Александр Седунов: Эстонские отряды стерегли французских евреев под Новгородом

Рига, 16 марта 2006, 11:27 — REGNUM  

Как уже сообщало ИА REGNUM, в четверг, 16 марта на телеканале ТВЦ состоится премьера документального фильма "Нацизм по-прибалтийски". Показ фильма оживил дискуссию о некоторых страницах истории прибалтийских государств. В связи с этой дискуссией ИА REGNUM публикует статью псковского историка Александра Седунова, рассказывающую об участии эстонских вооруженных формирований во Второй Мировой войне, в том числе на территории России.

О марширующих в странах Прибалтики ветеранах СС сегодня пишут в газетах, их показывают по телевизору, у них берут интервью, им ставят памятники и выплачивают разнообразные пособия и пенсии. На государственном уровне проводятся слеты и съезды участников "освободительной войны", а молодое поколение проводит спортивные и военно-патриотические игры, имитирующие высадку фашистского диверсионного подразделения "Эрна" в тыл Красной Армии в июле 1941 года.

В учебниках истории, выпущенных в последнее время в Эстонии, говорится, что в годы Второй мировой войны "национальные силы не имели возможности выбора..., а подрывать военную мощь Германии им казалось неправильным.... Проявлением отношения эстонцев к оккупационным властям стало создание эстонских вооруженных частей в составе немецкой армии... которые принимали участие в военных действиях, в подавлении партизанского движения и несли охранную службу" (Цит. по История Эстонии. Таллинн. 1997; История XX века. Учебник для 12 класса. Таллинн. 2000). Вот так, всего в двух строках лаконично и абстрактно описаны действия эстонских формирований по осуществлению оккупационного режима на территории СССР и, в особенности, на территории Северо-Запада России. Между тем действия именно эстонских и латвийских полицейских карательных батальонов, эстонского гестапо для многих жителей России стали символом жестокости. Множество сожженных деревень, тысячи расстрелянных людей, массовые аресты - таковы следы оставленные прибалтийскими "вооруженными национальными силами" в Псковской, Ленинградской и Новгородской областях.

Анализируя события 1940-х годов, становится совершенно не ясно за какой именно суверенитет воевали эти "борцы за свободу", ведь сразу же после 22 июня 1941 года многие из них с радостью встретили фашистские войска и, надев форму полицейских формирований и обмундирование ваффен СС стали частью военной и карательной машины Третьего Рейха. В листовках, выпущенных "борцами за свободу" в июле - августе 1941 года откровенно говорилось: "Эстонцы! Жуткий красный год миновал. Вновь мы можем вздохнуть свободно, но мы не можем надеяться только на помощь немецких войск. Свобода и будущее нашей родины обязывает. Коммунизм, который хотел и хочет еще сейчас самым жестоким образом уничтожить эстонский народ, его дом и имущество, должен быть окончательно уничтожен. Для этого добровольно вступайте в Эстонское национальное войско. Высокая плата как в немецких войсках, форма одежды - мундир эстонских войск...".

Другое воззвание прямо указывало на цели борьбы: "По распоряжению верховного главнокомандования Великой Германии получено разрешение для формирования эстонских национальных войсковых соединений для окончательной борьбы против коммунизма. Задачей эстонских национальных войсковых соединений является борьба и охрана в тылу, т. е. уничтожение красных банд и охрана безопасности в тылу, в районах Советской России к востоку от наших границ. Восточная граница нашего народа всегда была нашим несчастьем. Теперь необходимо навсегда ликвидировать эту опасность. Все эстонцы, давайте объединимся в борьбе!..." (цит. по Postimees. 1941.23. august).

Итак, цели и методы достижения свободы и независимости вполне ясны - полицейские и войсковые формирования должны были "ликвидировать опасность на востоке", оказывать всемерное содействие фашистской армии на фронте и в тылу. Ни одно созданное таким образом подразделение не действовало самостоятельно, во главе каждого из них находились немецкие офицеры и выполняли они приказы фашистского руководства, НСДАП, Вермахта и Главного управления имперской безопасности, т.е. тех организаций, деятельность которых на Нюрнбергском трибунале была признана преступной.

И в "борьбе за свободу" ни один из "руководителей эстонского самоуправления" не выступил против геноцида евреев, русских, белорусов, украинцев, поляков, против физического уничтожения "политически неблагонадежных и расово неполноценных", против угона на работы в Германию тысяч эстонцев и латышей.

