Законопроект "О персональных данных" продолжает проходить процедуру согласования в рамках подготовки ко второму чтению в Госдуме. Однако, как заявил в понедельник 13 марта на рабочей группе председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, "наработанный документ предварительно можно рассматривать готовым ко второму чтению". При обсуждении новой редакции проекта Михаил Емельянов (фракция "Единая россия") обратил внимание членов рабочей группы на интересы индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ), которые данный закон может серьезно задеть. По просьбе корреспондента ИА REGNUM он прокомментировал свою позицию.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, как этот закон может затронуть интересы индивидуальных предпринимателей?

У меня есть поправка, и я бы в идеале хотел вывести индивидуальных предпринимателей за пределы действия этого закона. Зачем? Наиболее незащищенные в бизнесе всегда малые предприниматели и малый бизнес. Индивидуальному предпринимателю и так тяжело - ему бухучет тяжело вести, у него нет никакой правовой защиты, у него нет большого штата, он сам себе менеджер, и рабочий. А мы его еще будем этим грузить. Первое - это появление дополнительной трудовой нагрузки со всеми этими базами данных. У него издержки возрастают хотя бы трудовые - кого-то нанимать надо и т.д. Второй момент - он может стать нежелательным партнером для крупных компаний. Понятно, что очень много индивидуальных предпринимателей работают с крупными компаниями, поставляют им что-то. Допустим, в автопроме очень много деталей, каких-то не очень важных, мелких делаются индивидуальными предпринимателями. Если с ними заключается договор, они автоматически попадают в какую-то базу данных, которую ведет их контрагент. Но если у него в базе сплошные юридические лица, тогда они не попадают под закон о персональных данных, их не надо регистрировать, а если, допустим, индивидуальные предприниматели там оказались, то для крупной компании появляется дополнительная головная боль: надо эту информационную систему внести в уполномоченный орган, заниматься ее регистрацией. Поскольку индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, и согласно законопроекту "О персональных данных" его сведения надо регистрировать. Если у нее есть выбор: связаться с юридическим лицом или с индивидуальным предпринимателем, то она, скорее всего, откажетсяот сотрудничества с ПБОЮЛ.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, изменился ли этот законопроект в сторону большей защиты прав субъектов персональных данных?

Понимаете, в этом законе очень много политики. Причем, даже философии и эзотерики. И весь фокус общественного внимания сосредоточен на этом. Меня, честно говоря, меньше философия волнует, я не очень верю в магию чисел и прочее. Я не вижу большой опасности, что именно не человеку, а его файлу или там его строчки присвоят какой-то номер (идентификатор персональных данных - ИА REGNUM). Но это затемняет все, в том числе, негативные вещи для бизнеса. Я считаю, что предприниматель соль земли, и, вообще возрождение России, если так философски говорить, оно основывается на свободе предпринимательства. И этот закон... Не то, чтобы этот закон нарушает, но в какой-то степени создает некомфортные условия для ведения бизнеса. А вот это в стороне. Люди, которые озабочены философическими вопросами, они привлекают внимание прессы к этому. Я думаю, что очень многие люди, те же индивидуальные предприниматели, сетевики, ритейлеры, они даже не знают. Да и вообще многие в бизнесе просто не понимают, что через некоторое время им придется свои базы данных брать, нести куда-то там.

Есть другая опасность. Я вот еще одну поправку пытаюсь пробить по ликвидации баз данных. Сейчас получается, что если административно предписали аннулирование базы данных, то в течение 5 дней ты должен базу данных уничтожить. С точки зрения правоприменения, для бизнеса - это одна из самых главных сложностей. Мы знаем все злоупотребления, которые есть с правоприменением в налоговой области, в частной собственности и т.д. Есть две конкурирующие фирмы, скажем сетевые какие-то структуры. Очень эффективно одна из них работает по базе данных. Вторая пишет кляузу, идет проплата и выносится предписание уничтожить базу данных. Для бизнеса - это смерть: все, у нее нет клиента. Дальше она будет судиться, но я как юрист скажу - не менее 8-9 месяцев. Компания уничтожена. Почему не сделать обратную схему? Если вы считаете, что база не законна, суд принимает решение, мы ее аннулируем, то есть только по решению суда. Вот такие вещи в законопроекте рассыпаны.

ИА REGNUM: Что вы думаете по поводу поддержанной поправки, предусматривающей, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных назначит не Правительство, как предполагалось ранее, а Президент?

Это какая-то игра аппаратная. На мой взгляд, в логику административной реформы это не вписывается. Почему это должен быть орган, который назначается президентом? У меня вообще есть сомнения, что нужен специальный уполномоченный орган. В таком объеме, в котором закладывается его объем деятельности, по-моему, он очень и очень широк. И здесь опять же возникает вопрос административной реформы. Мы сейчас боремся с избыточными государственными функциями, убираем очень много направлений, которые быть может и нужны, например, по лицензированию споры идут, одну деятельность лицензировать или нет - много вопросов. И вот где-то мы режем по-живому, и ужимаем так, что может быть не надо ужимать. И вдруг создаем целый орган с большими полномочиями, с огромным объемом деятельности. Это же только представить: все базы данных по России!

ИА REGNUM: Когда законопроект может быть вынесен на рассмотрение комитета?

Думаю, что это произойдет до начала следующей региональной недели.