В Новосибирском областном суде продолжается процесс по делу о первом в регионе заказном убийстве руководителя крупного предприятия. Суд рассматривает следственные материалы об убийстве гендиректора новосибирской шоколадной фабрики 52-летней Веры Копасовой, которое было совершено 6 марта 1997 года. Интересно, что процесс проходит не в помещениях суда, а в новосибирском СИЗО № 1. Как сообщила ИА REGNUM судья Лариса Чуб, выездные сессии облсуда должны уберечь от расправы предполагаемого исполнителя убийства Ивана Хмелькова, который на настоящий момент является единственным человеком, давшим признательные показания и назвавшим имена подельщиков и заказчика преступления.

Убийство Веры Копасовой имело огромный общественный резонанс в Новосибирске, так как явилось первым заказным убийством предпринимателя. Кроме того, обращало на себя внимание, что убийство женщины, руководившей шоколадным производством, случилось накануне Международного женского дня. Расследованием убийства на шоколадном производстве занялась прокуратура области. Весной 2002 года расследование было завершено и материалы были переданы в областной суд. По версии следствия, гендиректора ЗАО "Шоколадная фабрика 'Новосибирская" госпожу Копасову за $100 тыс. "заказала" председатель совета директоров этого же предприятия Зоя Асютина, чтобы сохранить за собой руководящий пост.

Согласно материалам следствия, картина убийства была такова: Вера Копасова поздно вечером возвращалась домой после празднования на фабрике 8 Марта. Гендиректор с букетами цветов вышла из лифта на девятом этаже, где ее уже ждал киллер, который не дав своей жертве опомниться, выстрелил ей под ключицу, в сердце и трижды в голову. После этого убийца скрылся с подельщиками на автомобиле, не проявив интереса к драгоценностям и деньгам, которые были при женщине.

Оружие, из которого застрелили Веру Копасову было найдено через несколько дней. Сотрудники уголовного розыска изъяли у местных детдомовцев револьвер германского производства Armenius, который мальчишки, по их словам, нашли в снегу рядом с домом, где было совершено преступление. Баллистическая экспертиза установила, что в госпожу Копасову стреляли из этого револьвера.

Через несколько дней после трагедии на "Новосибирской" прошел митинг, на котором рабочие фабрики высказали мнение, что убийство госпожи Копасовой могло быть выгодно АО "Бабаевское". Эту версию сотрудники фабрики аргументировали тем, что за два месяца до убийства акционеры "Новосибирской" на своем внеочередном собрании выразили недоверие тогдашнему руководству предприятия в лице гендиректора Юрия Ильченко. Руководство "Новосибирской", которому принадлежало 18,2% акций фабрики (Ильченко принадлежало 10%), предложило остальным акционерам вступить в финансово-промышленную группу (ФПГ), создаваемую Инкомбанком на базе московского АО "Бабаевское". Были даже сформулированы условия сделки: "Бабаевское" покупает контрольный пакет акций "Новосибирской" (по номиналу) за 2,55 млрд. руб., а взамен москвичи инвестируют в "Новосибирскую" около $11 млн. Однако на собрании акционеры выразили опасение, что стоимость акций занижена, а вступление в ФПГ может привести к сокращению рабочих мест. В результате этих разногласий Ильченко был смещен со своего поста, а на освободившееся место акционеры выбрали Веру Копасову, до того занимавшую должность начальника планового отдела и проработавшую на предприятии более 25 лет. Председателем совета директоров "Новосибирской" собранием акционеров была выбрана Зоя Асютина.

Версия о заинтересованности представителей АО "Бабаевское" в смерти госпожи Копасовой так и осталась версией, и следователям прокуратуры не удалось доказать причастности "бабаевцев" к этому инциденту. В ходе расследования, однако, выяснилось, что смерть принципиальной Веры Копасовой могла стать выгодной для очень многих местных коммерсантов. Дело в том, что незадолго до трагедии, фабрика почти полностью изменила систему поставок, чем поставила некоторых бывших партнеров в очень затруднительное положение. Но эти версии также не подтвердились, в результате, расследование было приостановлено почти на четыре года. Однако зимой 2001 года у оперативников появилась информация о причастности к убийству Веры Копасовой четырех уголовников, отбывающих наказание за серию разбойных нападений. На допросе один из них - Хмельков (в момент совершения преступления ему было 15 лет), сознался в убийстве и рассказал о роли каждого в его подготовке и реализации. По словам обвиняемого Хмелькова, заказ на убийство Веры Копасовой поступил в середине февраля 1997 года. За жертвой бандиты следили несколько дней, подробно изучили распорядок ее рабочего дня, приобрели револьвер, спланировали маршруты отхода с места преступления, подготовили запасную одежду. Так же он назвал имя посредника, через которого поступил заказ на убийство. Заказчиком же оказалась председатель совета директоров "Новосибирской", замдиректора по общим вопросам Зоя Асютина, которая лично передавала преступникам аванс. По данным следствия, жизнь Веры Копасовой была оценена в $100 тыс. Спустя равно четыре года после убийства в начале марта 2001 года госпожу Асютину арестовали прямо на фабрике и отправили в следственный изолятор. Следователи областной прокуратуры инкриминировали ей организацию убийства по найму, которое было совершено бандитской группировкой. Как сообщили ИА REGNUM в правоохранительных органах, убийство Веры Копасовой Асютина заказала, чтобы сохранить за собой руководящий пост. Дело в том, что Копасова представляла часть менеджмента, который был против того, чтобы предприятие перешло под контроль концерна "Бабаевский". Это противоречило интересам местных предпринимателей, которые имели коммерческие связи с фабрикой. А Асютина, как раз лоббировала интересы концерна на новосибирской шоколадной фабрике. Интересы менеджерских групп столкнулись и Асютина, справедливо полагая, что у Копасовой хватит полномочий лишить ее места председателя совета директоров, решила просто физически устранить гендиректора.

Асютина свою вину категорически отрицает. Так же свою причастность к данному преступлению отрицают и подельщики Ивана Хмелькова. Судья Лариса Чуб категорически отказывается комментировать первые заседания суда и говорит, что процесс может продлиться еще несколько месяцев.

В настоящее время ЗАО "Шоколадная фабрика 'Новосибирская" входит в состав кондитерского концерна "Бабаевский", наряду с ОАО "Бабаевское" (Москва), ОАО "Южуралкондитер" (Челябинск), ЗАО "Сормовская кондитерская фабрика" (Нижний Новгород), ЗАО "Благовещенская кондитерская фабрика "Зея" (Благовещенск), ЗАО "Кардымовский молочно-консервный комбинат" (Смоленская обл.), а также ЗАО "Воронежская кондитерская фабрика", вошедшая в концерн в этом году. Контроль над новосибирской шоколадной фабрикой концерн получил через несколько месяцев после гибели Копасовой.