Про "удобства", которых нет... (Правда Севера)

Недели три назад телеведущий Владимир Познер в своей воскресной передаче "Времена", посвященной неуставным отношениям в российской армии, очень удивился, услышав из уст собеседника-генерала, что некоторые ребята-новобранцы, приходящие в ряды Вооруженных сил, не знакомы с зубными щетками и унитазами. Особенно почему-то его поразило последнее. Меня же удивило то, в какой оторванности от проблем сельской России оказался известный тележурналист.

Говорят, что о культуре страны и народа, ее населяющего, можно судить по чистоте туалетов. Если взять за основу этот показатель, то культура России отстала от сегодняшнего времени на несколько столетий. И откуда сельским мальчишкам знать, как правильно пользоваться унитазом, если они в прошлой жизни его не видали. И винить в этом незнании нужно не семью и не школу, а... Кого же? Поневоле задумаешься.

Любой уважающий себя прораб, начиная очередную стройку, в первую очередь на площадке сколачивал дощатую будку туалета. Правда, это временное сооружение мало соответствовало столь изысканному названию и ему больше бы подходило стародавнее и полузабытое слово, произошедшее от слова "нужда". Но самое поразительное, что эти временные "нужники" оказались в России самыми живучими, а в сельской местности никакой технический прогресс их не затронул никаким местом.

Пассажиры рейсовых автобусов, что едут по федеральной трассе в сторону Москвы, первые 300 километров от Архангельска вынуждены "справлять нужду" в полностью непригодных для этого строениях. И неважно, где остановился на десять минут рейсовый автобус: на Холмогорской ли развилке, в Емецке или Двинском Березнике, - картина практически всюду одинаковая. Зайти туда и не запачкаться удается далеко не каждому.

Убираются они от случая к случаю, потому грязны до неимоверности и, конечно же, не отапливаются. И потому нельзя без содрогания представить, каково приходилось дамам-пассажиркам в условиях нынешней суровой зимы оголять половину своего тела. И стоит ли удивляться, что пожилые женщины, пустившиеся в автобусное путешествие, подстраховывают себя памперсами. (Кстати, несколько лет назад один из читателей "Правды Севера" делился на страницах газеты своим "изобретением": отправившись в поездку на автобусе, он обзавелся портативным "мини-туалетом" в виде привязанной к бедру под брюками резиновой грелки с выкрученной пробкой). Кого-то эта публикация позабавила, но нисколько не напрягла тех, кто за "удобства" в пути отвечает.

Соблюдать чистоту в туалетах учат, в лучшем случае, в детских садиках, но много ли сегодняшних сельских детей посещает детские сады? В некоторых же семьях отношение к туалетам самое пренебрежительное. В лесных поселках, в деревнях, где некогда велось строительство двухквартирных домиков, проектами были предусмотрены теплые туалеты. Но жильцы после заселения в большинстве своем сделали их выносными на некотором удалении от жилья, чтоб "не пахло", а квартирные санузлы приспособили под кладовые. Винить их в этом было бы неправильно, так как зачастую в проектах предусматривалась установка унитазов, но без наличия канализационных и водопроводных сетей ставить их было бы откровенной глупостью.

Несмотря на изобилие всевозможной литературы с практическими советами, найти достойные внимания рекомендации, как устроить выгребную яму, изолированную от внешней среды, как сделать вытяжную вентиляцию, как добиться отсутствия в летнее время запахов и полчищ мух, почти невозможно. То ли специалисты стесняются писать на эту тему, то ли (как В. Познер) считают, что Россия давно уже массово "сидит на унитазах".

Не отличаются чистотой туалетов и сельские школы. Более того, при входе в некоторые туалетный запах - главенствующий. И не вина, а беда директоров, что на ремонт этих помещений денег, как правило, не выделяется.

Говорят, что на Западе в междугородных автобусах в конце салона предусмотрены кабинки биотуалетов. Представил такой автобус на наших автотрассах. В этом случае унитаз нужно снабжать не только амортизатором, но и привязным ремнем. Так что и впредь в путешествиях нам придется морщиться от имеющегося дорожного "сервиса" или просить водителя остановить машину, чтоб "сходить за кустики", а пожилым людям приспосабливать к паху памперсы или грелки.

Собственно, эти принадлежности и в самом Архангельске не помешают: найти на улицах действующие (пусть и платные) туалеты - задача из задач.

Туристы едут за экзотикой... (Бизнес-класс. Архангельск)

но стихийное позиционирование может испортить впечатление

Туркомплекс "Голубино" в Пинежском районе Архангельской области, куда редакцию еженедельника "Бизнес-класс" на Масленицу любезно пригласил его хозяин Александр Гладкобородов, - одно из тех уникальных мест в Поморье, которые, вне всякого сомнения, в перспективе могут обрести мировую известность и славу. Но о достоинствах "Голубино" мы говорить не станем - они очевидны, и о них можно прочитать в многочисленных рекламных проспектах. Для нас и наших читателей гораздо полезнее критически осмыслить перспективы развития этого бизнеса, раскрыть его достоинства и недостатки, причем иногда с самых неожиданных сторон.

