Компания DSM Group составила годовой отчет о состоянии фармацевтического рынка России в 2005 году. Как сообщили ИА REGNUM в компании DSM Group, объем фармацевтического рынка в 2005 г. составил $9,0 млрд (с НДС) в розничных ценах и $7,2 млрд (с НДС) в ценах закупки аптек. Рост рынка в розничных ценах составил 35%. Основным локомотивом рынка явилась программа Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Без учета появившегося в 2005 г. сегмента ДЛО рынок вырос всего на 15%. Внедрение программы ДЛО дало дополнительный рост рынка в 20%. Россия заняла 12-е место в мире по емкости розничного рынка ГЛС ($6,6 млрд с учетом ДЛО). Объем аптечного рынка ГЛС (без учета ДЛО) в целом за 2005 г. составил $4,0 млрд, а рост по отношению к 2004 г. - 7%.

Исходя из данных Минздравсоцразвития России, объем рынка ДЛО в 2005 г. составляет, по оценкам DSM Group, около $1,37 млрд в розничных ценах. Темпы роста рынка парафармацевтики, в том числе сегмента БАД, по итогам 2005 г. составили 41% в ценах конечных потребителей. По прогнозу DSM Group объем фармрынка в целом за 2006 г. составит $10 млрд в розничных ценах, а прирост по отношению к 2005 г. будет равен 10%.

Объем импорта ГЛС в Россию в 2005 г. составил $4,7 млрд в ценах таможенной стоимости, что на 55% выше данного показателя в аналогичном периоде 2004 г. Крупнейшим дистрибьютором по объему импорта в группе "Дистрибьюторские компании" являются: ЦВ "ПРОТЕК" (27,0%), на втором месте - "СИА Интернейшнл" (22,8%). Остальные дистрибьюторы отстают от них с большим отрывом. Средневзвешенная стоимость одной упаковки ГЛС возросла почти на 20%. Это в основном связано с появлением нового сегмента ДЛО, где весомую долю лекарств составляют высокоэффективные дорогостоящие препараты. В коммерческом сегменте рост средней стоимости упаковки ГЛС в розничных ценах составил всего 13,2%.

Рейтинг фирм-производителей российского фармрынка по объему продаж в 2005 г. возглавляет компания Sanofi-Aventis. Впервые российский производитель "Фармстандарт" вошел в тройку лидеров по стоимостному объему аптечных продаж. Темпы прироста фирм-производителей из ТОП-20 растут быстрее, чем коммерческий аптечный рынок ГЛС (11% против 9,9%). Наибольший рост отмечен у фирмы Schering AG - 35%.

Объем аптечного рынка БАД составил в 2005 г. в стоимостном выражении $249 млн, а в натуральном - 169 млн уп. Продолжается активное развитие сегмента аптечных сетей, которое выражается в укрупнении, расширении географии присутствия в регионах России за счет открытия новых аптек и покупки местных региональных сетей, а также в развитии фарммаркетов. Среди крупных дистрибьюторов наметилась тенденция к диверсификации бизнеса за счет покупки и строительства фармацевтических заводов. К ним относятся, в частности, ЦВ "ПРОТЕК", "СИА Интернейшнл" и "Биотэк".

Наиболее привлекательными регионами по объему фармацевтического рынка, темпам роста и потреблению ГЛС на душу населения являются следующие регионы: Свердловская область, Алтайский край, Республика Башкортостан, Новосибирская область, Челябинская область, Хабаровский край, Омская область Иркутская область, Ханты-Мансийский АО (ХМАО), Республика Саха (Якутия), Самарская область, Кемеровская область, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Московская область, г. Москва.