Но понимали ли "борцы за свободу", что на самом деле ни о какой самостоятельности Эстонии, Латвии в планах фашистского командования речь не шла?

Как известно для идеологов Третьего Рейха расистская теория была одной из доминирующих в обосновании разного рода внутри- и внешнеполитических действий. В многочисленных "теоретических и практических изысканиях" на эту тему неоднократно подчеркивалось, что прибалтийские народы не являются "расово чистыми", но их вполне можно использовать для нужд немецкого народа "...неприятные для русского населения мероприятия будет проводить, например, не немец, а используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец... Представителям этой прослойки следует прививать чувство и сознание того, что они представляют собой нечто особенное по сравнению с русскими". Постоянные разговоры о создании "Великой Эстонии" или "Великой Латвии" должны были, с точки зрения фашистских идеологов, привлечь на их сторону большинство населения государств Прибалтики. Для форсирования этих процессов летом и осенью 1941 года у немцев возникают планы по расширению территорий Эстонии и Латвии до "исторической границы области германского влияния" - линии Ленинград - Новгород - озеро Ильмень - река Ловать. Таким образом, территория Эстонии и Латвии должна была увеличиться почти в два раза, включив в себя часть Северо-Запада России. Кроме того, эстонцам и латышам, "вставшим на борьбу с большевиками" обещались обширные земельные владения на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Все эти пропагандистские лозунги нашли своих сторонников и привели в формируемые немцами воинские подразделения большое количество населения стран Прибалтики. Но в действительности ни о каком выполнении обещаний речь и не шла.

В течение 1941-1943 годов комплексная программа колонизации и германизации "восточного пространства", постоянно видоизменялась и уточнялась. Несмотря на громкие заявления об увеличении территорий Эстонии и Латвии, в реальности дела обстояли совершенно иначе. В большинстве немецких документов отмечалась возможность германизации не населения, а территории! Рейхсфюрер СС Гиммлер в своей статье "Германизировать ли?" писал: "Наша задача не германизация Востока в старом смысле слова, не обучение местного населения немецкому языку и немецким законам. Наша задача - обеспечить, чтобы на Востоке жили только люди действительно немецкой, германской крови...". В последующее время принимается документ с красноречивом названием "Принципы обращения с латышами", основополагающие положения которого переносились и на другие прибалтийские страны. В документе говорилось, что "прибалтийские земли будут онемечиваться, из чего следует, что живущие здесь народы частично подлежат ассимиляции, частично выселению". Немецкие идеологи предполагали свести к минимуму политическую самостоятельность латышей, неизбежную бесправность компенсировать "хорошим экономическим обеспечением", направив самостоятельность латвийского народа "в сферу народного искусства (песни, национальные костюмы, традиционные праздничные обряды)". Расселение большей части эстонцев, латышей и литовцев должно было проходить в освобождаемые от большевиков области, не исключая Урал и Сибирь, где предполагалось наделить каждую семью 100 гектарами земли. Эстонских, латышских и литовских горожан и аграриев, предполагалось выселить в восточные районы, отобрав у них земельные наделы, дома и предприятия.

Вопрос о выселении части прибалтийский народов был практически решен к 1942 году, и речь шла лишь о количестве выселяемых - по различным сведениям, должны быть переселены около 50% эстонцев, свыше 50% латышей и 85% литовцев. Часть населения должны были стать своего рода карантинным барьером между вновь образуемыми немецкими территориями в Прибалтике (так называемой "Ингерманландией") и русскими поселениями. Взамен выселенных прибалтов, предполагалось заселить эту местность ветеранами вермахта.

21 июля 1941 года Розенберг направил немецким властям в Латвии и Эстонии письмо, в котором указывал, что "рейхскомиссариат...должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, независимых от Германии...". Как тут не вспомнить 1917 год и мечту кайзера Вильгельма II о создании "Балтийского герцогства" в Прибалтике, под управлением немецкого принца Генриха Гогенцоллерна.

