"Мира не будет никогда": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 20 марта 2006, 20:20 — REGNUM  

Обзор СМИ за 10-16 марта 2006 года.

Военный вестник. Визит заместителя госсекретаря США в регион. Международное сообщество. Заявления. Мир или война?

Военный вестник

По сообщению бакинской "525-й газеты", 8 и 9 марта "на линии фронта" между Азербайджаном и Арменией нарушен режим прекращения огня. 8 марта с 10:40 до 10:45 подразделения Вооруженных сил (ВС) Армении, расположенные в 0,8 км севернее села Саракпикас Иджеванского района, начали стрельбу по позициям Вооруженных сил Азербайджана вблизи села Джафарли Газахского района; с 12:26 с позиций, расположенных на территории села Баганис Айрум Газахского района, были также обстреляны позиции Вооруженных сил Азербайджана; в 18:50 с позиций в 1,6 км на западе-востоке села Бердаван Ноемберянского района - позиции вблизи села Кямярли Газахского района. 9 марта в 02:09 с позиций ВС Армении, расположенных в 1 км от села Беркабер Иджеванского района, начался обстрел позиций Вооруженных сил Азербайджана, расположенных вблизи сел Гызыл Гаджилы и Ашагы Аскипара Газахского района. Ответным огнем обстрел был подавлен. Потерь нет.

Бакинское агентство Day.Az сообщает, 14 марта в 22:20 подразделения Вооруженных сил Армении с позиций, расположенных в 0,4 км южнее села Мазамли Газахского района, обстреляли расположенные напротив позиции Вооруженных сил Азербайджана и само село. 15 марта с 03:36 до 03:46 с позиций, расположенных в 1,5 км севернее села Софулу Газахского района, они подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана на территории села Джафарли того же района. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

14 марта, в районе 11:00 часов, с позиций Казахского района Азербайджана был обстрелян участок Воскепар-Баганис автодороги Иджеван-Ноемберян. Обстрел, от которого пострадали два грузовика предприятия "КарАрд", производился из автоматов и крупнокалиберных пулеметов. Пули задели кузов машин. Как сообщает "Ноян Тапан", водители не пострадали. Армянские вооруженные силы ответного огня не открывали. Из-за обстрела машины некоторое время были вынуждены объезжать участок Воскепар-Баганис, проезжая по сравнительно более безопасной дороге Арснакара.

Бакинское агентство Day.Az сообщает, что 14 марта начиная с 4:30 утра армянские вооруженные подразделения с позиций, расположенных в "оккупированном" селе Баш Гервенд Агдамского района Азербайджана, обстреляли из автоматов и пулеметов позиции азербайджанских войск в селе Орта Гышлаг. По сообщению карабахского бюро АПА, обстрел продолжался до 10:00. Жертв нет.

Руководитель пресс-службы Минобороны Нагорного Карабаха подполковник Сенор Асратян назвал "несоответствующим действительности" сообщение азербайджанской стороны об обстреле карабахскими силами позиций противника в селе Орта Гышлаг Агдамского района. По словам Асратяна, "азербайджанские подразделения по своему обыкновению регулярно нарушают режим прекращения огня". "Противник использует стрелковое оружие, а в последние два дня - еще и крупнокалиберные пулеметы, что четко зафиксировано в оперативных сводках Армии обороны НКР", - сказал Асратян. Подполковник сообщил, что с карабахской стороны пострадавших нет. "Подразделения вооруженных сил НКР, соблюдая режим перемирия, как всегда, ответного огня не открывали", - подчеркнул Сенор Асратян. ("Медиамакс").

В последние дни все чаще стали повторяться случаи нарушения режима перемирия на разных участках армяно-азербайджанской границы, пишет газета "168 Жам". Почти каждый день публикуются сообщения об обстрелах, осуществляемых азербайджанской стороной. Здесь, пожалуй, примечательно то, что непосредственно на карабахском фронте не стреляют (или нам об этом не сообщают), пишет газета. Т.е., считает газета, нам дают понять, что в случае возобновления военных действий необязательно, чтобы главные действия происходили на карабахском фронте, где оборонительные позиции армян достаточно сильны. "В сущности, широкомасштабные действия могут начаться в любой части армяно-азербайджанской границы. Примечательно также то, что армянские позиции начали обстреливаться со стороны Нахчывана, притом, что даже в самые жаркие дни карабахской войны Нахчыван в военных сводках почти не упоминался".

Согласно предварительной договоренности с властями Нагорного Карабаха, 10 марта миссия ОБСЕ провела очередное плановое наблюдение на линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана на восточном участке местности Талиш Мартакертского района. Как сообщает "Ноян Тапан", с позиций Армии обороны НК наблюдение осуществляли координатор офиса ОБСЕ Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Иржи Аберлен (Чехия). Наблюдение проходило в соответствии с предусмотренным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. С карабахской стороны группу мониторинга сопровождали представители Министерства иностранных дел и Министерства обороны НКР. Отсутствие нарушений режима перемирия в ходе мониторинга подтверждают также азербайджанские СМИ.

Армения сосредоточила на "оккупированных азербайджанских территориях" огромное количество оружия и военной техники. С таким заявлением, сообщает Day.Az, на встрече с министром национальной обороны Румынии Теодором Атанасиу выступил министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев. Азербайджанский министр сказал, что имеющееся в Армении огромное количество боеприпасов перевезено на "оккупированные территории Азербайджана".

Российская военная база в Армении не угрожает ни одному из государств региона. Об этом, сообщает ИА REGNUM, в интервью Агентству национальных новостей заявил генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа. "Главная задача российской военной базы - обеспечить стабильность в регионе, обеспечить интересы безопасности России и выполнение уставных задач ОДКБ в формате коллективной безопасности. Присутствие российской военной базы в Армении - наглядное свидетельство того, что Россия отстаивает не только свои интересы, но и интересы своих союзников", - заявил Бордюжа. По его словам, нахождение российской базы в Армении имеет одну цель - не допустить нежелательного развития событий в регионе. "Но это абсолютно не значит, что 102-я военная база действует против какого-то государства в регионе. Речь идет о том, что в таком нестабильном регионе, как Кавказ, могут произойти события, не связанные с межгосударственным противостоянием", - отметил Николай Бордюжа. По словам генсека ОДКБ, к последним, например, относятся настолько крупные выступления террористов, что для противодействия им уже недостаточно будет средств спецслужб и потребуется реальная военная сила.

