"Директор редакции газеты "Комок" Елена Крупкина: "Мы готовы к переменам снова и снова".

("Конкурент", 17.03.06, Екатерина Латинова)

"Конкурент" продолжает цикл интервью с топ-менеджерами красноярских газет.

КОНКУРЕНТ: Все заметили очередные изменения в "Комке". Для чего это сделано?

КРУПКИНА: "Комок" издается с 92-го года, и в нем постоянно происходят изменения. Первоначально мы вышли четырехполоской. Лавиной начали идти объявления - следующий номер вышел восемь полос, потом шестнадцать... Вот так стали расти, менять структуру, добавлять что-то. Настал период, когда достигли определенной формы и счастливо затормозили. Как только почувствовали застой - начали меняться: из черно-белого еженедельника сделали пятиглавого дракона. Было пять тетрадок: отделили телегид, научно-познавательные штуки, документально-публицистические материалы, рекламу - придумали каждой название. Народ просто обалдел, потому что это небывалая форма еженедельника. Но мы всегда стремились быть еженедельником для всех - газетой семейного чтения. Мы учитывали разнородность читательской аудитории: мужчины, женщины, дети; стремились привлечь разные поколения читателей; как можно больше специфических групп по интересам - дачники, любители животных. Мы стремились и к экстенсивному росту, и к структурному. Какое-то время выходили в таком - глобальном - виде. Надо сказать, что это было не абсолютно успешное решение. Потому что объем газеты начал людей немножко подавлять... В общем, как только читатель начинает привыкать - пора меняться. Мы постарались ввести цвет - как только смогли. Надо использовать все технические возможности: в конечном счете, это всегда правильно. И последние наши нововведения: маленький журнальчик с классической основой "Комка" плюс документальный "Очевидец", две "Компаньоновские" тетрадки и цветной телегид - сейчас для нас это оптимальная форма. Кроме этого, "Комок" издается во многих регионах Сибири, вплоть до Урала. Сейчас пришлось унифицировать "экспортный вариант" содержания: базовая тетрадка плюс телепрограмма. Мы готовы к переменам снова и снова!

КОНКУРЕНТ: Розничная цена - двадцать рублей. Не дорого?

КРУПКИНА: Нет. Не дорого. В месяц - 80 рублей. Десять поездок на маршрутке. Две пачки хороших сигарет. Разве это много за такое издание?

"Комок" дорогой по себестоимости: во-первых, полиграфия; во-вторых, бумага... Это понятно. И у нас очень хороший состав журналистов. Считаю, что не до конца оцененный состав журналистов. Конечно, получается газета недешевая. Каким образом мы можем продавать ее дешевле? Тогда проще закрыть проект! Рекламная политика мощная, но тем не менее проект должен приносить прибыль и за счет продажи. Думаю, "Комок" могли бы покупать и за более высокую цену. Просто его очень грамотно надо продавать.

КОНКУРЕНТ: Перемены - это большой риск? Они стоят этого?

КРУПКИНА: Перемены всегда риск. Мы шли на этот риск, потому что здесь никакие расчеты, никакой анализ аудитории не даст тебе точной уверенности. Рынок подвержен элементарным законам развития. Во-первых, цвет привлекает внимание; во-вторых, любое нововведение должно сопровождаться хорошей рекламной кампанией. Мы планировали привлечь новую группу читателей. Газета стала разнообразнее. Объем, в принципе, тот же остался. Но чуть-чуть изменилась стилистика верстки. Конечно, есть небольшая тенденция к тому, чтобы стало больше картинок, - клиповое сознание современных читателей надо учитывать. Изменения в содержании - только формальные. С другой стороны, это не совсем журнал, это не совсем газета - это "Комок". Это особая форма. Мы не можем делать некое подобие глянца: во-первых, бумага не та; во-вторых, это не наша ниша. "Комок" берут для того, чтобы почитать тот или иной кусочек, излюбленную рубрику. "Комок" силен привязанностью к нему многих горожан. Стараемся делать так, чтобы и молодые люди нас читали, и студенческую аудиторию захватить, и школьников... "Комок" - это клуб.