С конца 1941 года, после поражения под Москвой, немецкая агитация среди эстонцев, латышей и литовцев усиливается, поскольку перед фашистами встает вопрос о необходимости пополнения армии, а также формирования карательных и охранных батальонов, для борьбы с партизанами и поддержанию порядка на оккупированной территории. По мнению Гитлера и Розенберга, прибалтам будет легче поручить проведение карательных мероприятий и специальных акций по уничтожению местного населения, поскольку они не связаны со славянами на расовом уровне. С 1942-1943 года в Прибалтике становятся массовыми мобилизации, причем количество мобилизованных связывается с проведением политических мероприятий по введению так называемой автономии в Эстонии и Латвии. Указом Гитлера в июле 1941 года был создан рейхкомиссариат Остланд во главе с Х. Лозе, которому в гражданском отношении были подчинены оккупированные территории Литвы, Латвии, Эстонии и Белоруссии (ставшие генеральными комиссариатами) и так называемое самоуправление Эстонии, Латвии и Литвы, полностью подвластное рейхскомиссару и генеральным комиссарам.

Интересно, именно такой виделась будущая независимость "борцам за свободу"?

Торжественные марши прибалтийских эсэсовцев в Эстонии и Латвии стали предметом многочисленных акций протеста в различных странах, в том числе и в самих странах Прибалтики. Об этом уже много написано в самых разнообразных исследованиях и публицистических статьях. Сегодня, спустя 60 лет после Великой Победы над нацизмом, парады тех, кто служил в отрядах СС, являются явным анахронизмом и дикостью, особенно в условиях Новой Объединенной Европы, неотъемлемой частью которой хотят стать и Прибалтийские государства. Однако не только торжественные парады ветеранов СС в современной Эстонии и Латвии привлекают к себе пристальное внимание. Изучая события последних десятилетий, приходишь к выводу, что марши эсэсовцев являются лишь частью внутриполитической ситуации в этом новом члене Объединенной Европы. Героизация "подвигов" "борцов за независимость" и почти полное игнорирование на государственном уровне иных точек зрения просматривается практически во всех делах и событиях современных стран Прибалтики.

Сегодня, как и в период 1920-1930-х годов, одной из наиболее массовых и влиятельных организаций Эстонии, является националистическое военизированное формирование "Кайтселийт", перед которым еще в то время была поставлена вполне конкретная задача - обеспечение защиты эстонского общества от советского влияния и борьба с антиправительственными силами.

История "Кайтселийта" началась еще в конце 1917 - начале 1918 гг. и с этого времени самым тесным образом была связана с историей Эстонского государства. После захвата власти Эстонским большевистским военно-революционным комитетом в октябре 1917 года во многих уездах стали образовываться национальные военные формирования во главе с зажиточными крестьянами, хозяевами магазинов и небольших предприятий. В феврале 1918 года, во время наступления немецкой кайзеровской армии на восточном фронте, буржуазный эстонский Комитет спасения, в которые вошли К. Пятс, К. Коник и Ю. Вильмс, надеясь на поддержку и помощь немецкого командования, отдали приказ национальным формированиям соблюдать в отношении немцев полный нейтралитет и захватить власть на местах, арестовав большевистских руководителей. Именно эти национальные военизированные формирования и получили название "Омокайтсе" ("Союз самообороны"). А уже после 23 февраля 1918 года, после провозглашения независимости Эстонии, "Омокайтсе" обеспечивало порядок практически во всех уездах нового государства.

Однако немецкая администрация, после оккупации Эстонии в феврале - марте 1918 года, не признала ее независимость, политические национальные партии были запрещены, а "Омокайтсе" формально был распущен, но продолжал действовать на полулегальных основаниях. Впрочем, немецкое командование организовало отряды "Бюргевера", куда вошли некоторые члены прежних национальных вооруженных формирований. В задачи "Бюргевера" входила борьба с революционными элементами в городе и деревне. После ухода немецкой армии в конце 1918 года отряды "Омокайтсе" вышли из подполья и стали основой для формирования новой организации - "Кайтселийта" ("Союза самозащиты"), на базе которого в 1918 -1919 году формировалась Эстонская армия.

Как известно, Эстонская армия под командованием И. Лайдоне-ра в мае 1919 года в ходе наступления на Северо-Западе России, во время так называемой "освободительной войны" 1918 - 1920 гг., захватила Псков и в течение нескольких дней его удерживала, проводя в городе грабе-жи и аресты среди сочувствующих большевикам и советской власти. А спустя некоторое время И. Лайдонер передал Псков отрядам С. Булак-Булаховича, который учинил массовый террор против коммунистов и красноармейцев. За И. Лайдонером и эстонской армией, по договоренности с С. Булак-Булаховичем, осталась часть исконно русских земель - древний Изборск и Печоры, которые по дореволюционному административно-территориальному делению были частью Псковского уезда, а после событий 1919 - 1920 гг. стали частью Эстонии. В армии И.Лайдонера на Псковском направлении сражались и отряды "Кайтселийта", которые после окончания наступления обеспечивали порядок на захваченных территориях и охраняли различные объекты в тылу эстонской армии.