Визит заместителя госсекретаря США в регион

Как сообщает бакинская "525-я газета", основной темой обсуждений прибывшего в Баку заместителя госсекретаря США по связям с Европой и Евразией Дениэла Фрида с официальными лицами Азербайджана являлось урегулирование нагорно-карабахского конфликта. В поездке Фрида сопровождает спецпредставитель Госдепартамента США по конфликтам в Евразии, сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ от США Стивен Манн. Газета пишет, что в вопросе урегулирования карабахской проблемы Манн по-прежнему оптимистичен в отношении перспектив мирного процесса и считает ближайшие месяцы важным периодом для переговоров. "Весна 2006 года - важный этап переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Мы полагаем, что в 2006 году сможем достичь больших результатов", - сказал Манн. После Баку американские дипломаты отправятся в Ереван, пишет "525", и далее в Анкару, где проведут переговоры в МИД Турции, после чего вернутся в Вашингтон. Многие обозреватели считают, что центральное место в этом турне будут занимать планы США в отношении Ирана и что активность Вашингтона в процессе урегулирования карабахской проблемы в последнее время связана в большей мере с подготовкой плацдарма для операции против Ирана, пишет бакинское издание. "Все это воспринимается как попытки США придать черноморско-каспийскому региону новую геополитическую форму. При этом бросается в глаза, что США предпочитают сотрудничать в этом с Россией: в последнее время заметно расширился диалог Вашингтона с Москвой в деле урегулирования конфликтов на Кавказе. Эта тема обсуждалась в последний раз 6-7 марта в Вашингтоне на встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран Кондолизы Райс и Сергея Лаврова". Наряду с этим, отмечает газета, обращает на себя внимание, что США вовлекают в свои миротворческие инициативы на Южном Кавказе и Турцию: "Вероятно, Вашингтон намерен воспользоваться возможностями Анкары в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта". "Во всяком случае, запланированное завершение регионального турне высокопоставленных американских дипломатов в Анкаре, а также намеченные очередные консультации сопредседателей МГ 20 марта в Стамбуле вряд ли могут быть признаны случайностью".

Возможная война на Южном Кавказе станет катастрофой для всего региона. Об этом, передает "Ноян Тапан" со ссылкой на бакинское агентство "Тренд", заявил на пресс-конференции в Баку заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. Он отметил, что официальный Вашингтон заинтересован в скорейшем возвращении азербайджанцев на исконные земли. "Hа сегодняшний день Азербайджан придерживается очень четкой и сильной позиции, отражающей национальные интересы республики. Однако данный подход не мешает продолжению конструктивного переговорного процесса", - сказал Фрид. По его словам, ни одна из сторон не может достичь на сто процентов ожидаемого и надо найти наиболее приемлемый вариант разрешения конфликта.

"Не считаю, что процесс карабахского урегулирования находится в стадии стагнации", - заявил на пресс-конференции в Ереване заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дениэл Фрид. Он выразил уверенность, что обсуждения и переговоры по карабахскому урегулированию продолжатся. "Обе стороны представляют и отстаивают свои интересы в переговорном процессе, поскольку это входит в спектр их государственных интересов", - сказал Фрид. Он отметил, что, несмотря на то, что между сторонами конфликта все еще есть разногласия по подходам и позициям к урегулированию, однако у них есть стремление к решению этого вопроса. "Очень важно, что Минская группа ОБСЕ поддерживает этот процесс", - отметил Фрид. ("АРКА").

PanARMENIAN.Net передает, что присутствовавший на пресс-конференции сопредседатель МГ ОБСЕ Стивен Манн сказал, что президенты Армении и Азербайджана проявляют интерес к продвижению переговорного процесса вперед. "США готовы поддерживать их в этом всеми возможными средствами", - отметил американский сопредседатель МГ ОБСЕ. Дениэл Фрид сообщил, что в ходе визита в страны Южного Кавказа обсуждалось три основных вопроса: перспективы мирного процесса по карабахскому урегулированию, энергетическая безопасность в свете январских трудностей с поставками газа и будущее региона. "Говоря о будущем Южного Кавказа, я имею в виду то время, когда все существующие конфликты - нагорно-карабахский, абхазский и южно-осетинский - будут урегулированы, страны будут жить в мире и сами выберут свое место в этом мире, без какого-либо давления извне", - отметил Фрид.

Газета "Азербайджанские известия" считает, что турне по странам Южного Кавказа помощника госсекретаря по связям с Европой и Евразией Дениэла Фрида и сопредседателя Минской группы ОБСЕ Стивена Манна можно считать логическим продолжением дипломатических попыток Вашингтона перехватить инициативу главного посредника в решении конфликта в тот момент, когда переговоры "после безрезультатной встречи президентов Азербайджана и Армении в Рамбуйе, казалось, зашли в тупик".

Как сообщает бакинская "525-я газета", сопредседатели Минской группы ОБСЕ выразили сожаление по поводу безрезультатности недавних переговоров между руководством Армении и Азербайджана и призвали их к активной работе с целью достижения мира в 2006 году. В специальном заявлении по итогам встречи в Вашингтоне 7-8 марта сказано, что сопредседатели рассмотрели итоги переговоров в Рамбуйе 10-11 февраля. Оценивая нынешнее положение дел в регионе, сопредседатели подтвердили, что "в последние полгода был достигнут большой прогресс". Они выразили сожаление, что этот процесс не получил продолжения в последние недели, "несмотря на большие возможности для этого". Сопредседатели призвали обе стороны "заложить базовые принципы" для будущего урегулирования, чтобы достигнуть согласия в 2006 году. Сопредседатели по-прежнему верят, что объективные условия делают 2006 год наиболее благоприятным для устойчивого прогресса и призывают правительства Армении и Азербайджана энергично работать для достижения результата. Одновременно сопредседатели призывают правительства обеих стран "готовить свои народы к миру, а не к войне". Следующий визит сопредседателей в регион состоится после оценки готовности сторон. Очередная встреча сопредседателей запланирована на 20 марта в Стамбуле, сказано в заявлении.

