В 2005 году в отдел по защите прав потребителей Кемерова обратились 6 805 граждан (в среднем 567 человек в месяц). Это в целом на 1 538 человек больше, чем было принято в 2004 году. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 15 марта, рассказал на пресс-конференции начальник отдела по защите прав потребителей Кемерова Виталий Князев.

По его словам, пик обращений пришелся на конец 2005 года года: октябрь - 638, ноябрь - 658, декабрь - 757 человек. "Это было связано с приобретением подарков, к тому же шла реклама о продаже многих товаров в кредит", - отметил он. Всем обратившимся была дана необходимая консультация, была оказана помощь в составлении 4 675 досудебных претензий (в среднем по 389 претензий в месяц), что в целом также на 1 107 претензий больше чем было подготовлено в 2004 году.

"Объем ежедневной работы нашего отдела показывает, что потребителей регулярно обманывают, но и сами они становятся более грамотными, - отметил Виталий Князев. - В том числе помогает и информирование через СМИ. Человек уже знает, если нарушили его права, он уже знает, куда обратиться, и настроен отстоять свои права".

Чаще всего граждане по-прежнему обращаются из-за покупки товаров с недостатками - 5 175 обращений (77% от всего количества обратившихся, в 2004 году таких обращений было - 3 903 - 76%). По этим обращениям в защиту нарушенных прав потребителей составлено 3 784 претензии и 376 исковых заявлений (в 2004 году было 2837 претензий и 239 исковых заявлений). Причем подача 119 исков связана с приобретением некачественных мобильных телефонов.

"Практически каждое четвертое обращение в сфере торговли связано с приобретением сотовых телефонов, - подчеркнул Князев. - Не раз уже говорили об этом. В ряде случаев бывает виноват потребитель: невнимательно читают инструкцию. В частности, много обращений было зимой, когда человек не мог долго общаться по телефону на улице, а в информации об аккумуляторах написано, что при продолжительном воздействии повышенной или пониженной температуры его емкость может уменьшаться".

На втором месте по количеству обращений граждан находятся бытовые услуги - 813 обращений (12% от общего количества обратившихся, в 2004 году 641 обращение - также 12%). По этим обращениям в защиту прав потребителей составлено 553 претензии и 84 исковых заявлений (в 2004 году было 417 претензий и 61 исковое заявление). Чаще всего, по словам Князева, обращаются по поводу некачественной установки окон. "Сибирские морозы такие стеклопакеты не выдерживают, - отметил он. - Оставляет желать лучшего и качество установки. По ГОСТу должно быть как минимум три слоя пены: водостойкая, шумо- и паростойкая. А у нас как обычно одной заделывают, и иногда получается, что невооруженным глазом щели видно".

Третье место по числу обращений граждан занимают коммунальные услуги - 331 обращение, что составило 5%, по которым в интересах потребителей составлено 162 претензии и 31 исковое заявление. В 2004 году по коммунальным услугам было - 310 обращений, что составляло 6 %, и было подготовлено 136 претензий и 22 иска.

Как пояснил Князев, в случае невыполнения законных требований потребителей работники отдела оказывали практическую помощь и содействие в восстановлении нарушенных прав потребителей в судебном порядке. Всего в 2005 году работники отдела подготовили 518 исковых заявлений и 59 других судебно-процессуальных документов. Из них 17 исков в защиту прав конкретных потребителей было оформлено и подано от имени отдела. В 2004 году было подготовлено 353 исковых заявления и 68 других судебно-процессуальных документов.

Как отметил начальник кемеровского отдела по защите прав потребителей, большое количество обращений не означает, что в Кемерове так много некачественных товаров и услуг, просто не во всех городах существуют такие отделы.