Рассматривая события 1918 года в Эстонии, невольно сопоставляешь их с годом 1941-м, и находишь чрезвычайно интересные совпадения - мировая война, немецкое наступление, стремление к независимости, военизированные формирования, оккупационный режим и огромное желание отдельных политических деятелей, опираясь на штыки иностранных войск, захватить власть.

В середине 1920-х годов "Кайтселийт" получил законодательное оформление. В 1924 году главнокомандующий эстонской армией генерал И. Лайдонер утвердил "Устав Кайтселийта", который определил цели и задачи "союза", ввел организационную структуру "Кайтселийта" - территория Эс-тонии делилась на округа, отделения, районы и группы самозащиты, которые должны были подчиняться Начальнику самозащиты и военному министру. Впоследствии этот организационный принцип лег в основу формирований "Омокайтсе" в годы войны, и отчасти, в основу построения националистиче-ского подполья в послевоенный период. Первоначально отряды "Кайтселийта" были вооружены стрелковым оружием, которое как правило хранилось в клубах и штабах этого военного общества, но допускалось и создание резервных складов - тайников на случай военных действий. Со второй половины 1930-х годов на вооружении "Кайтселийта" уже находилось несколько танков и артиллерийских орудий. В члены "Кайтселийт" принимали всех граждан Эстонии, достигших 18-летнего возраста, они должны были прохо-дить военное обучение, участвовать в разнообразных военно-патриотических и спортивных мероприятиях, разыгрывали возможные сценарии участия в боевых действиях, если придется обороняться от восточного соседа. Время от времени отрядам устраивались смотры, они выезжали в военно-спортивные лагеря, организовывали стрельбы и конкурсы. Для поощрения отличившихся членов в Эстонии была введена система наград, среди которых заметное место занимал "Орден белого креста Кайтселийта", который давался за особое отличие и за заслуги в годы "освободительной войны" 1918 - 1920 гг. Женские отряды "Кайтселийта" организовывали культурно-просветительские мероприятия. Общая численность членов "Кайтселийта", к концу 1930-х годов вместе с женскими и детскими отрядами и подразделе-ниями составляла почти 100 000 человек, из них более 42 000 обученных и подготовленных для военных действий бойцов.

В годы Второй мировой войны национальные вооруженные формирова-ния, упраздненные и ушедшие в подполье после 1940 года, возрождаются под названием "Омокайтсе" (как в 1918 году) и становятся одним из важ-нейших подразделений, осуществлявших карательную политику и оккупаци-онный режим как в Эстонии, так и на сопредельной территории России. "Омокайтсе" в 1941 - 1944 годах стал основой для формирования полицейских батальонов и подразделений СС.

В 1992 году после провозглашения независимости и прихода к власти правительства Тийта Вяхи "Кайтселийт" был признан на государст-венном уровне. В феврале того же года "Кайтселийту" были возвращены ранее принадлежавшие ему стрелковые клубы и тиры (с оружием и боеприпа-сами). 28 апреля 1992 правительство Эстонии приняло постановление, в соответствии с которым "Кайтселийт" объявлен составной частью Оборонительных сил Эстонской республики (ОСЭР). Руководство "Кайтселийта" получило воинские звания Эстонии и права офицеров регу-лярной армии. Теперь командира "Кайтселийта" и начальника штаба назначает правительство Эстонии по предложению руководителя главного штаба ОСЭР. Деятельность "Кайтселийта" финансируется из сумм, предусмотренных на государственную оборону, вооружение и снаряжение предоставляется главным штабом ОСЭР. В своей деятельности "Кайтселийт" руководствуется законами Эстонии и другими нормативными актами, утвержденными еще в 1930-е годы уставом и внутренним распорядком "Кайтселийта".

Сегодня "Кайтселийт" пользуется покровительством высокопоставленных национал-радикалов, его филиалы действуют во всех уездах Эстонии. Общая его численность вместе с женской и детской организациями достигла почти 20 000 человек, состоящих в 17 дружинах.