Отмечая, что визит высокопоставленных американских дипломатов в Баку и Ереван проходит в условиях, когда переговорный процесс по решению карабахской проблемы зашел в тупик, а главы Армении и Азербайджана публично грозят возобновить боевые действия, российская "Независимая газета" пишет, что, по мнению многих азербайджанских аналитиков, настойчивость сверхдержав, прежде всего США, в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта именно в 2006 году имеет глубинные причины. В частности, бакинский политолог Анар Сафиханов считает, что "тут все дело в обострении ситуации вокруг ядерной программы Ирана". "Именно этот фактор заставляет международных посредников, прежде всего Вашингтон, спешить. В условиях, когда все идет к изоляции "несговорчивого" Ирана, Соединенным Штатам нужны мир и стабильность в Южно-Кавказском регионе. Ведь территория этих республик, прежде всего Азербайджана, рассматривается американцами прежде всего как плацдарм - либо для изоляции Тегерана, либо для "аэродромов подскока" для нанесения военных ударов по этой стране", - сказал Сафиханов. Результативность миссии Дениэла Фрида и Стивена Манна будет зависеть от того, что предложит Вашингтон взамен Еревану и Баку.

Дипломатический прорыв по Нагорному Карабаху весьма реален. Об этом говорится в статье бывшего министра иностранных дел Испании Анны Паласио и консультанта немецкого фонда Marshall Fund в США Даниэля Твайнинга, опубликованной в газете The Washington Post. По мнению авторов статьи, западные правительства могут поддержать соглашение, по которому Армения вернула бы Азербайджану занятые территории и позволила бы азербайджанским беженцам вернуться на эти территории. При этом Нагорный Карабах мог бы оставаться автономией до тех пор, пока решение о статусе региона не будет принято на референдуме в ближайшем будущем. В обмен на сотрудничество со стороны Азербайджана в прекращении этого конфликта, по мнению авторов статьи, Запад должен идти по пути сближения с этой страной, идущей по пути реформ, и положить конец санкциям, которые применяются к ней из-за войны 1991-1994 годов. "Армии двух стран, которые в 1990-х годах вели кровопролитную войну по поводу этого спорного анклава, сейчас стреляют друг в друга из траншей, расположенных по обе стороны от нейтральной территории. Это больше напоминает Фландрию времен Первой мировой войны, чем современных европейских соседей. С трудом замороженный конфликт грозит ожесточенной войной, которая может опустошить этот регион", - считают авторы статьи. ("Новости-Армения").

Газета "Чоррорд Ишханутюн" отмечает, что за последние 5 месяцев Армению уже дважды посещают "довольно высокопоставленные чины" Госдепа. США спешат, пишет газета, время поджимает - под ядерной угрозой Ирана оказалась программа "Большой Ближний Восток", и если в ближайшее время США дипломатическими (или, что более вероятно, военными) усилиями не сумеют пресечь иранские амбиции и утвердиться в регионе, то ось Россия-Иран-Китай всей своей мощью перекроет им путь как в Центральную Азию, так и на Ближний Восток. А решить проблему Ирана в кипящем котле "замороженных южнокавказских конфликтов" просто невозможно. Ясно также, что карабахский конфликт, в данном контексте, играет центральную роль, поскольку США намерены разместить на оккупированных территориях, т.е. на севере Ирана, миротворческие силы - в качестве своеобразного буфера. Исходя из этого, газета приходит к заключению:

а) Одна из главных целей визита Дениэла Фрида заключалась в том, чтобы предупредить, что "война - не покер, ее нельзя объявлять когда вздумается", и чтобы Азербайджан не лелеял подобных надежд: "Что будет с инвестициями в энергетику? Что будет с ныне существующими границами?" - такой вопрос задал в Азербайджане Стивен Манн. Таким образом, Манн и Фрид предупреждают Азербайджан, да и Армению, что это не их война - "не высовывайтесь".

б) Вторая цель заключалась в том, чтобы предупредить "хозяйчиков" двух стран не делать попыток "падать в чьи-либо иные объятия": США любой ценой осуществят свой "микро-план" Маршалла на Южном Кавказе и создадут единую "микро-семью" в единой системе безопасности - естественно, НАТО. Что касается конкретно Армении, то Фрид ее предупредил не очень распространяться с господином Бордюжей на тему "сотрудничества" с другими международными организациями, поскольку тот же "микро-план" предполагает вывод российских военных баз из Армении. И Фрида в Армении вскоре заменит небезызвестный Роберт Симпсон, ответственный НАТО по региону, который "всегда готов" помочь Еревану в "святом деле" вывода российских военных баз.

в) Вот почему и очередная "сходка" сопредседателей пройдет в Стамбуле: США назначили члена НАТО Турцию региональным куратором и ответственным за выполнение "маршалл-плана". "Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, насколько символичен для армян Стамбул - достаточно вспомнить начало прошлого века и "решение" армянского вопроса, как результат дашнакского психоза. А разве начатый после 98-го года карабахский "психоз" чем-либо отличается от "принципов" начала века, когда все державы отступились и "оставили армян один на один со своей глупостью и идеей фикс Великой Армении"? Такой же, как Карабах, со своими несуществующими 8000 квадратными километрами и виртуальным признанием его независимости", заключает "Чоррорд Ишханутюн".

Международное сообщество

В мае азербайджанская делегация во главе с первым заместителем Милли Меджлиса Зияфетом Аскеровым вылетит в Париж для участия в весенней сессии Парламентской ассамблеи НАТО, сообщает бакинское агентство "АПА". Говоря о развитии отношений между НАТО и Азербайджаном, вице-спикер парламента сказал, что на обсуждение весенней сессии будет вынесен вопрос Нагорного Карабаха: "Мы всегда на Парламентской ассамблеи НАТО поднимаем вопрос Нагорного Карабаха. На уровне комитета этот вопрос уже нашел свое разрешение. Сейчас мы стремимся к тому, чтобы на сессии был принят какой-либо документ по Нагорному Карабаху".