КОНКУРЕНТ: Трудно ли перешагнуть со ступени журналиста на ступень топ-менеджера?

КРУПКИНА: Знаете, у нас Юрий Владимирович Васильев, руководитель администрации, любит очень точные дефиниции: "Топ-менеджеры - это те, у кого зарплаты от... и выше". В Красноярске топ-менеджеры, может, где-то и есть, но вряд ли в СМИ. Легко ли перестроиться в администраторы? Могу ответить. По образованию я кинорежиссер документального кино. Режиссер приходит на площадку, и он должен руководить людьми. Даже если для этого нет психологической готовности. Пока ты впервые не заставишь людей выполнять свои приказы, даже если им не хочется этого делать, - ты не поймешь, что такое власть и ответственность. Прежде чем брать на себя руководство, надо созреть до этого и не бояться, что кто-то на тебя обидится. Надо развивать в себе решительность и умение управлять, надо читать специальную литературу. И всегда надо хорошо знать, чего ты хочешь добиться и какой ценой. Вот эти два противовеса: чего ты хочешь добиться и сколько ты готов за это заплатить - все определяют. Мне нравится руководить людьми. Но до определенной степени, потому что подчас, как любому творческому человеку, хочется сидеть, писать, никого не трогать, и чтобы тебя не трогали... Мне кажется, что руководить, управлять творческими людьми можно, не унижая их достоинства, но и ни в коем случае не допускать, чтобы у них возникло чувство неприкаянной безответственности. Это тоже мешает. Я думаю, у нас хороший коллектив.

КОНКУРЕНТ: Конкуренция: что можете сказать о ней?

КРУПКИНА: Конкурентом можно назвать любую газету, которая по какой-то причине способна увести у нас рекламу. Например, по причине очень низких цен. Ведь есть такие рекламодатели, которые радуются экономии и не учитывают при этом ничтожный тираж... Глянец нам конкурент, потому что уводит цветную рекламу. Главный конкурент - телевидение и уличная реклама, новые формы. Конкуренция идет на рекламном рынке, потому что конкуренции на рынке чтения нет. Есть люди, которые психологически хотят читать ежедневные газеты с новостями, есть люди, которые всегда будут читать, допустим, "АиФ", "Городские новости", "Красноярский рабочий"... И часть из них никогда не воспримет "Комок" всерьез. Но только часть. Наш читатель - это человек свободных взглядов, независимый. Не консервативный. Мы держим уровень стиля, у нас газета с большим обаянием, мы стараемся читателю выказать свое дружелюбие, оптимизм. И мы говорим о жизни совершенно с незашоренных позиций. Это вызывает отклик у людей с такими же взглядами, со свободным мироощущением. Я бы сказала, со счастливым. То есть с точки зрения содержания - "Комок" из его ниши практически невозможно вытеснить.

КОНКУРЕНТ: В 2005 году реклама "Комка" имела место на страницах "МК" и "Вечернего Красноярска". С чем это связано, ведь вы в какой-то степени конкуренты?

КРУПКИНА:... Мы просто обращались к тем читателям, которые по каким-то причинам не читают "Комок". Часть этой аудитории может заинтересоваться и открыть его для себя. Время же меняется. Какой-то человек когда-то решил: это желтая пресса - не буду ее читать. Сейчас заинтересуется, возьмет, увидит - пресса не желтая. Даст совершенно другое определение. Когда происходят изменения - надо пополнять аудиторию. КОНКУРЕНТ: Вы были за рубежом на семинарах. Какие бы могли назвать отличия в печатных СМИ?

КРУПКИНА: Меня потрясло, когда открыла "Вашингтон Пост": как раз в тот день впервые за историю существования газеты они, в 99-м или 2000-м, вместо традиционных черно-белых фотографий напечатали цветные. И вот они в отдельном письме-приложении извинялись перед читателями за то, что пошли на такие перемены! Они ничего не изменили в верстке, просто в черно-белой газете стали печатать цветные фотографии. И боялись стресса читателей. Это очень большая разница между нами и ними. Мы если не будем меняться каждые полгода - окажемся на свалке. Совершенно другой градус развития общества. Совершенно другие потребности у людей...