А в 2005 году Правительство Эстонии одобрило законопроект об участии 35 бойцов ополчения "Кайтселийт" в миротворческой миссии в Боснии и Герцеговине.

Сегодня ветераны "Кайтселийта" участвуют в различных военно-патриотических мероприятиях, проводя беседы с молодым поколением и вспоминая "минувшие дни". Они в годы войны тоже боролись за независи-мость страны и сегодня их деятельность увековечена в книгах и музеях. Интересно, какие слова они находят для рассказов о своем боевом прошлом, о деятельности в Эстонии и на Северо-Западе России в годы войны, они подробно описывают события тех лет или также лапидарны и абстрактны, как учебники по истории Эстонии в XX веке? А вот разнообразные "Отчеты" подразделений "Омокайтсе", сохранившиеся в образцовой документации немецкой армии, очень подробны и всесторонне характеризуют деятельность этих формирований.

После вхождения Эстонии в состав СССР члены "Кайтселийта" ушли в подполье, предварительно организовав группы сопротивления. Многие жители вспоминали, что после начала войны члены упраздненного "Кайтселийта" собирались в домах своих руководителей с оружием в руках, ожидая прихода немцев.

В "Сводке о деятельности Омокайтсе" за 1941 год руководство "Омакайтсе" пишет: "Узнав 22 июня об объявлении войны и зачатке боевых действий Великой Германии против России, отпала от сердца каждого эстонца давившая его напряженность. Началась-то, наконец, война, которую ожидали как мессию..., организовав группы "лесных братьев" по всей территории... вначале просто скрывались, затем по увеличению силы, пополнению оружием и с приближением фронта их деятельность расширилась".

Члены вооруженных отрядов "старались дезорганизовать тыл совет-ских частей, разрушали линии связи и мосты, обстреливали и нападали на группы красноармейцев... ободряли и приводили к себе людей, боро-лись с истребительными батальонами...". А также проводили аресты советских граждан, устраивая тюрьмы в сараях и подвалах в ожидании прихода немцев.

В некоторых небольших городах группы вооруженных людей в форме "Кайтселийта" совершили налеты на советские учреждения, пытаясь захватить власть.

Древний русский город Печоры, после эстонского наступления 1919 года и "освободительной войны", был переименован в Петсери, и в нем были установлены новые порядки. В июне - начале июля 1941 года группа бывших членов местного отделения "Кайтселийта" и военнослужащих эстонской армии, ушедших в подполье после 1940 года, жила ожиданиями немецкого на-ступления. Когда части Вермахта уже подходили к Печорам, время для выступления пришло. 8 июля некоторые из них достали старую парадную форму, и с криками "Хайль Гитлер" вышли на площадь встречать немцев. Среди них был Вольдемар Канна, бывший вахмистр 7 пехотного полка эстонской армии. В ходе встречи с немецкими офицерами выяснилось, что тем хотелось, чтобы для поддержания порядка в Печорах и вокруг них была создана "вооруженная команда из верных людей". Именно В. Кана стал в Печо-рах командиром сформированного 8 июля 1941 года отряда "Омокайтсе". За несколько дней В. Кана сумел собрать 24 человека, вошедших в так называе-мый "Лендсалг" - летучий отряд "Омокайтсе", проводивший аресты и расстрелы евреев и советских активистов.

Позднее, в августе 1941 года, немецкие власти официально разрешили создание национальных вооруженных отрядов самообороны под названием "Омокайтсе" (как и в 1918 году). Руководство и координация деятельности отрядов "Омокайтсе" была поручена "Отделу полиции и самообороны" во главе с подполковником Тилгре, но фактическое руководство осуществляла Эстонская полиция безопасности СД.

Печорское отделение "Омокайтсе" существенно расширилось. В ноябре 1941 года "Омокайтсе" было разделено на 4 административных округа, в каждом округе было введено по три роты, а в уезде была сформирована еще и женская организация "Омокайтсе". Формой "Омакайтсе" стала старая зеленая форма эстонской армии с повязкой на рукаве. Для новобранцев проводилось обучение и регулярные политичекие занятия, на которых В.Кана рассказывал о политике Великой Германии, о перспективах восстановления независимости и о "Великой Эстонии". В. Кана был произведен в лейтенанты и с 1942 года стал заместителем префекта полиции в Печорах, сохранив должность руководителя "летучего отряда". Для членов "Омокайтсе" были установлены денежные выплаты.