Любой турист едет за экзотикой, и плох тот туроператор, который забывает эту непреложную истину. Путешественники платят за экзотику, им нужны экзотичные впечатления и не менее экзотичные сувениры. Увы, собственных неповторимых сувениров в Голубино пока нет, и это большой минус туркомплекса.

"Экзотичный" - ключевое слово успешности туристического бизнеса - в переводе с греческого означает "необычный, непохожий, непривычный". Не трудно догадаться, что туристы, отправляясь в Голубино, платят деньги и терпят трудности четырехчасовой езды по ухабистой дороге исключительно ради экзотики, ради того, чтобы увидеть что-то совершенно необычное.

Безусловно, природа и ландшафты Голубино - это настоящая экзотика. Но, согласитесь, это та экзотика, которая не является заслугой владельцев туристического бизнеса, так как она создана не их усилиями, они всего лишь эксплуатируют ее, причем не всегда рационально. Природа Голубино, как главная туристическая достопримечательность, должна выглядеть девственной и нетронутой, даже если в туркомплексе будут жить тысячи туристов. Увы, при виде разбросанных бутылок, пластиковых стаканов, обломков старой техники и неряшливых гор шлака от местной кочегарки возникает ощущение замусоренности туркомплекса. В таких заповедных местах хозяевам туристического бизнеса надо добиваться, чтобы любые следы цивилизации были незаметны. Ведь они портят эстетическое впечатление от экзотических первозданных ландшафтов.

В Голубино нет голубей

Позиционирование туристического объекта начинается с трактовки названия. Наверное, если бы в Голубино жили голуби, все свелось бы к простому "русскому" объяснению. Но, подобно тому, как на Соловках нет соловьев, так же и в Голубино нет голубей. Поэтому в туркомплексе нам поведали такую версию происхождения названия: имя Голубино якобы происходит... от ягоды голубики (мол, она тут рядом с пещерой росла в большом количестве).

Но это же невероятно: не мог древний автор не отметить в названии самую главную достопримечательность этого места - огромную пещеру. Поэтому, вернувшись из поездки в Голубино, мы сразу же заглянули в толковые словари. И вот что там обнаружили.

Владимир Даль в своем словаре пишет: "Голубица, голубец - подполье в крестьянской избе и ход или лаз в него... То же, что голбец, голубец:... приделка к печи, с лазом на полати, со сходом в подполье или в подпечек". Угадывается связь с голубинским "лазом и сходом в подземелье"? Слово "голбец" в понятии "лаза в подпол" встречается во многих русских диалектах. Поэтому совершенно очевидно, что название Голубино все-таки связано с пещерой, а не с ягодой голубикой.

Для иностранных туристов

Есть еще одна экзотическая тема, которая должна быть использована в позиционировании Голубино, так как может привлечь сюда поток зарубежных туристов. Это тема пинежской "чуди".

Не секрет, что большая часть древней истории Пинеги принадлежит протоарктической и финно-угорской культурам, а непосредственными предками коренных пинежан всего 400-500 лет назад были племена, близкие по языку к вепсам, карелам и финнам. Многие названия Пинеги прямо переводятся с финского языка, например Пиринемь - Piri-niemi (Круглый мыс). Это может показаться невероятным, но знаменитый финно-угорский эпос "Калевала" был большей частью основан на материале, собранном в Архангельской губернии, и не случайно, что там упоминается "финская большая река" - Северная Двина. Но самое любопытное то, что Голубинская пещера очень похожа на упоминаемое в "Калевале" подземное царство мертвых - Туонелу, где течет подземная река и где произошло чудесное воскресение жителя беломорского побережья Лемминкяйнена. Наверное, большинству российских туристов, не читавших "Калевалу", не знающих ни своей, ни чужой истории, все это ни о чем не говорит. Но для финнов, которые ностальгируют по своему древнему прошлому, эти сведения могут послужить началом паломничества к Голубинской пещере. Причем в самой Финляндии почти нет подобных больших пещер, которые могут служить прообразом легендарных подземелий Туонелы. Зато на территории Пинежья только официально открыто около пятисот карстовых пещер - такого их количества на сравнительно небольшой площади нет ни в одном районе Баренцева Евро-Арктического региона. Это настоящее древнее подземное царство, которое ждет грамотного позиционирования и легендирования.

Пинега - край поморский

Надо признаться, что общерусские праздники типа Масленицы в Голубино абсолютно бесполезны. Незачем ехать в такую даль, чтобы лицезреть абсолютно те же стандартные массовые мероприятия, которые можно увидеть в любом уголке России. Это, согласитесь, никакая не экзотика. Хорошему туркомплексу нужны свои собственные праздники, которых нет больше ни у кого. Поэтому в привязке к истории здесь можно обыграть разные уникальные исторические темы.