"Новая звезда на красноярском телерынке".

("Конкурент", 17.03.06, Юлия Шленко)

С 4 марта в Красноярске начал вещание краевой государственный телеканал "Енисей-регион". Его сетевым партнером является национальная телекомпания "Звезда", которая входит в состав медиагруппы Федерального государственного учреждения Министерства обороны РФ. Именно "Енисей-регион" стал первым крупным региональным сетевым партнером "Звезды". На "патриотичной" презентации, познакомившей красноярцев с тем контентом, что скрывается под пятиконечным символом, были представлены концепция рекламной политики и конкурентная привлекательность нового телеканала и его сетевого партнера. О том, какой будет реклама на 24 канале, корреспондент "Конкурента" беседует с директором отдела продаж студии-продакшн ООО "ТВ-Енисей" краевого канала "Енисей-регион" Ольгой Александровной Ронгонен.

- Ольга Александровна, красноярцы наконец-то смогли утолить свое любопытство и посмотреть программы "Звезды" и канала "Енисей-регион". Пока можно составить только первое впечатление. Так что же представляет из себя новый участник местного телерынка?

- Наш канал рассчитан на широкую аудиторию. В эфире идут мультфильмы для детей, художественные фильмы для зрителей старшего поколения, для женщин - полюбившиеся мелодрамы с участием популярных актеров отечественного кино, таких как Александр Балуев, Николай Караченцов, Ольга Дроздова, а также программы военно-патриотической тематики для мужчин и познавательные передачи для юношества. Два с половиной часа в день на канале занимает вещание собственных программ. В нашем эфире есть новостные выпуски, аналитические и авторские программы, развлекательные передачи для детей. Таким образом, каждый найдет на 24 канале программу или фильм по своим интересам. "Звезда" займет свое место на региональном рынке именно благодаря оригинальности продукта. Около 10% общего объема вещания составляют программы военной тематики, 2,5% эфирного времени занимают детские программы, до 50% - художественные фильмы и документалистика. В целом программное наполнение телеканала на 80% состоит из программ отечественного производства.

- Итак, фильмы и мультики - только отечественные?

- Совершенно верно, и, мне кажется, легко понять, почему сделан такой выбор. Первый государственный патриотический канал не может быть другим. Сетевой партнер - канал "Звезда" своими главными принципами считает объективность, созидательность и преемственность. Это канал, который в своем эфире транслирует лучшие отечественные телепродукты: и художественные, и документалистику. Среди фильмов, мультфильмов - шедевры из собраний Госфильмофонда. Чтобы зрители канала, жители России гордились страной, в которой они живут. "Енисей-регион" как государственно-патриотический канал будет придерживаться данной концепции. Мы все, так или иначе, патриоты нашей страны. И не нужно бояться этих слов - "патриотизм", "патриотический канал". В современном понимании они подразумевают согласие и желание жить в своей стране. Мы здесь живем, а значит, строим и развиваем свою страну, делаем ее лучше. Эта мысль отражена и в слогане канала "Енисей-регион": "Край, в котором хочется жить".

- Все-таки фильмы из "золотой коллекции" любят в основном представители старшего поколения. Что же предлагает новый канал молодым?

- Что касается современного отечественного кино, то, безусловно, новые фильмы займут место в эфире "Звезды". На наших глазах происходит возрождение, прорыв российского кинематографа, именно русское кино сегодня собирает кассы в кинотеатрах. С появлением таких картин, как "72 метра", "9 рота", "Статский советник", "Турецкий гамбит" и другие, началась новая эпоха нашего кино. За последние пять лет российскими режиссерами произведено немало качественных, патриотических фильмов, достойных быть в эфире "Звезды".

- Как показывает практика, высокие рейтинги каналу обеспечивает далеко не старое хорошее кино, а рассказы о страшных катастрофах и бедствиях. Не боитесь этого слова - "рейтинг"?

