Изменение на государственном уровне подходов к управлению развитием, безусловно, представляет собой одну из характерных примет современной России. О ходе этого процесса, текущих задачах и ожидаемых результатах с корреспондентом агентства побеседовал заместитель директора Департамента социально-экономического развития регионов и территориального планирования Министерства регионального развития РФ Максим Перов.

REGNUM: Максим Вениаминович, в последнее время в выступлениях представителей вашего министерства звучит мысль о том, что одна из важнейших проблем управляемости страны состоит в рассогласовании представлений о приоритетах развития на разных уровнях - региональном, федеральном, отраслевом, что приводит к неэффективному расходованию больших средств и часто создает непредвиденные трудности на пути реализации, казалось бы, бесспорных проектов. Сейчас на рассмотрении в Правительстве находятся выработанные Минрегионом предложения по преодолению этой ситуации. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этом.

Действительно, в соответствии с поручением Президента РФ от 22 июля 2005 года № Пр-1175 Минрегион России провел анализ существующих программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, провел их сравнение с действующими программными документами Правительства, ведомственными и отраслевыми документами стратегического планирования. Мы выявили ряд проблем, являющихся следствием отсутствия единой системы управления развитием. Свои предложения по ее созданию мы изложили в "Механизме разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития регионов". Думаю, что если он будет принят, это будет принципиально важный документ для существенной корректуры курса внутренней политики.

К сожалению, надо констатировать, что сейчас прописанных, заявленных целей развития на региональном уровне, как правило, нет, а есть весьма размытые задачи по обеспечению текущего функционирования. Проанализируем политику Минфина, МЭРТа, содержание Федеральной адресной инвестиционной программы. Скажем, в ФАИП проектов, которые относятся к проектам развития, не более двух процентов. Остальные имеют либо социальную направленность, либо обеспечивающую как инфраструктурные. Это безусловно, очень важные задачи, но 2% на развитие - это абсолютно недостаточно.

Есть две принципиально разные системы управления - антикризисная и ориентированная на развитие. Кризис закончился, начался экономический рост и должна работать модель развития, но сейчас мы находимся фактически вообще во внемодельном поле. Притом, что рост идет уже несколько лет, управления развитием по-прежнему нет.

Мы считаем, и заявили об этом еще год назад, что целью для страны является создание торгово-экономического макрорегиона "Россия", охватывающего население порядка 300 млн. человек. Если мы за 10 - 15 лет не решим эту задачу, три существующих макрорегиона - США, Евросоюз и Азиатско-Тихоокеанский - просто разорвут нашу страну между собой. Избежать этого мы сможем только если осуществим переход от модели выживания и поддержания текущего функционирования к модели направленного развития.

Со времен итальянских городов - анклавов капитализма XV века, принято классическое соотношение активов и ВВП, составляющее 5:1 или 6:1. Такое соотношение сегодня существует и в США, и в Германии, и во Франции. У нас же соотношение, по данным журнала "Эксперт", 1:1. Это значит, что в стране катастрофическая нехватка денег. Отсюда вытекает невозможность осуществления частными корпорациями крупных проектов.

Другими словами, с точки зрения соотношения активов и ВВП, наша страна недооценена, как недооценен, скажем Газпром, что проявилось ростом его акций в результате газового кризиса. А что такое страна? Это регионы. Поэтому мы говорим о повышении капитализации регионов.

Недооценка активов по стране очень велика. Ну, разве что безумная цена земли в Москве и Подмосковье уже достигла предела. А для того, чтобы реально оценить активы, необходимы четкие стратегические цели регионального развития, увязанные как с национальными целями, так и с федеральными отраслевыми стратегиями. На сегодня этого нет. Скажем, РАО ЕЭС планирует свою деятельность вне связи с целями развития соответствующих регионов. То же касается других отраслевых стратегий. И, разумеется, документы стратегического планирования регионов должны быть увязаны со стратегиями развития соседей.

Яркий пример: в прошлом году был закончен генеральный план развития Московской области - бублик в космосе! Внутри пустота, вокруг пустота... Такое ощущение, что область самодостаточна и развивается сама по себе. В то же время стратегии развития нет ни у Москвы, ни у Московской области...

Сейчас мы предложили механизм по обязательному стратегированию регионального развития, что дает осмысленность схемам территориального планирования.

Территориальное планирование является одной из частей пространственного развития. Если в советское время терпланирование опиралось на конкретные целевые показатели, рассчитанные в Госплане, то сейчас их нет. Но не может же проектировщик сам определять, что будет развиваться на территории, не его это функция. Смысл стратегирования - определить ту экономическую основу, те цели, которые проектировщик должен положить на территорию. Собственно, говоря, терпланирование сегодня - это территориальная проекция стратегии развития региона.