Приоритет в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта принадлежит ОБСЕ и Минской группе, заявил в ходе семинара в Ереване офицер НАТО по связям со странами Южного Кавказа Ромуалдс Ражукс. "Прямое вовлечение НАТО в переговорный процесс не принесет процессу урегулирования какой-либо пользы", - отметил он. По его словам, НАТО внимательно следит за событиями в регионе. "НАТО своими действиями может способствовать решению "замороженных конфликтов" на Южном Кавказе. В частности, Программа индивидуального партнерства (IPAP), в которую включены 3 страны Южного Кавказа, является весомым гарантом стабильности и сохранения мира в регионе", - заявил Ражукс. (ИА REGNUM).

14 марта в Париже состоялось заседание специального комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по урегулированию карабахского конфликта. "Гвоздем" программы заседания спецкомитета являлся доклад председателя комитета лорда Рассела-Джонстона. "Самой важной миссией специального комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по Нагорному Карабаху является реализация предложений ПАСЕ по карабахскому конфликту, которые не были осуществлены в течение года. В частности, речь идет о предотвращении разжигания атмосферы ненависти", - говорится в докладе председателя спецкомитета. В своем выступлении Рассел-Джонстон подчеркнул, что в настоящее время не предпринимаются усилия для подготовки двух народов к урегулированию карабахского конфликта. "Необходимо прекратить пропаганду ненависти, чтобы подготовить народы к урегулированию проблемы", - заявил председатель спецкомитета Рассел-Джонстон. Он также подчеркнул необходимость продолжения деятельности спецкомитета в том же статусе, то есть под руководством Бюро ПАСЕ. ("Арминфо").

Говоря о выступлении на заседании главы подкомитета лорда Рассела-Джонстона, глава азербайджанской парламентской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов отметил, что этот доклад известен, так как был включен в отчет Совета Европы по итогам январской сессии. "Оценка наша прежняя. Лорд Рассел-Джонстон, придерживаясь резолюции, принятой в Совете Европы, продолжает свою деятельность в прежнем направлении, то есть отражая реалии армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта и интересы Азербайджана", - сказал Сеидов. По его словам, об определении новой даты заседания подкомитета можно будет говорить на апрельской сессии ПАСЕ. ("525-я газета").

Эксклюзивное интервью нового специального представителя Европейского союза на Южном Кавказе Питера Семнеби агентству "Медиамакс":

"Ваш мандат включает в себя целый ряд направлений. Какое из них вы считаете самым важным?

Думаю, что моим основным приоритетом будет содействие урегулированию замороженных конфликтов в регионе. Есть ожидания, что ЕС будет играть большую роль после достижения соглашений об урегулировании конфликтов, и это необходимо соответствующим образом подготовить. Конфликты отнимают слишком много политического внимания и финансовых ресурсов, препятствуя нормальному развитию стран региона. Есть ряд других важных задач. В частности, мы должны продолжать содействие государственному строительству в трех странах Южного Кавказа, обеспечивать нормальные отношения между странами региона. Мы должны также развивать региональное сотрудничество, причем речь идет не только о трех странах региона, а о более широком формате.

Ваш мандат предполагает поддержку деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Какой вы видите свою роль в этом процессе?

Я вступил в эту должность всего 10 дней назад и пока не успел провести официальную встречу с сопредседателями МГ ОБСЕ. Несомненно, я буду поддерживать очень тесные контакты с ними, чтобы быть уверенным в том, что любая инициатива является четко скоординированной. Не менее важным аспектом является подготовка почвы для того, что будет происходить после достижения соглашения.

До встречи президентов Армении и Азербайджана во Франции было много ожиданий, а после нее - не меньше разочарования. Вы все еще считаете возможным урегулировать карабахский конфликт в 2006 году?

Конечно, я надеюсь. Принимая во внимание тот факт, что на последней встрече президентов Армении и Азербайджана ожидания не оправдались, мне трудно судить о том, насколько реалистичными являются эти надежды. Чтобы получить более полное впечатление о ситуации, я должен посетить Армению и Азербайджан и поговорить с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Но в любом случае, если бы степень моей надежды не была высокой, я бы не согласился на эту работу.

Хейки Талвитие, ваш предшественник на этом посту, уделял немало внимания улучшению армяно-турецких отношений. Намерены ли вы продолжать эти усилия?

В регионе есть два случая трудных отношений между соседями: Армения-Турция и Грузия-Россия, и оба будут значиться в числе моих приоритетов.

Несмотря на многочисленные усилия ЕС по развитию регионального сотрудничества на Южном Кавказе, к успехам это не привело. Считаете ли возможным развивать подобное сотрудничество в регионе до урегулирования существующих конфликтов?

Скорее всего, усилия по развитию регионального сотрудничества следует предпринимать параллельно с урегулированием конфликтов. Кроме того, это сотрудничество должно затрагивать более широкий формат и не ограничиваться лишь странами Южного Кавказа". ("Медиамакс", интервью приводится с сокращениями).

