29 декабря 2005 года в газете "Тульские известия" было опубликовано постановление администрации Тульской области от 20 декабря 2005 г. "О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Тульской области". Ссылаясь на необходимость выполнения требований Федерального Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции", администрация Тульской области наделила контрольно-надзорными функциями в данной сфере департамент предпринимательства и потребительского рынка. Ранее департаменту были переданы полномочия упраздненной областной инспекции по государственному надзору за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-служба ФАС России.

Анализ правовых норм, содержащихся в указанном постановлении, выявил ряд существенных нарушений действующего федерального, в том числе и антимонопольного законодательства, что послужило поводом для возбуждения 11 января 2006 г. Тульским УФАС России дела в отношении администрации Тульской области по признакам нарушения статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

В результате рассмотрения дела комиссией Тульского УФАС России было установлено, что передача контрольно-надзорных функций департаменту предпринимательства и потребительского рынка Тульской области была произведена формально, так как соответствующие полномочия не были внесены в действующее положение о департаменте. Департамент не был наделен правами юридического лица, вследствие чего не был зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре юридических лиц, и, следовательно, не мог осуществлять права истца и ответчика в суде. Таким образом, осуществление контрольно-надзорных функций департаментом предпринимательства и потребительского рынка Тульской области было невозможным в силу его абсолютной правовой безответственности за свои возможные действия.

Кроме того, в утвержденном вышеуказанным постановлением администрации Тульской области приложении №1 содержались нормы, противоречащие порядку осуществления органами исполнительной власти мероприятий по контролю, установленному статьей 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", а также порядку приостановления действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленному п.1 ст.20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

В условиях абсолютной невозможности осуществления государственного контроля в вышеуказанной сфере деятельности со стороны органов государственной власти Тульской области, фактически контрольно-надзорные функции в нарушение статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" были возложены на самостоятельный хозяйствующий субъект - государственное предприятие "Тульское качество", порядок деятельности которого был утвержден приложением №2 вышеуказанного постановления администрации Тульской области.

ГП "Тульское качество" наделялось полномочиями по осуществлению контроля и надзора идентичными с полномочиями областного департамента предпринимательства и потребительского рынка. Кроме того, администрация Тульской области установила, что по результатам контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых ГП "Тульское качество", на каждую единицу алкогольной и спиртосодержащей продукции за дополнительную плату, взимаемую с производителей и оптовых продавцов алкогольной продукции, должна наклеиваться специальная марка "Знак качества Тульской области", сходная до степени смешения с ранее существовавшей региональной специальной маркой, что противоречит ст.12 и 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запретившего маркировку алкогольной продукции не предусмотренными федеральным законом марками, а также осуществление государственного контроля за счет проверяемых организаций.

Процедура контроля качества и безопасности алкогольной продукции, предназначенной для розничной продажи на территории Тульской области, осуществляемая ГП "Тульское качество", была определена вышеуказанным постановлением администрации Тульской области как добровольная. Однако, в соответствии с постановлением, вступившем в силу с 1 января 2006 г., государственным предприятием "Тульское качество" в этот же день были заключены договоры с большинством местных оптовых поставщиков алкогольной продукции на осуществление процедуры контроля качества и безопасностью, что исключает какую-либо добровольность при их заключении. Кроме того, в утвержденном приложением №2 описании "Знака качества Тульской области" отсутствует какое-либо упоминание о самостоятельности в действиях реализующего этот знак хозяйствующего субъекта: в описании знака отсутствуют сведения, что он является собственностью ГП "Тульское качество" и, напротив, содержится изображение герба Тульской области, надпись "Тульская область", цифровой код региона.

Утвердив порядок деятельности хозяйствующего субъекта и описание "Знака качества" администрация Тульской области ограничила самостоятельность ГП "Тульское качество" в осуществлении предпринимательской деятельности. Необоснованно наделила этот хозяйствующий субъект контрольно-надзорными функциями, а также, без согласования с антимонопольным органом, предоставило ему необоснованные льготы и преимущества, выразившиеся в возможности фактически осуществлять "добровольную" сертификацию качества алкогольной продукции в нарушение действующего порядка добровольной сертификации, установленного Федеральным Законом "О техническом регулировании", оставляя на счетах предприятия 90 процентов средств, получаемых от поставщиков алкогольной продукции за проведение процедуры контроля и выдачу "Знака качества", чем нарушила пункты 1,2 и 3 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Фактически была осуществлена попытка создания барьеров при продвижении алкогольной продукции на товарный рынок Тульской области.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на заседании комиссии Тульского УФАС России 7 февраля 2006 года администрации Тульской области было выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении вышеуказанных нарушений путем исключения из него норм, противоречащих антимонопольному законодательству, и внесения изменений в другие нормы постановления, с целью приведения их в соответствие с действующим федеральным законодательством.

15 марта 2006 года в газете "Тульские известия" было осуществлено официальное опубликование соответствующего постановления администрации Тульской области, которым в полном объеме выполнены требования Тульского УФАС России.

По мнению Управления, незаконная практика навязывания производителям и оптовым предприятиям, поставляющим на тульский рынок алкогольную продукцию, и прохождения процедуры дополнительной проверки качества не предусмотренной действующим законодательством прекращена.