Мы считаем, и внесли в Правительство соответствующие документы, что каждый регион должен иметь стратегию развития на 20 лет и схему терпланирования на 20 лет, и только на основе этих документов может создаваться программа его социально-экономического развития на 3-5 лет. А иначе я не понимаю, на какой основе может базироваться целеполагание этой программы.

Если мы принимаем, что работаем в рамке развития, а не антикризиса или текущего функционирования, то региональная стратегия, увязанная как с отраслевыми стратегиями, так и со стратегиями соседних регионов, становится осмысленной, согласованной, реалистичной.

REGNUM: Каков механизм этого увязывания?

Через Межведомственную комиссию по социально-экономическому развитию регионов при нашем министерстве и правительственную Комиссию по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Недавно на МВК мы рассматривали несколько стратегий нового поколения, сделанных на этих принципах. Пока их считанные единицы, но опыт увязки и согласования с отраслевыми стратегиями по несколькими субъектами федерации уже есть. Очень хорошо отработана Тюменская область, немножко раньше была сделана достаточно реалистичная стратегия Тверской области. Самый свежий пример - Астраханская область.

Конечно, это непростой процесс, конечно, приходится преодолевать ведомственные амбиции. Но если мы не справимся с этим, страна не будет цельно развиваться.

REGNUM: А что сами регионы выиграют от перехода к новым принципам стратегического планирования?

Скажем, в той же Астраханской области ситуация была, вроде бы, патовая - перспектив развития не просматривалось. Но в процессе разработки стратегии увидели интересную версию - Астрахань как своего рода столица Каспийского региона, российский центр международного сотрудничества при Каспии. Если эта функция будет реализована, она станет точкой притяжения для корпораций, которые будут размещать там свои управленческие структуры. Система мер на федеральном уровне к юбилею - 450-летию основания города, который будет отмечаться в 2008 г., поможет региону двигаться в этом направлении. Я считаю, это очень перспективная версия, а традиционные для этой области отрасли - икра, рыба, "всесоюзный огород" - при всем желании локомотивом развития выступить не смогут.

Кроме того, мы предполагаем, чтобы, если наш механизм будет принят Правительством, федеральное финансирование программ развития стало возможно только при наличии утвержденных стратегий. Вероятно, эта система заработает, начиная с 2008 года, потому что как регионам, так и центру нужно время на подготовку.

А пока сегодня мы имеем объекты, про которые никто не может объяснить, почему они финансируются федеральным правительством. Скажем, сахарный завод в Дагестане - чем он так важен? Да просто так сложилось... Или обратный пример - авиазавод в Ульяновске, выпускающий лучший в мире планер Ил-96, лежит на боку уже 10 лет. Такое происходит потому, что приоритетов нет, а в условиях отсутствия приоритетов вступает в силу логика лоббизма, местечковых интересов, интересов отдельных индивидуумов. Очень удобная питательная среда. Мутная.

REGNUM: Но ведь эти интересы никуда не денутся оттого, что будет создан новый механизм...

Никто не строит иллюзий. Мы люди, живущие в реальности. Просто заданность условий снизит коррупционную емкость и повысит адекватность принятия решений. Может быть, в разы.

REGNUM: Внедрение в практику системы управления развитием, очевидно, потребует дополнительной мобилизации специалистов, потому что это совершенно новая задача, которая раньше не стояла перед нашими управленцами. Откуда возьмутся квалифицированные кадры?

Вообще-то специалистов по развитию нигде в мире не готовят. Мы предполагаем, основываясь на опыте, что сам процесс разработки стратегий уже является обучающим. В процессе разработки стратегии организуется коммуникационная площадка между властной элитой, бизнес-сообществом и экспертным сообществом данного региона. За 6-8 месяцев совместной работы, особенно если проводятся оргдеятельностные игры, это очень способствует изменению менталитета и обучению администрации. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что не только разруха, но и развитие начинается в головах - если там изменяется вектор развития, то можно работать в этом направлении. А пока этого нет, никакие дипломированные специалисты не помогут.

REGNUM: Когда речь заходит о выработке федеральной Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации в Минрегионе применяют такое выражение: "Стратегию должны написать сами регионы". Значит ли это, что цели развития на федеральном уровне будут выводиться из региональных разработок, то есть традиционная пирамида целеполагания, работающая сверху вниз, будет перевернута?

Это двусторонний процесс. Понятно, что национальные интересы определяются высшим руководством страны. Это никто не отменял. Исходя из национальных интересов определяются национальные цели. Один из вариантов, предлагаемый нами - создание макрорегиона "Россия" и подцель - капитализация регионов. Дальше, исходя из этого, мы на федеральном уровне должны прописать рамочную стратегию, а субъекты - уже в другом масштабе, на предпроектном уровне - должны разрабатывать свои стратегические документы.

REGNUM: Если в рамках реализации ваших предложений удастся перейти к восприятию региона как активного субъекта развития, для России это будет исторический перелом сознания...

Разумеется. При этом, как ни странно может показаться на первый взгляд, управляемость страны повысится - именно за счет технологичности.