Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" (МАСС) создана в ноябре 1990 г., когда председатели Советов народных депутатов нескольких сибирских территорий - Кемеровской, Новосибирской, Томской, Тюменской областей, Алтайского и Красноярского краев собрались осенью 1990 в Кемерово.

Сегодня ее участники обсудили ряд актуальных вопросов и избрали нового председателя МАСС. Им стал глава администрации Алтайского края А. Суриков. Иркутский губернатор Борис Говорин сложил свои полномочия.

Впрочем, как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом стало известно в самом конце заседания. А началось оно с поздравлений полномочного представителя Президента РФ в СФО Леонида Драчевского в адрес главы Красноярского края А. Хлопонина. Он сообщил, что его инаугурация состоится 17 октября. "Мы вас поздравляем. Вся страна переживала за вас", - эти слова сопровождались аплодисментами. Далее последовала церемония награждения глав администрации субъектов Федерации Сибирского округа. Глава представительства МИД с СФО Николай Павлов вручил им позолоченные нагрудные знаки министерства в честь 200-летия этого ведомства.

Большое внимание собравшиеся уделили проблеме реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом. С докладом на эту тему выступил заместитель министра по налогам и сборам РФ Ф. Садыгов.

Дело в том, что для Сибирского федерального округа проблема реструктуризации задолженности имеет особое значение: на долю округа приходится 27 процентов дел о банкротстве, возбужденных в целом по России. Из 110 тыс. предприятий округа, имеющих долги перед федеральным бюджетом, решения о реструктуризации этих долгов приняты в отношении 8,5 тыс. Сумма реструктурируемой задолженности этих предприятий составляет 55,6 млрд рублей при общей для сибирских предприятий сумме долга в 96 млрд рублей.

Следует отметить, что 1,5 тыс. из 8,5 тыс. предприятий, получивших право на реструктуризацию задолженности, не выполняют ее условия.

Многие губернаторы, в том числе, и глава администрации края А. Суриков, выразили мнение, что происходит это потому, что процедура реструктуризации крайне не объективна для регионов. По его словам, эффект от реструктуризации был кратковременным: "В 2002 году произошло то, что должно было произойти: предприятия не смогли платить одновременно и текущие выплаты, и долги... Зачастую сумма долга превышает текущую прибыль предприятия - заметил Александр Суриков - и при этих условиях выхода из этой ситуации мы не видим".

Ф. Садыгов с этим не согласился: "Платить 1/24 часть задолженности раз в квартал - это нормально", - считает он. По его словам, "Реструктуризация - не лекарство от всех бед, но ее положительные результаты очевидны: когда мы приступали к этой процедуре, задолженность предприятий составляла 48,5 млрд. рублей, из которых 14,3 - долги в региональные и местные бюджеты. Принимаемые меры позволили снизить недоимку до 24 млрд. рублей. (погасить 18% долгов) Предприятия уже вышли на текущие платежи. В 1997 году мы об этом даже и не мечтали". Условия реструктуризации, по мнению Ф. Садыгова, заслуживают критики, но списывать задолженность - порочная практика.

В итоге решили поручить исполнительному комитету МАСС совместно с администрациями субъектов федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, организовать работу по финансовому оздоровлению градообразующих предприятий. Вопрос о финансовом состоянии предприятий оборонно-промышленного комплекса будет обсуждаться отдельно на совещании с участием Министра промышленности, науки и технологий РФ И. Клебанова и руководителей российских агентств вооружений, ориентировочно в ноябре 2002 года.

Доклад по второму вопросу повестки - о программе действий по реализации Стратегии экономического развития Сибири - дискуссий не вызвал. Видимо, участники МАСС уже детально разработали эту тему.

Интересным, на наш взгляд была информация заместителя полномочного представителя Президента в СФО Марины Сеньковской о том, что согласно разработанным на базе Стратегии "Основным направлениям действий по реализации Стратегии экономического развития Сибири на 2002 - 2004 гг.", деятельность по реализации Стратегии предполагается строить на основе работы профильных Координационных Советов МАСС. Курировать каждое направление станут главы администраций субъектов РФ в составе Сибирского федерального округа. Комиссии по реализации Стратегии предлагается выработать предложения и, увязав их с планами работы в регионах, создать единый сквозной план-программу совместной работы. Губернаторам - кураторам направлений предложено организовать работу по продвижению этих программ в Государственной Думе и Совете Федераций.

