсионерами, а мы - кресты на архангельских кладбищах. Вот так, ни много ни мало. Милиционеры в это время зорко следили за порядком на митинге, как будто пенсионеры могли похулиганить. Хулиганили, конечно, но исключительно языком. Например, пообещали партии "Единая Россия" больше ее не поддерживать, а если и дальше будет беспредел чиновничий творить, то (цитирую): "На каждого медведя найдется своя рогатина". Вот тут-то настал "звездный час" представителей партии "Родина", которые тоже оказались рыбаками. Они предложили отправить чиновников хотя бы на один рейс в океан за рыбой да выдать им ножи для чистки, а коль не согласятся, выдать ножи "для политического харакири".

- Мы победим, - констатировал представитель "Родины" господин Пожарский. Правда, не уточнил, кого победят и как. На этом политическая часть митинга закончилась. Ветеранов больше волновали вопросы начисления пенсий. Заместитель губернатора по социальным вопросам Михаил Ситкин пообещал разобраться, свою помощь предложил и председатель департамента рыбного хозяйства Архангельской области Андрей Широкий, мол, хоть и чиновники мы, но вас понимаем, поддерживаем.

Поймав в свои нехитрые сети очередную порцию обещаний, бывшие рыбаки отправились по домам. Лишь один, поддавший "за тех, кто в море", ходил меж митингующих и вопрошал: "Где моя пенсия?"

"Дефицит снега" в области сохраняется (Знамя)

Об этом говорили в администрации Архангельской области на заседании оперативной группы по координации действий в период ледохода и паводка.

Дефицит снега по-прежнему составляет 65-70%, средняя толщина льда колеблется в пределах 40-55 см. Согласно долгосрочному прогнозу, средняя температура в апреле должна соответствовать норме (от -2 до +2 градусов).

Вскрытие рек, скорее всего, будет сопровождаться заторами льда со средним поднятием уровня воды. Особое внимание уделяется участку Северной Двины в районе дер. Приводино Котласского района, где в прошлом году образовался мощный затор, продержавшийся более 6 суток. Планируется проведение взрывных работ в районах, где традиционно возникают ледовые пробки. На сегодняшний день главным управлением МЧС по Архангельской области создан запас взрывчатки около 8 тонн.

Не исключается подтопление автомобильных магистралей, в том числе на участке дороги Красноборск- Куликово. В областном бюджете запланирован резерв в размере 5 млн. рублей на восстановительные работы в случае повреждения автомобильных дорог.