Официально в обязанности "Омокайтсе" входила охрана границ Эстонии от проникновения беженцев из России, борьба с частями Красной Армии, проведение облав на партизан, аресты советских граждан и охрана объектов. Однако немецкое командование привлекало эти подразделения к выполнению самых разнообразных задач, как в самой Эстонии, так и на Северо-Западе России.

В своем отчете В. Кана пишет, что только за период с 08.07 по 02.10. 1941 года отрядом "Лендсалг" было произведено 44 облавы в рай-онах Печор, Пскова, Порхова, Острова. Было арестовано 46 коммуни-стов, из которых при бегстве и сопротивлении было убито 31, отряд у просоветско настроенных элементов "изъял" большое количество бен-зина, моторного масла, 42 лошади, 28 коров, 18 овец, 15 свиней, которые были привезены в штаб отряда (по материалам Государственного архива Эстонской республики).

С июля 1941 по январь 1943 гг. печорской "Омокайтсе" было произведе-но 172 облавы, было захвачено 209 красноармейцев, 57 было расстреляно, причем многие расстрелы проводил лично В.Кана.

Таких отрядов "Омокайтсе", которые проводили массовые расстрелы в Эстонии, было довольно много. В Тарту начальником концлагеря являлся Карл Линнас, один из руководителей "Омокайтсе", под его командованием состояла специальная расстрельная рота. В Тартуском лагере за годы войны было истреблено более 12 000 человек из различных стран. В Кингисеппском районе Ленинградской области действовал специальный отряд "Омокайтсе", проводивший контрпартизанские карательные акции. Рота "Омокайтсе" из города Выру весьма активно участвовала в проведении карательных операций на территории Псковской области, а подразделение "Таллин" и рота "Харьюма", действовавшие на севере Эстонии, проводили аресты советских активистов. Существенно, что при отрядах "Омокайтсе" с санкции нацистов действовали военно-полевые суды, ускорявшие расправу над противниками оккупационного режима.

В конце 1943 - начале 1944 года, в условиях советского наступления, для "латания дыр на фронте", на основании территориальных подразделений "Омокайтсе" немцы создали несколько полков и батальонов самообороны, во главе которых были назначены эстонские офицеры СС. Эти формирования летом - осенью 1944 года приняли участие в боевых действиях на фронте в районе Нарвы и Чудского озера.

Всего же членами "Омокайтсе" в Эстонии и прилегающих территориях Северо-Запада России, по данным руководителя эстонской самообороны подполковника Тилгре, только в 1941 году было убито около 3-х тысяч крас-ноармейцев, проведено 5033 облавы, арестовано около 30 000 тысяч партизан и дезертиров, 4 919 коммунистов, 12 000 бежавших из лагерей заключенных, арестовано 5 632 партизана, убито 946 бойцов истребительных батальонов.

В 1944 году В. Кана бежал в Польшу, оттуда после окончания войны перебрался в Швецию, а затем на какое-то время осел в Германии, в английской зоне оккупации. Он умер в Канаде, в своем доме, в преклонном возрас-те, будучи заочно приговоренным судом к смертной казни.

Кроме того, члены националистических вооруженных формирований участвовали и в геноциде евреев. Один из командиров немецкого диверси-онного подразделения Георг фон Конрат вспоминал о чудовищной картине, увиденной им в первые дни войны 1941 года в Прибалтике, когда отряды националистов проводили массовые расстрелы еврейского населения Прибалтийских республик. Впоследствии координация деятельности различных карательных подразделений по уничтожению еврейского населения будет возложена на Айнзатцгруппу "А", действующую на территории группы армий "Север". В функции этого подразделения СС и подчиненных ей айнзатцкоманд, зондеркоманд, охранных и полицейских батальонов входили не только антипартизанская борьба, но и захват, и уничтожение евреев и цыган. Многие акции, связанные с целенаправленными арестами и уничтожением еврейского населения, проводили именно члены "Омокайтсе".

"В отношении акций по уничтожению евреев Шталекер (с 1942 года руководил Айзантцгруппой "А") и Зандбергер (начальник Эстонской полиции безопасности СД, которая руководила деятельностью "Омокайтсе") договорились, что осуществлять их будет эстонская организация "Омакайтсе", а не находившаяся в подчинении у Шталекера Зондеркоманда "1А" (Meelis Мaripuu. Eesti juutide Holokaust ja eestlased. // Vikerkaar. 2001.8−9.2000).