Леонид Драчевский сообщил участникам Совета, что в соответствии с решениями предыдущего заседания, он направил записку Председателю Правительства РФ и обсудил с ним вопрос создания Правительственного Совета по Сибири и Дальнему Востоку. По его мнению, это поможет создать механизм наработки решений, и проведения их через законодательным органы. Интересно, что, пока рассматривается этот вопрос, было принято решение включить в уже существующий Правительственный Совет по Арктике полномочного представителя Президента РФ в Сибирском и Уральском федеральных округах.

А участники заседания ассоциации договорились сегодня собрать до 1 ноября предложения руководителей органов власти субъектов Российской Федерации округа, Сибирского отделения СО РАН, территориальных органов федеральных органов власти, заинтересованных предприятий, общественных объединений и организаций и на их основе к 15 ноября внести необходимые дополнения в "Основные направления", а также разработать и принять план работы Комиссии. Председатель координационного совета МАСС по сельскохозяйственной политике и продовольствию Сибири, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Назарчук выступил с докладом о мерах по улучшению ситуации на продовольственном рынке Сибири.

Тема это очень актуальна. Третий год в Сибирском регионе собирается хорошей урожай зерновых, и как следствие -перепроизводство данного вида продукции и снижение цен. Эта ситуация особенно видна, например, в Новосибирской, Омской областях и Алтайском крае. Создание единого продовольственного рынка позволит решить эту актуальную проблему. По словам заместителя председателя исполнительного комитета МАСС В. Алтухова, необходимо решить вопрос о защите сельхозрынка Сибири от экспортных поставок. Причем речь идет не только о зарубежных, но и российских производителях южно-европейской части страны.

Благодаря объективным факторам: климатические условия, энерготарифы, расстояния, себестоимость зерна в Краснодарском крае или Воронежской области намного ниже, чем в Сибири. Соответственно, сибирское село вынуждено конкурировать при заранее известных негативных для него условиях. Вопросы экспортных поставок от зарубежных поставщиков и возможность сибирским производителям торговать на внешнем рынке непосредственно связанны с таможенно-тарифной политикой.

На сегодняшний день, отечественный сельхозпроизводитель вынужден, исходя из российских законов, проходить таможню на месте, например, в Новосибирске. И до границы груз идет из расчета мировых расценок на перевозки. С другой стороны, импортные товары растомаживаются непосредственно на границе и по территории России идут уже по внутренним расценкам. В результате плата за перевозки по России на 40 процентов больше.

"Рынок нельзя считать рынком, если не цена хотя бы трети объема продукции не будет реально обоснованной для крестьян", - А. Назарчук. Он предложил кооперативный подход к решению проблем обоснованности цен на сельхозпродукцию. В каждой территории предлагается создать структуру с государственным капиталом (по типу Алтайагропрода ), которая бы связала часть рынка продовольствия с кредитованием и страхованием. "Если бы мы отдали 3 млн. тонн хлеба и отдали на нужды территорий, была бы другая цена", - считает А. Назарчук, подчеркнув: "Если не сохраним АПК, никакого рынка продовольствия предполагать невозможно".

Принято решение рекомендовать главам администраций субъектов РФ, нуждающихся в закупках продовольствия, определить в кратчайшие сроки объемы региональных заказов на продовольствие для республиканских, областных, краевых и муниципальных нужд и вытекающие из этого потребности в закупках продовольствия в регионах Сибири.

Также предполагается рассмотреть в первоочередном порядке возможность закупок необходимого продовольствия в регионах СФО и при экономической целесообразности указанных закупок обеспечить заключение соответствующих договоров на поставку недостающих объемов продовольствия.

Не менее актуальный вопрос на сегодня - реформа РАО "ЕЭС России". Необходимость реструктуризации отрасли вполне очевидна. По словам первого заместителя председателя исполнительного комитета МАСС А. Зацепина, состояние основных фондов РАО "ЕЭС России" (в Сибири около половины энергооборудования имеет срок службы более 20 лет) и громоздкая система управления энергетическим комплексом требуют срочных мер по его реформированию. Однако в сибирском регионе реформа электроэнергетики должна осуществляться при соблюдении ряда условий.