Газета "Аравот" отмечает, что в интервью, данном руководителем программ Международной кризисной группы (МКГ) Сабиной Фрейзер агентству "Ноян Тапан", были "некоторые свежие акценты". Так, по словам Фрейзер, предлагаемый МКГ сценарий соглашения по Карабаху означал бы для Армении конец региональной изоляции и открытие границ с Турцией, а Нагорному Карабаху дал бы "международно признанный переходный статус". Фрейзер считает, что проведенный в НК в 1991 году референдум "большого значения" иметь не может, поскольку не имеет международного признания и за прошедшие 15 лет ни одна страна его не признала. "Если же НК хочет получить признание и стать полноправным государством, то он должен провести такой референдум, который будет соответствовать международным стандартам - при участии международных наблюдателей и, в особенности, наблюдателей ОБСЕ", - сказала Фрейзер. Что касается вывода войск, то, по словам Фрейзер, армянская сторона должна выбрать - либо выйти с "оккупированных" вокруг НК территорий, либо остаться в непринадлежащих ей районах. В последнем случае велика вероятность того, что Азербайджан применит силу для восстановления контроля над своими территориями. Если это произойдет, то "международная общественность особого шума не поднимет, поскольку резолюции СБ ООН призывают оккупированные территории освободить". Признавая, что эти территории являются единственной гарантией безопасности Нагорного Карабаха, Фрейзер предлагает заменить ее на "более действенную гарантию" - отказ Азербайджана от угроз применить силу, размещение миротворческих сил и создание совместной комиссии по вопросам безопасности, с привлечением Азербайджана и НК. По ее словам, Азербайджан в таком случае будет более сдержан, и возможность удара по Карабаху будет сведена к минимуму. "Если же все-таки он на это пойдет, то станет страной-изгоем". Что касается статуса НК, то, как считает Фрейзер, переходный статус дал бы Карабаху основание для международного признания, однако НК должен принять перемещенных азербайджанцев и создать для них соответствующие условия.

Заявления

"Я поставил задачу, чтобы в ближайшее время военный бюджет Азербайджана стал равным всему бюджету Армении. Она никогда не сможет конкурировать с нами. Чем раньше руководство Армении осознает это, тем лучше будет для них", - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на II съезде азербайджанцев мира. Алиев также заявил, что Азербайджан должен будет пересмотреть свое участие в мирных переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию, если увидит, что Армения не занимает конструктивную позицию. "Уже более 12 лет продолжаются мирные переговоры, однако они не дают никаких результатов. И неизвестно, сколько еще они будут продолжаться. Мы привержены мирному процессу, но когда сталкиваемся с неконструктивной позицией Армении, которая проявляет неискренность, то наше терпение иссякает. Если Азербайджан увидит, что переговорный процесс носит характер имитации, то откажемся от участия в нем", - заявил Ильхам Алиев. По его словам, Азербайджан ни через 10, ни через 100 лет не допустит отторжения Нагорного Карабаха. "Без решения вопроса возвращения вынужденных переселенцев в родные места никакого мирного соглашения не будет", - подчеркнул президент Азербайджана. (Радио "Свобода").

Сегодня Армения изолирована от региональных проектов. Она осталась в стороне от важнейших коммуникаций. "Это сделали мы, так как Армения не отказывается от своей агрессивной политики", - об этом заявил глава Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на Втором съезде азербайджанцев мира в Баку. По его словам, благодаря стремительному экономическому росту Азербайджан активно развивается. "В то же время экономика Армении, находящейся в изоляции, топчется на месте. Значение и интерес к Азербайджану со стороны его партнеров и соседей постоянно растет. Все это придает уверенность, что все стоящие перед страной проблемы, включая карабахский конфликт, будут решены", - сказал Алиев. ("Ноян Тапан").

"Азербайджан должен понять, что чем дольше будет откладываться решение нагорно-карабахского конфликта, тем больше укрепится теперешнее фактическое положение Карабаха. И именно таким НКР воспримет международное сообщество", - сообщил корреспонденту "A1 плюс" председатель Национального Собрания (НС) РА по внешним связям Армен Рустамян. "Время делает свое, оно не может повредить конкретно той или иной стороне. Однако мы даже в условиях блокады развиваем нашу экономику. Необходимо развивать страну в целом, чтобы азербайджанской стороне стало ясно, что решение вопроса военным путем невозможно", - отметил Рустамян.

"В цивилизованном мире ни одна страна или народ не использует размер своего военного бюджета в качестве способа конкуренции со своими соседями. Подобные действия, думаю, не могут добавить кому-то чести. Сегодня сферы конкуренции совсем иные - экономическая, культурная. Азербайджанская сторона прекрасно осознает, что в этих сферах Армения в несколько раз превосходит ее". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в эфире Второго армянского телеканала, комментируя заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева. Как отметил глава МИД РА, "заявление Азербайджана об увеличении своего военного бюджета и его уравнивании с госбюджетом Армении далеко не новость, подобные заявления делались и раньше". По словам Осканяна, всем кажется, что этот бюджет растет ежедневно, а не ежегодно: "Наверное, поэтому азербайджанские горе-воины нарушают режим прекращения огня, вероятно, чтобы израсходовать излишек своих боеприпасов". "Обратимся к коэффициенту человеческого развития ООН, куда входят здравоохранение, образование и другие разные сферы. Мы несравнимо превосходим Азербайджан по всем показателям. Мы превосходим положительной атмосферой, свободной экономикой, не говоря уже о демократии, правах человека и свободе слова. Это оценки международных организаций. По всем этим сферам между Арменией и Азербайджаном сравнения нет", - заявил Осканян. Министр иностранных дел также отметил, что уже очень долгое время Азербайджан ежедневно производит 400 тыс. баррелей нефти, однако до сих пор доход на душу населения в этой стране не сравнился с показателями Армении. Как отметил министр, это последние данные Всемирного банка. "Я бы посоветовал Азербайджану, чтобы они попытались поравняться с Арменией в этих сферах, а не гордиться и кичиться нефтяными доходами и сравнивать их с бюджетом Армении. Плачевно, что эти заявления, не имеющие абсолютно никакой связи с буквой и духом переговоров, делаются сегодня. Перед нами поставлена задача - подготовить наши общества к миру, а не к войне. Мы сожалеем по поводу подобных заявлений, расцениваем их отрицательно и считаем, что полная ответственность за тупик переговоров лежит полностью на Баку", - заявил Осканян. По словам министра, основная задача - суметь продолжить переговорный процесс, сохранить и продолжить действовать на основе тех положительных моментов, которые были до переговоров президентов в Рамбуйе. "Не секрет, что в Рамбуйе Азербайджан сделал шаг назад в отношении положительных вопросов. Главное - возвратить процесс в нулевую точку, так сказать, в "дорамбуйеевскую" позицию, где есть много положительного, и строить процесс на этой основе", - отметил Осканян.

