Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об исполнении федерального бюджета за 2004 г.": 340 голосов "за", 73 "против", 2 "воздержались". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, депутаты заслушали доклады заместителя министра финансов Татьяны Голиковой, председателя Счетной Палаты Сергея Степашина, заместителя Генерального прокурора Сабира Кехлерова. Первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба констатировал, что де-факто Россия "все-таки унитарное государство": налоговые поступления по итогам года в бюджетную систему распределились в пропорции 64% к 36% в пользу федерального бюджета.

По словам Голиковой, Госдума уже 6-ой утверждает отчет правительства. В 2004 г. профицит составил 730 млрд руб. Реальные доходы населения выросли по сравнению с 2003 г. на 8,4%, темпы роста промышленного производства составили 6,1%. Бюджета был исполнен при цена 34,4 долл. США за баррель нефти марки Urals. В 2004 г. законодательно урегулирован вопрос создания Стабфонда. На 1 января 2004 года он достиг 106 млрд руб., на 1 января 2005 г. вырос до 522,3 млрд руб.

Степашин заявил, что самый главный вывод, который сделала СП по итогам проверки бюджета в том, что палата подтверждает отчет Правительства об исполнении бюджета. Он подчеркнул, что особую обеспокоенность СП вызывает систематическое превышение фактического уровня инфляции над прогнозируемым и высокий стартовый показатель инфляции в начале этого года. Минфин, подчеркнул Степашин, обычно увязывает это с незапланированным ростом непроцентных расходов бюджета каждый год. Однако, продолжил он, в 2004 г. эти расход были запланированы в объеме 15,5%, а фактически они составили 4,9% от ВВП, между тем уровень инфляции превысил прогнозируемый на 1,7%. Следовательно, отметил он, политика Минфина на ограничение платежеспособного спроса нуждается в корректировке, а вместо этого, например, сдерживать рост коммунальных тарифов и дифференцировать ставку НДПИ. Уже в 2004 году, по его мнению, была заметна тенденция к замедлению темпов экономического роста.

Общая внешняя задолженность выросла в 1,4 р. за счет задолженности российских корпоративных структур, несмотря на то, что на 2004 г. пришелся пик выплат по внешнему долгу РФ. "За рубежом мы занимаем, у себя - стерилизуем", - сказал он, отметив неэффективность стерилизации денежной массы.

В 2004 г. не удалось устранить диспропорцию в межбюджетных отношениях. Число высокобюджетных регионов выросло с 29 в 2003 г. до 31 в 2004 г.

В 2004 г. выявлено 103 факта нецелевого использования бюджетных средств: возвращены 201,5 млн руб. По сравнению с 2003 г., когда общая сумма нецелевого использования средств бюджетов по стране составила 429,2 млн руб., динамика положительная, отметил глава СП. "Порядок расходов бюджетных средств в стране наводится, и динамика продолжает улучшаться", - сказал Степашин.