У Сибири есть свои особенности, которые нельзя не учитывать при реформировании электроэнергетики. В первую очередь, это суровый климат, при котором повышенную значимость приобретает теплоснабжение. Во-вторых, в балансе электроэнергии и мощности сибирской энергетики большая доля (42%) принадлежит ГЭС.

Необходимо отметить также наличие различных форм перекрестного субсидирования и льгот для отдельных регионов и групп потребителей. Преобразования в энергетической отрасли Сибири требуют особого подхода, несколько отличного от того, что предложен в концепции, разработанной РАО "ЕЭС России". 8 апреля текущего года была создана рабочая группа для анализа и координации процесса преобразований в энергетике Сибири. Ее возглавили губернатор Алтайского края Александр Суриков и заместитель председателя Правления РАО "ЕЭС России" Михаил Абызов. В первую очередь, рабочая группа вносит свои предложения по разработке и доработке законопроектов о реформировании электроэнергетики. Второе важное решение, принятое рабочей группой, касается проблемы государственного управления электроэнергетикой.

Определено, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций руководители территорий будут иметь право экстренного воздействия на энергетиков - это будет закреплено в соответствующих соглашениях. Особое внимание уделяется социально-экономическим последствиям реформы. В рамках рабочей группы создан экспертный совет во главе с вице-губернатором Новосибирской области Валентином Шаталовым и руководителем департамента корпоративной стратегии РАО "ЕЭС России" Юрием Удальцовым, который к 17 октября должен представить обоснованный расчет предполагаемого увеличения энерготарифов. На основании этих расчетов будет сделан вывод о сроках проведения реформы - рост тарифов не должен быть единовременно высоким, чтобы избежать негативных последствий для населения и бюджетов территорий.

Предполагается, что Госдума законодательно закрепит годовой потолок повышения тарифов на уровне 30%.

Принципиальная позиция сибиряков в этом вопросе: инвестиции в энергетику не должны осуществляться за счет населения. Оптимизировать энерготарифы для территорий Сибири позволит и создание сибирского зонального оптового рынка электроэнергии. Сибирский оптовый тариф будет ниже, чем на федеральном оптовом рынке, что вполне соответствует климатическим и социально-экономическим особенностям макрорегиона, а также покупательским способностям населения. Тарифообразованием в электроэнергетике Сибири займется зональная энергетическая комиссия, документы о создании которой уже направлены в Государственную Думу.

Кстати, по словам А. Сурикова, энергетические задачи отдельных регионов Сибири во многом будет осуществляться посредством реализации федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". Например, для Алтайского края это: удешевление и рост энергопотребления за счет строительства второй очереди межрегионального магистрального газопровода (Новосибирск-Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск); обеспечение электроэнергией путем строительства на территории Республики Алтай Катунского гидрокомплекса в составе двух ГЭС: Катунской и Чемальской; развитие собственной топливной базы: разработка Солтонского угольного разреза, месторождений бурого угля Успенско-Раздольненской площади.

"Решение первых двух задач имеет важное значение и для Сибири в целом. Формирование магистральной транспортной инфраструктуры совпадает с перспективным направлением экспорта газа на Китай. Строительство гидрокомплекса позволит обеспечить дешевой электроэнергией не только Алтайский край, но и ряд других территорий Сибирского региона, даст толчок развитию энергоемких отраслей промышленности (например, для Алтая это ускоренное комплексное освоение таких крупных районов как Рудно-Алтайский золото-полиметаллический, Холзуно-Белорецкий железорудный и др.), а также возможность экспортировать электроэнергию в северные районы Китая. На региональном уровне возможно решение такого актуального вопроса, как скорейшая модернизация существующих ТЭЦ. К примеру, в Алтайском крае сейчас разработана и утверждена региональная программа по внедрению энергосберегающих технологий (в том числе перевод ряда имеющихся ТЭЦ на газ, создание газотурбинных мини-ТЭЦ, использование нетрадиционных способов получения энергии и т.д.)", - считает А. Суриков.