- Современное телевидение действительно изобилует чернухой. Мы же позиционируем себя исключительно как позитивный канал. В нашем эфире не будет сцен насилия, в новостях не покажут кровавые последствия терактов. Родители могут включать "Звезду" в любое время, не опасаясь, что их ребенок ночью не заснет. Если говорить о программах нашего производства, то все они рассказывают о позитивной стороне нашей жизни, о красоте и мощи нашего края. Конечно, есть в жизни неприглядные моменты, боль и страдания. Об этом немало пишется и рассказывается. Мы же стремимся нашу жизнь улучшать, говорим со своим зрителем о хорошем. И, безусловно, он это оценит.

- Какие основные рекламные принципы канала "Енисей-регион"?

- Один из главных принципов рекламной политики нашего канала, отличающий его от других, - поддержка отечественного производителя. Более 90% рекламы на ЕР будет составлять отечественный продукт. Известно, что "Звезда" размещает в своем эфире до 80% отечественной рекламы. В нашем эфире не будет роликов иностранных компаний, даже таких гигантов, как, например, "Проктер энд Гэмбл". В Красноярском крае работают успешные предприятия, чья продукция вполне конкурентоспособна. За время вещания канала у нас уже сформировался круг постоянных рекламодателей, который будет только расти.

- Какой рекламы не будет на канале "Енисей-регион"?

- Мы любим и уважаем своего зрителя, а также учитываем интересы своих бизнес-партнеров. Расти и развиваться планируем вместе с ними. Поэтому мы заботимся о том, чтобы канал нравился им максимально. В нашем эфире никогда не будет "бегущей строки" и баннеров, так как, по нашему мнению, она очень беспокоит зрителей, отвлекает от просмотра любимых программ. Есть другие, альтернативные формы подачи рекламы. Например, наш проект "Калейдоскоп объявлений", который дает возможность рекламодателю разместить текстовую информацию в новостях, с охватом территории с двухмиллионным населением. Безусловно, у нас действуют предложения по размещению видеороликов, для производства которых, кстати, на канале "Енисей-регион" есть необходимое техническое обеспечение. Кроме того, мы готовим новые привлекательные рекламные проекты.

- Одним из главных ваших преимуществ является огромная зрительская аудитория?

- До 4 марта мы были известны только жителям районов Красноярского края. Нас смотрели во всех крупных поселках: "Енисей-регион" распространяет свое вещание на 117 населенных пунктов края. По договорам мы работаем почти со всеми городами края. На сегодняшний момент к этой большой зрительской аудитории присоединился и город Красноярск. Вскоре на краевой телеканал "Енисей-Регион" настроятся жители Бородино, Боготола и других населенных пунктов. Таким образом, мы являемся очень интересным СМИ по охвату аудитории. В этом году мы планируем перейти на круглосуточное вещание по всем городам Красноярского края. В 2006 году она увеличится до 2,5 млн человек, и до конца 2008 года канал планирует охватить 94% населения края, что составляет без малого 3 млн человек.

- Как вы оцениваете эффективность рекламы на канале "Енисей-регион"?

- Для рекламодателей открылась уникальная возможность рассказать о своем продукте на весь край. Известно, что во многих районах выбор телеканалов очень скромен. Поэтому смотрибельность "Енисей-региона" будет весьма и весьма высока. Рекламодатель получает максимальную отдачу. Наши бизнес-партнеры уже по достоинству оценили эффективность размещения рекламы на канале "Енисей-регион". Но до выхода на краевой центр многие из них не могли в текущем времени отслеживать свою рекламу. Только постфактум, после рекламной кампании, они получали отзывы от своих филиалов в районах края или отклики от аудитории. Что касается города Красноярска, то 24 канал, несмотря на высокую конкуренцию, безусловно, найдет здесь своего зрителя, а значит, будет интересен и рекламодателю. Как я уже отмечала, наш канал предлагает оригинальный продукт, заметно отличающийся от всех других. Например, программы военной тематики позволят привлечь внимание большой мужской аудитории, которая до этого практически не смотрела телевизор. Кроме того, канал "Звезда", учредителем которого является Министерство обороны РФ, имеет доступ к архивам и материалам, ранее никогда не выходившим в эфир. Интересные познавательные программы об истории военного дела и современной военной техники зрители увидят только на нашем канале. Хочу подчеркнуть, что канал "Звезда" - народный канал, ориентированный на широкую зрительскую аудиторию. Он не является нишевым, тематическим каналом, которые, согласно результатам исследований, не занимают высоких рейтинговых показателей.