Отвечая на вопросы читателей газеты "Азг", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, в частности, сказал: "Если Азербайджан официально заявляет, что ждет более удобного момента, то есть, не получив желаемого в переговорах, не хочет идти на компромиссы и хочет добиться своего путем войны, думаю, Армении сидеть сложа руки нельзя. Азербайджан должен понять, что когда Армения убедится в таких его намерениях, то она пойдет на шаги, которые будут иметь для Баку нежелательные последствия - начиная от признания Карабаха и до принятия такой новой оборонительной доктрины, которая заставит Азербайджан быть постоянно в позиции защищающегося".

Власти РА должны прекратить армяно-азербайджанские переговоры по вопросу карабахского урегулирования. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", сказано в открытом письме группы участников Арцахской войны (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM). "Мы не доверяем этим переговорам и тем, кто ведет их от имени армян", - сказано в письме. По убеждению авторов письма, сегодня участие Арцаха в переговорах также неприемлемо. "Какой-либо армяно-азербайджанский диалог возможен только тогда, когда официальный Баку прекратит антиармянскую истерию, признает, что Арцах принадлежит армянам, а также признает свою ответственность за насильственную депортацию азербайджанских армян и развязывание войны против автономии". В документе отмечается, что на самом деле не существует процесса международного урегулирования карабахской проблемы, поскольку в ходе переговоров невозможно сформулировать какой-либо компромисс. "Все предложения Минской группы ОБСЕ содержат односторонние уступки и попирают права армянского народа и его арцахского сектора на безопасное проживание на собственной родине".

Мир или война?

Заявления президента РА, прозвучавшие на пресс-конференции после его встречи в Рамбуйе с руководителем Азербайджана, лидер парламентского большинства в Национальном Собрании Армении Галуст Саакян назвал "объявлением войны". В ответ на вопрос "Аравот", можно ли в этом же контексте рассматривать осуществляющуюся сегодня на государственном уровне поддержку военно-патриотических настроений в Армении, правозащитник Вардан Арутюнян сказал: "Мне кажется, заявления Роберта Кочаряна (президент Армении - прим. ИА REGNUM) на его последней пресс-конференции, которые способствовали националистическому "буму", действительно можно рассматривать в едином контексте. Боюсь, что происходящее может привести к возобновлению вооруженных действий, к войне, которая станет гибельной как для нашей, так и для соседней страны".

"В случае войны у Азербайджана будет гораздо больше потерь, чем если проблема Нагорного Карабаха будет урегулирована путем переговоров". Под таким заголовком представила газета "Айастани Анрапетутюн" интервью министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна телекомпании "Шант". "Если азербайджанская сторона сегодня не готова либо не хочет идти на риск достичь решения путем обычных компромиссов, то она никогда не осмелится решать вопрос посредством войны".

Армянские добровольцы, принимавшие участие в карабахской войне, назвали "предательскими, противозаконными и аморальными" заявления секретаря Совета национальной безопасности при президенте Армении, министра обороны Армении Сержа Саркисяна, в которых он отмечает, что "во время войны армяне не освобождали территорий, а уничтожали позиции противника", и ставит под сомнение существование "освобожденных территорий", называя их "зоной безопасности". Об этом заявил в ходе круглого стола 16 марта в Ереване помощник координатора общественной инициативы "В защиту освобожденных территорий" Армен Еганян. По его словам, такое заявление министра, сделанное "в ходе встречи с руководящим составом армии, разлагает боевой дух офицерского состава и навязывает идею о том, что освобожденные территории должны быть возвращены Азербайджану". По словам бывшего командующего особого батальона Шуши Жирайра Сефиляна, "необходимо начать процесс отстранения Сержа Саркисяна от занимаемой должности". Этот процесс, по его словам, должны начать оппозиционные силы политическим путем. "Если начнутся военные действия, то Армения не сможет воевать при такой власти и ее необходимо будет свергнуть", - считает Сефилян. По словам экс-премьера Армении, депутата Вазгена Манукяна, министр обороны Армении "вообще не имел права делать какие-либо заявления". "Заявление Сержа Саркисяна направлено на запад, и оно преследует цель сохранения власти", - отметил он, добавив при этом, что "говорить о возвращении освобожденных территорий не имеет смысла, поскольку это напрямую связано с признанием независимости Нагорного Карабаха, что неприемлемо для Азербайджана". "Военные действия могут возобновиться только в том случае, если Азербайджан почувствует себя сильнее, а действия властей Армении направлены на ослабление своей страны", - заявил он. В тоже время, парламентарий отметил, что в течение ближайших 3-4 лет военные действия не возобновятся. "Власти Армении просто запугивают народ перспективой возобновления боевых действий, для предотвращения которых якобы надо идти на компромиссы", - считает Манукян. По мнению бывшего министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, "если возращение освобожденных территорий рассматривается как уступка со стороны Армении, то Азербайджан также должен вернуть Армении Арцвашен, а Нагорному Карабаха - некоторые оккупированные районы". ("karabakh-online.com").

"Уверен, что ни Роберт Кочарян, ни Ильхам Алиев войны не хотят", - пишет редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян. Кочарян и Алиев "всего лишь" позволяют пропаганду вражды и ненависти к соседу и делают они это не для того, чтобы начать войну, а для того, чтобы сохранить статус-кво, пишет редактор. "Просто президенты двух стран не понимают, что такой путь сохранения статус-кво неминуемо приведет к войне. Если и не в период их правления, то через 10, 20 лет. Вот в этой недальновидности и можно обвинить как руководителей этих двух стран, так и руководителей других стран региона".

"И у нас, и в Азербайджане изо всех углов звучат высокомерные заявления о готовности к войне и обвинения. При этом большинство из делающих такие заявления не принимали участия в предыдущей войне и, по всей видимости, не будут принимать участия в той, которую они провоцируют сейчас", - сказал в беседе с газетой "Аравот" правозащитник Вардан Арутюнян.

