Уникальная операция проведена в Мурманском порту. С мурманского берега он был очень хорошо виден. Красно-оранжевого цвета, стоял на якоре в районе Мишуково. При желании можно было даже прочитать название - "Moskow River". Мурманчане еще не отвыкли от больших судов в Кольском заливе, поэтому большинство не увидели ничего особенного в визите такого морского гостя. Тем не менее заход танкера "Moskow River" в Кольский залив - для всей области большое событие. Дело не только в размерах судна: длина 242 метра, ширина - 42, водоизмещение 122 тысячи тонн. Как сообщает "Полярная правда", с этим танкером связана уникальная операция по отгрузке нефти в порту. О том, как все начиналось и воплощалось, журналистам рассказали в пятницу руководители всех служб, задействованных в этой операции. В начале июня была создана рабочая группа во главе с заместителем губернатора Владимиром Мотлоховым. В течение четырех месяцев корпела она над схемами по перевалке больших объемов нефтепродуктов именно через этот северный порт. В итоге пришли к такому варианту.

По железной дороге нефть доставляют в порт "Витино" (поселок на побережье Белого моря), там перегружают ее в небольшие танкеры (по 50-60 тысяч тонн), которые доставляют груз в Кольский залив, чтобы здесь перекачать черное золото на большой танкер типа пришедшего сюда "Moskow River". Планируется, что в скором времени в мурманскую акваторию зайдут суда водоизмещением 150 тысяч тонн. Такие громадины, безусловно, не в состоянии принять "Витино". И потому - все карты в руки именно Кольскому заливу.

- Его глубина позволяет принимать большие суда. Здесь круглогодичная навигация, льдообразование не мешает, есть защищенный рейд и выход в океан не стеснен проливами, - оценил возможности залива начальник морской администрации порта "Мурманск" Юрий Еремин. Капитан порта Александр Дмитриев добавил, что у норвежцев тоже есть удобные фиорды, и они готовы принимать танкеры, так что нам нельзя допустить, чтобы Норвегия перехватила инициативу.

Морская администрация - это лишь одна из множества организаций, участвующих в этой операции. Ей довелось обеспечивать безопасность мореплавания, как, впрочем, и Мурманскому бассейновому аварийно-спасательному управлению. Специалисты последнего выставили вокруг танкеров боновые заграждения, исключающие в случае аварий распространение нефти. На этот счет генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство" Александр Медведев сказал, что одной компании такую операцию было бы не провести: нефть есть нефть.

О роли самого пароходства в этом новом деле стоит сказать отдельно. Именно оно держит в руках экономические ниточки, связывающие область с экспортерами нефти. В ближайшей перспективе - перевалка 2,4 млн тонн нефти в год. Самым первым партнером, заинтересовавшимся отправкой нефти через Кольский залив, стала компания ЮКОС. Именно ее продукция первой прошла по намеченной схеме: сначала была доставлена из порта "Витино" в Кольский залив относительно небольшими танкерами "Бургас" и "Герои Севастополя", в заливе ее перекачали на "Moskow River", который и увез груз в голландский порт "Роттердам". Кстати, "Moskow River" - первый танкер, зафрахтованный Мурманским морским пароходством. Так что и Мурманская область задействована и заинтересована в большой торговле - именно через Мурманск идет нефть в Роттердам, а это и самый крупный порт мира, и один из самых солидных нефтяных рынков Европы.

- Время покажет, насколько эффективен проект. Если грузовладельцам интересно отправлять груз через Мурманск на внешний рынок, то дело пойдет. Если нет, то как бы мы ни расхваливали... - считает Александр Медведев, генеральный директор ММП.