- Напоследок хочется узнать: что еще новенького, какие сюрпризы и хорошие новости готовит канал "Енисей-регион"?

- В скором времени существенно улучшится качество картинки канала. Все технические моменты постепенно будут отлажены. Впереди - новые программы, интересные темы, замечательные герои. У нас сложилась команда профессионалов, которая всего за пять месяцев с момента победы в конкурсе и получения частоты смогла сделать всю эту огромную работу, чтобы запустить вещание. Этим рекордом мы по праву гордимся. А обо всех наших рекламных предложениях рекламодатели узнают в ближайшие дни. Отдел продаж канала "Енисей-регион" совместно с промоотделом работает над продвижением бренда телекомпании, планирует участие в массовых праздничных и спортивных мероприятиях города, различные внешние промоакции.

"И смех и грех".

("Красноярский рабочий", 17.03.06, Владимир Павловский)

Читатель нас, как говорится, прищучил: "Вы что, пьяные газету делаете? Посмотрите, какую долготу дня указываете!" Посмотрели. Долгота дня в "Красноярском рабочем" составляла на прошлой неделе 18 с лишним часов. Удивительно вело себя на страницах газеты и солнце: восход - сразу после семи утра, заход - в одиннадцать с копейками, опять же утра.

Как говорится, и на старуху бывает проруха. Можно, конечно, ссылаться на официальный календарь, из которого брали сведения, - там точь-в-точь так и указано. Но чего лукавить? Грешны, перепечатывали, не напрягая мозгов.

Или другой случай. Пенсионерка пожаловалась дежурному по редакции, что "Красноярский рабочий" за 24 февраля доставили только 25-го. Теперь уж мы прищучили почтовиков, тиснув в газете заметку. И получили отлуп, то есть - ответ от Александра Тарасенко, исполняющего обязанности директора красноярского филиала "Почты России": мол, есть официальное письмо главного редактора Павловского с просьбой разнести пятничный выпуск именно 25 февраля. А ведь так оно и было - хотели не допустить послепраздничной путаницы. Но читателям ничего не объяснили, а потом ещё и почтовиков прилюдно пристыдили. Бес, что ли, попутал? Но, оказывается, тот самый бес путает не только нас. Исполняющий обязанности губернатора Василий Кузубов с подачи заместителя главы края Ольги Карловой оповестил редакцию в феврале, что факт учредительства "Красноярского рабочего" Советом администрации на сегодняшний день не подтверждается и что на этом самом Совете "не лежит обязанность в качестве правопреемника (хочу подчеркнуть именно это слово. - В. П.) администрации края выступать учредителем газеты...". Об этом мы оповестили и читателей. Но буквально на днях редакция получила отказ в перерегистрации газеты на том основании, что никакой реорганизации администрации края не было, произошла просто смена вывески. И сослались отказчики на юридическое управление Серого дома: оно, мол, лучше губернатора знает, что произошло.

Кстати, факт реорганизации высшего органа исполнительной власти края четыре года назад фактически подтвердила начальник экспертно-правового управления Законодательного Собрания Любовь Елизарьева. Мол, применительно к закону о СМИ этот термин вполне подходит, то есть позволяет ставить вопрос о перерегистрации газеты. Теперь та же Любовь Петровна констатирует: реорганизации не было и в помине, произошло простое переименование. Подтверждается, выходит, извечное: закон что дышло... Можно над всем этим посмеяться и забыть. Но лучше - покаяться и намотать себе на ус. Чтобы подобное не повторялось.