Согласно бакинской газете "Зеркало", сегодня в Азербайджане многие думают над вопросом: "А что будет, если мы начнем войну?" По-настоящему повоевать нам, естественно, не дадут, размышляет газета, вмешаются международные организации, сопредседатели, транснациональные корпорации, посыплются звонки из столиц мировых государств и т.д. Иными словами, боевые операции придется сворачивать, наверное, очень быстро. "Но если азербайджанская армия действительно способна освободить от врага хотя бы несколько оккупированных районов, то почему бы не совершить небольшой блицкриг? Что мы потеряем в этом случае? Да, Армения поднимет "крик" и будет обвинять Азербайджан в срыве переговоров, каких-то там соглашений и т.д.! Нас будут критиковать международные организации! Но ведь мы же будем освобождать не Нагорный Карабах, а районы, входящие в так называемый "пояс безопасности". Районы, оккупированные вопреки всем нормам международного права". В данной ситуации, считает "Зеркало", Баку должен использовать нефтяной фактор и продемонстрировать всему миру, насколько важно для Азербайджана решение карабахского конфликта: "Путь опасный и требующий жертв. Самое главное - он самый крайний в череде возможных вариантов урегулирования конфликта, и поэтому важно, чтобы это осознавали и в Баку, и в Ереване".

В другой своей статье бакинская газета "Зеркало" приводит мнения азербайджанских политологов об интервью министра обороны РА Сержа Саркисяна российским СМИ, в котором он прокомментировал заявления официального Баку о готовности решить карабахскую проблему военным путем: "Хотя роль нефтедолларов велика, в данном случае они не помогут. За годы перемирия созданы крепкие инженерные строения, и армянские войска имеют хорошие оборонные позиции". Газета напоминает также, что Саркисян выразил недоумение по поводу резких и агрессивных заявлений азербайджанской стороны: "От этих заявлений, извините за слово, пахнет шантажом. Если азербайджанская сторона на самом деле поставила перед собой задачу военным путем решить вопрос, зачем об этом трубить на весь мир? Они что, хотят нас предупредить, чтоб мы лучше подготовились к этому? Или хотят предупредить мировое сообщество, чтобы их попросили или запретили? Это не очень понятно". По мнению директора Азербайджанского центра демократического гражданского контроля над вооруженными силами Алекпера Мамедова, в настоящее время очень трудно сказать, на чьей стороне военное превосходство. По его словам, это превосходство выяснится только после начала военных действий. Не следует также забывать о том, что в укреплении оборонной мощи Армении немалую роль играет и российский фактор, так как северная держава оказывает существенную поддержку армянским вооруженным силам, снабжая их современной военной техникой, сказал Мамедов. Что касается заявлений азербайджанской стороны о готовности решить карабахскую проблему военным путем, то, по словам Мамедова, они, скорее всего, носят предупредительный характер: "Наши высокопоставленные государственные мужи предупреждают армян о возможности начала военных действий для того, чтобы те образумились". Отвечая на вопрос, насколько вероятно начало военных действий Азербайджаном без оглядки на США и Россию, Мамедов сказал: "Думаю, что в данное время решение карабахского конфликта военным путем исключено, так как этот вопрос уже давно вышел за пределы регионального масштаба". По его словам, в решение этого конфликта, кроме Азербайджана и Армении, вовлечено все мировое сообщество, которое не допустит возобновления боевых действий. Несколько резким в своих суждениях был независимый политолог Зардушт Ализаде: "С одной стороны, армяне - наши враги, это однозначно. Но, с другой стороны, Серж Саркисян совершенно прав в том отношении, что заявления азербайджанских руководителей о готовности начать военные действия являются шантажом. Более того, эти агрессивные заявления направлены на обман азербайджанского народа, а не армянского". По мнению политолога, любые оборонительные сооружения можно взломать, но для этого необходимо обладать сильной, маневренной армией. "К сожалению, азербайджанская армия не является таковой. Наша армия - это просто объект типа Дома торжеств, ресторана, супермаркета", - подчеркнул политолог. Ализаде не видит особой разницы в структуре армянской и азербайджанской армий. "Армянская армия почти ничем не отличается от нашей. В ней также царят бардак и такие же неуставные взаимоотношения. Правда, с армянской армией дела обстоят чуть лучше. Дело в том, что армейское командование и Армении, и Азербайджана связано с Россией. Но в настоящее время Россия больше проявляет благосклонность к Армении, нежели к Азербайджану". Ализаде также исключил вероятность развязывания войны Азербайджаном. По его словам, для начала военных действий необходимо обладать умелым командованием, наличием хорошо обученного личного состава, верой народа в то, что "их в бой поведут опытные и верные своей Родине командиры". "Однако всех этих составляющих в Азербайджане нет", - отметил политолог. Что касается роли мирового сообщества в вопросе карабахского конфликта, то, по мнению Ализаде, главные действующие лица - Россия и Запад - занимают в этом вопросе аморальную позицию, преследуя собственные интересы.

Агентство "Де-Факто" распространило аналитический материал, размещенный на сайте www.prognosis.ru под названием "Армения-Азербайджан: мира не будет никогда". В ближайшее время "замороженный" армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха может быть сильно "разогрет", считает автор статьи. И хотя возобновления военных действий на карабахском фронте ожидать, скорее всего, не придется, отношения между Арменией и Азербайджаном станут более конфронтационными. "Как ни парадоксально на первый взгляд, причиной этому станет имитация миротворческого процесса, инициированного ОБСЕ и международными посредниками. Озвученные в начале 2006 года "миротворческие идеи" по природе своей являются пиаровской акцией, не представляющей никаких содержательных предложений. Есть серьезные основания предполагать, что, если в ближайшем будущем процесс урегулирования конфликта не перейдет из формата публичных деклараций в плоскость дипломатической рутины, "разморозка" конфликта между армянами и азербайджанцами неизбежна. Публичный характер миротворчества возродил "дух войны" и в Армении, и в Азербайджане, и в Нагорном Карабахе. Армянские и азербайджанские политики, действующие не в Швейцарии и не в Австрии, а на Южном Кавказе, сегодня вполне адекватны своим обществам. Можно сколь-угодно говорить - и, заметим, говорить небезосновательно - об авторитаризме Роберта Кочаряна, непотизме Ильхама Алиева, популизме Аркадия Гукасяна (президент Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM)... Однако нельзя не признать, что их внутриполитические оппоненты занимают во многом более радикальные позиции. "Оранжевые революционеры" в Баку (Иса Гамбар, Этибар Мамедов) в начале 90-х стояли у руля власти, когда карабахский конфликт был делом не дипломатов, а военных. Оппоненты Кочаряна гораздо более последовательно и активно отстаивают идею "Миацума" - с чего собственно, и начался карабахский конфликт - то есть идею присоединения НКР к Армении. Наконец, по данным соцопросов, и в Армении и в Азербайджане около трети населения выступает за военное решение проблемы. В непризнанном НКР население разделено почти пополам. Одна половина выступает за "Миацум", а вторая - за независимый ни от кого, включая и Ереван, армянский Карабах. Армянское и азербайджанское общества - то самое большинство народа, от имени которого так любят говорить представители ОБСЕ - не готовы к компромиссу".

