16 марта в Вашингтоне была опубликована обновленная, по сравнению с вариантом 2002 г., версия "Стратегии национальной безопасности США". Характерная черта новой редакции - дальнейшая идеологизация внешней политики США. Отныне главным критерием развития отношений Соединенных Штатов с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона.

Относительно новой Стратегии Департамент информации и печати МИД России выступил с комментарием: "Разумеется, каждая страна вправе определять свою внешнеполитическую стратегию на основе национальных интересов. Но что означает новая американская стратегия применительно к России, которой в документе посвящен раздел из двух абзацев?" "США готовы тесно работать с Россией по вопросам, которые представляют взаимный интерес, но укрепление наших отношений будет зависеть от того, насколько правильную, по мнению Соединенных Штатов, внутреннюю и внешнюю политику она будет проводить. И тут же утверждается, будто последние тенденции в России указывают на ее, якобы, уменьшающуюся приверженность демократическим свободам и институтам. Надо ли это воспринимать как прямое указание на то, что в ближайшей перспективе российско-американские отношения ожидают не лучшие времена? В новой американской "Стратегии" сформулирована заявка на активную демократизаторскую роль США в соседних с Россией странах. Нас будут убеждать, что форсируемый извне демократический прогресс в соседних странах полезен для проживающих там народов. Достаточно претенциозно звучит "разъяснение", что если Россия будет "мешать" демократическому развитию, то это испортит ее отношения не только с США, но и с Европой. И ни одного слова о партнерском взаимодействии между нашими странами, выстраиванию которого обе стороны посвятили много времени и усилий, в соответствии с решениями президентов России и США. О взаимном уважении и учете в практической политике законных интересов друг друга, о равноправии, взаимном доверии, предсказуемости поведения, транспарентности действий. Это, с нашей точки зрения, касается и политики на постсоветском пространстве. Нельзя не понимать, что без применения этих принципов российско-американские отношения могут стать заложником субъективных суждений. При всем благородстве провозглашенной в "Стратегии" идеологической установки - повсеместное продвижение демократии - нельзя забывать, что монополии на толкование демократии ни у кого нет и быть не может. Демократическому становлению можно содействовать, но каждая страна проходит свой путь к демократии, как это делали и делают сами Соединенные Штаты, с учетом конкретных исторических и политических условий. Попытки искусственного и, тем более, насильственного насаждения демократии в других государствах не только не могут принести успеха, но и чреваты дискредитацией самой идеи.

Поэтому не может не возникнуть впечатления, что популярные лозунги попросту используются в собственных интересах. Это стремление все чаще проявляется в практических вопросах мировой политики и межгосударственных отношений, когда предлагаемые методы их решения опираются не на объективный анализ ситуации, не на общие принципы международного права, а на "политическую целесообразность" в собственном понимании.

У России - иной подход. Основным пунктом нашего анализа международной ситуации является констатация того, что в последние годы события в мире подтверждают универсальность таких основополагающих принципов внешней политики, как прагматизм, многовекторность, последовательное, но без скатывания к конфронтации, продвижение национальных интересов, поиск решений острых проблем современности в рамках многосторонней дипломатии и коллективных усилий. Эти принципы получают все более широкое распространение во внешнеполитической практике других государств. К сожалению, в новой американской "Стратегии" они остались за бортом", - отмечается в комментарии МИД России.