В различных районах Эстонии были организованы лагеря, где содержались и уничтожались евреи и цыгане. Самыми зловещими были лагеря в так называемой системе Вайвара. В этих лагерях содержались в основном евреи, депортированные из Западной и Центральной Европы. В Таллинне, Тарту, Пярну и т. д. казнили в основном местных жителей.

По подсчетам исследователей, "в лагере Калеви-Лийва в 1942-1943 гг. было убито 2000-3000 евреев и членов их семей, доставленных из Те-резиенштадта (Терезини). Всего в лагере было около 10 тысяч заключенных-евреев, доставленных из гетто Вильнюса и Каунаса. Осенью 1944 г. несколько сотен из них (точное число неизвестно) были убиты в лагерях Эреда - Лагеди, входивших в состав концлагеря Вайвара, а также 1800-2000 человек - в лагере Клоога. К ним следует добавить заключенных, умерших в 1943-1944 гг. от эпидемий и непосильной работы (точное число неизвестно). Оставшихся в живых евреев осенью 1944 г. отправили в концлагерь Штуттгоф на территории Польши. Также имело место убийство летом 1944 г. около 400 евреев, доставленных из Франции" (Eesti raport Euroopa Nõukogu Rahvusvahelisele Holokausti Kollokviumi jaoks.Koostanud Toomas Hiio. Tallinn 2002).

Члены националистических формирований проводили массовые казни евреев, русских, цыган не только в Эстонии, но и на территории Северо-Запада России. Так, например, в концлагере в местечке Моглино под Пско-вом содержались, а потом были расстреляны узники еврейской национальности, привезённые сюда из Чехословакии и Франции. Охранниками были члены эстонской полиции безопасности, некоторые из них состояли в организации "Омокайтсе". Эстонские охранники неоднократно по приказу начальника лагеря Кайзера увозили узников на автомашинах на расстрел в район деревни Глоты, которая находилась недалеко от города Пскова. Всегда вокруг места расстрела выставлялось оцепление, чтобы процесс казни не могли видеть случайно оказавшиеся здесь жители деревни. Раненых после первого залпа достреливали или закапывали полуживыми.

Необходимо сказать, что преступления нацистских руководителей и тех, кто выполнял преступные приказы, были осуждены не только Международным трибуналом в Нюрнберге, но и другими судами. В 1960 -1970 годы многие члены националистических вооруженных формирований, повинные в геноциде и проведении массовых карательных акций, были разысканы и привлечены к суду как военные преступники.

Интересно, на слетах современного "Кайтселийта" находятся ли слова об этой стороне деятельности национального военизированного формирования в годы Второй мировой войны?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
68% жителей России против монархии в стране: опрос
NB!
23.03.17
«Трамп должен не дать Дутерте сдать Южно-Китайское море Китаю»
NB!
23.03.17
В США опубликовали видео выстрела рельсотрона
NB!
23.03.17
Калужской районной больнице пророчат банкротство, а пациентам — голод
NB!
23.03.17
Как Феникс из пепла: Волгоградский алюминиевый завод решили возродить
NB!
23.03.17
Депутат Рады – о запрете для Самойловой: «Выглядим мелочно и подло»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Лиза Вавилина
NB!
23.03.17
Церкви нужен профсоюз – но вначале для нее самой
NB!
23.03.17
«Нефть не сдает позиций»
NB!
23.03.17
«Рубль завис между 57 и 58»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 23 марта
NB!
23.03.17
NI: Урок лондонского теракта – атаки остановить невозможно
NB!
23.03.17
Продажа акций АЛРОСА-Нюрба: «Зарубить курицу, несущую золотые яйца»
NB!
23.03.17
Генсек НАТО вновь заявил о необходимости диалога с Россией
NB!
23.03.17
Подростковые «группы смерти»: доведение до суицида или способ убийства?
NB!
23.03.17
Нидерланды: евроскептики укрепили позиции, несмотря на проигрыш
NB!
23.03.17
Жертвами теракта в Лондоне стали пять человек, около 40 получили ранения
NB!
23.03.17
«Последний диктатор» и его евромечта
NB!
23.03.17
Внутриукраинский бедлам растет и ширится во всех направлениях
NB!
23.03.17
С кем на самом деле воюет Порошенко?
NB!
23.03.17
Угроза человечеству №1, о которой никто не хочет думать
NB!
23.03.17
Балканы остаются пороховым погребом Европы