Президенты Армении и Азербайджана, вовлеченные в "миротворческий" процесс, вынуждены позиционировать себя как патриоты, не готовые к уступкам, даже если такая готовность у лидеров государств существует. Пиаровский характер миротворчества не оставляет места политическому прагматизму. Какой прагматизм можно продемонстрировать главам Армении и Азербайджана, если на них направлены сотни телекамер, а журналисты ждут "прогресса", "первых реальных шагов к миру"? При этом в США, Европе и даже в России мир на Кавказе воспринимается как абстрактная величина. Для граждан Армении и Азербайджана мир - это не компромисс. Это - победа "наших". Любой другой мир будет рассматриваться как предательство национальных интересов и никак иначе. Сама мысль об утрате Карабаха, высказанная вслух, превратит любого политика в Азербайджане в изгоя. Ровно та же участь ожидает армянского политика, готового отдать Азербайджану даже не Карабах, а семь "оккупированных" армянскими силами азербайджанских районов за пределами НКР. Следовательно, публичный характер переговоров с участием международных наблюдателей неизбежно приведет к провалу, поскольку лидеры двух государств будут соревноваться друг с другом не в "миротворчестве", а в патриотизме, убежден автор статьи.

Вместе с тем, считает автор статьи, нынешняя ситуация не станет причиной пересмотра самого формата миротворчества. Международные посредники - и Россия в том числе - не готовы к признанию нескольких очевидных вещей, пишет он. Во-первых, к признанию того, что разрешение конфликта, абсолютно удовлетворяющее обе стороны, на сегодняшний день невозможно в принципе. Во-вторых, даже относительные компромиссы - дело далекой перспективы. В-третьих, надо признать, что публичный характер переговоров вкупе с дипломатическим оптимизмом не улучшает, а ухудшает этнополитическую ситуацию в регионе. В-третьих, к признанию того, что лидеры обеих наций вполне адекватны своим согражданам и являются наиболее прагматичными их представителями. Следовательно, поиск "демократических альтернатив" Алиеву-младшему и Кочаряну - дело, обреченное на провал. Сегодняшние Армения и Азербайджан - это закрытые сообщества в большей или меньшей степени. Развитость демократических институтов и процедур в Армении и в НК на фоне Азербайджана компенсируется столь же развитыми принципами этнократии. А значит, ключ к разрешению карабахской проблемы находится не в переговорных комнатах дипломатов. Основной вопрос миротворчества - это "открытие" двух обществ, но открытие не навязанное извне, а осознанное. Следующая задача - установление доверия между конфликтующими сторонами. Только после этого можно будет садиться за стол переговоров под лучами софитов. А до этого необходима дипломатическая рутина, экспертные встречи и никакого пиара. Процесс реалистического миротворчества займет много лет и десятилетий. На нем не наваришь политических дивидендов и не заработаешь репутацию "кавказского Рабина". А значит, впереди нас ожидают новые приступы "миротворческого оптимизма" и армяно-азербайджанского "патриотизма", заключает автор статьи. (www.prognosis.ru - "Де-Факто").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
28.02.17
Союзное государство: Проверка в отношении Россельхознадзора «в разгаре»
NB!
28.02.17
Борьба за власть в Молдавии: Додон начинает и проигрывает
NB!
28.02.17
Румыния: МИД РФ «сигнализирует об оттепели», Бухарест хочет «уважения»
NB!
28.02.17
«ЛНР и ДНР сделали еще один шаг к сближению с Россией»
NB!
28.02.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 28 февраля
NB!
28.02.17
ЭРА-ГЛОНАСС: еще один шаг к независимости от Запада
NB!
28.02.17
Гройсман: Уголь Донбасса принадлежит Украине
NB!
28.02.17
Мы заставим вас любить Украину! Откровения оккупационной власти
NB!
28.02.17
Станут ли русские Курилы вновь разменной монетой?
NB!
28.02.17
Турчинов: Украинские силовики «зачистят» Донбасс за месяц
NB!
28.02.17
Рамазан Абдулатипов: Промышленность в Дагестане на уровне феодализма
NB!
28.02.17
МИД России советует Трампу бороться со СМИ
NB!
28.02.17
Против кого и как Трамп будет биться на Ближнем Востоке
NB!
28.02.17
Госдуме предложили вернуть бумажное свидетельство о собственности
NB!
28.02.17
Медведев потребовал от регионов прекратить финансирование допобязательств
NB!
28.02.17
Пекло для Киева: почему Польша вспоминает о Пилсудском и Петлюре
NB!
28.02.17
В Донецке вооруженные люди разогнали гуманитарный штаб Ахметова
NB!
28.02.17
Смерть ребенка — следствие оптимизации здравоохранения Москвы?
NB!
28.02.17
День защитника Отечества предлагают отмечать в августе или в апреле
NB!
28.02.17
«Вы что, хотите чтобы вам позвонили из министерства культуры?»
NB!
28.02.17
Нагорный Карабах в фокусе парламентских выборов в Армении
NB!
28.02.17
«США могут выйти из РСМД, СНВ-III и начать ядерные испытания»