Например, уместно вспомнить, что Пинега - это исконно поморский край, о чем сегодня, увы, не помнят даже сами местные жители. Но именно пинежане с незапамятных времен ежегодно ходили на больших карбасах через Кулой и Мезень на Матку (впоследствии новгородцы переименовали этот открытый пинежанами и мезенцами архипелаг в Новую Землю). Пинежане вплоть до XVIII века были одними из лучших охотников на белых медведей, моржей и тюленей, искусными арктическими мореплавателями. Они внесли огромный вклад в развитие поморских промыслов и торговли.

Прямое отношение к поморской культуре имеет и расположенный рядом с Голубино Красногорский монастырь, который начиная с 1653 года по примеру местных жителей тоже стал участвовать в рыбных, звериных и сальных промыслах. О том, насколько успешны были эти промыслы, можно судить по итогам зверобойной кампании, организованной в 1700 году иеромонахом Красногорского монастыря Авраамием Митусовым. 14 пинежан на двух кочах добыли тогда на Новой Земле "14 белых медведей, 156 белых песцов, 5 голубых песцов". Таким образом, знаменитые каменные кельи построены буквально на костях белых медведей, песцов и моржей, которые наряду с торговлей приносили монастырю большие доходы.

Есть еще одна любопытная историческая деталь: в Красногорском монастыре некогда хранился чудотворный образ многоцелебной Грузинской Божией матери, подаренный ему 22 августа 1629 года торговцем Василием Лыткиным. Наряду с многоцелебными свойствами икона приносила удачу в торговле. Не случайно начиная с 1707 года икону стали ежегодно носить крестным ходом через Холмогоры в Архангельск на время Маргаритинской ярмарки.

Учитывая, что Маргаритинская ярмарка в Архангельске в последние годы уверенно возрождается, имеет смысл подумать, как можно увязать Голубинский туристический проект с этим знаменательным ежегодным событием.

Короче говоря, туркомплекс "Голубино" может получить совершенно новое наполнение, принести совершенно другую отдачу, если подойти к его позиционированию не стихийно, а максимально вдумчиво и ответственно.

Ведь, в конце концов, Голубино - это наше общее национальное достояние, наш общий поморский брэнд.

Ушел директор крупнейшего предприятия (Знамя)

Давно уже обмусоленное известие о грядущем увольнении А.В. Дроздова с должности генерального директора ООО "Комарово КЦБК" вчера стало реальностью.

На этой неделе Александр Васильевич уволился по собственному желанию и, по некоторым данным, намерен продолжить карьеру в промышленной группе "Титан", являющейся, как известно, конкурентом "Илим Палп". Кто его заменит, пока неизвестно, но есть главный инженер, который и должен пока исполнять обязанности руководителя в таких случаях.

За небольшой срок пребывания в кресле руководителя крупнейшего предприятия района (под разными наименованиями) А.В. Дроздов сумел зарекомендовать себя дельным специалистом, сумевшим реанимировать разваленное производство и выйти на солидные объемы лесозаготовок. Немало его предприятие сделало и для района в плане социальной помощи - насколько позволяли обстоятельства. В общем, не случайно подметили его конкуренты.

Среди работников репутация его неоднозначна - грубость, жесткость и вспыльчивость молодого директора вошла в поговорку, но таков вот его руководящий стиль. А вот красноборские ценители виртуозного мата, наверное, с сожалением узнают, что с потеплением, когда распахнутся окна директорского кабинета, они, проходя мимо здания на центральной улице села, больше не услышат дроздовских сочных вводных слов в предложения. А такие ценители вправду есть, причем даже женщины (интересно, а если эти слова обращены к ним лично?).

Что ж, пожелаем Александру Васильевичу успехов на новом месте работы. Не забывайте Красноборск.

Мистика какая - то... (Волна)

Это первое, что пришло в голову, когда я узнала об очередной авиакатастрофе в районе поселка нефтедобытчиков Варандей, которая произошла 11 марта в 11часов 35 минут по московскому времени. Но все по порядку.

Многие, наверное, помнят, что почти год назад, 16 марта, под Варандеем при заходе на посадку разбился самолет Ан-24, который вез рабочих-вахтовиков из Перми для "Нарьян-марнефтегаза", дочернего предприятия "Лукойла". Тогда погибло 28 человек... Это была трагедия, которая болью отозвалась во многих семьях.

В поселке на берегу Баренцева моря была построена часовня, на освящение и торжественное открытие которой и пригласили родственников погибших из Перми. До Варандея они благополучно долетели на самолете и пересели на два вертолета 2-го Архангельского авиаотряда, которые доставили их на Тобойское месторождение, где работали погибшие. Когда вертолеты возвращались на Варандей, один из них рухнул в полутора километрах от поселка...

На борту находилось 17 человек, из них 14 пассажиров и 3 члена экипажа. Один пассажир погиб, 10 - пострадало. Все пострадавшие доставлены в Нарьян-Мар, в окружную больницу, где в прошлом году выводили из тяжелого состояния оставшихся в живых вахтовиков. Экипаж также находится в окружной больнице.

...Самолет Ан-24 разбился из-за ошибки пилота. Что на этот раз стало причиной падения воздушного судна? В этом разбирается межведомственная авиационная комиссия.