Талех Зиядов: Мирный процесс в Карабахе: что дальше?

Баку, 12 марта 2006, 11:47 — REGNUM  Прошедший в прошлом месяце в Париже очередной раунд переговоров между Арменией и Азербайджаном, на котором была предпринята попытка разрешить восемнадцатилетний карабахский конфликт, закончился безрезультатно. Посредники из Минской группы ОБСЕ, представляющие Францию, Россию и США, стали безмолвными свидетелями того, как президент Армении Роберт Кочарян и президент Азербайджана Ильхам Алиев тщетно попытались прийти к соглашению по "рамочному документу", который должен был стать основой для будущих переговоров.

Так называемый "Пражский процесс", продолжающийся уже более двух лет, достиг своей кульминации в Париже. Переговоры показали, что с точки зрения сегодняшней политической реальности и ситуации на Южном Кавказе, Армения и Азербайджан не готовы подписать соглашение в 2006 году. Это неожиданно стало ясно, когда два президента не смогли договориться по вопросам безопасности, самоопределения и территориальной целостности.

Переговоры провалились не впервые. Но в этот раз они еще и похоронили все надежды на мирное разрешение конфликта в ближайшее время. В результате, многие западные политики, эксперты и рядовые граждане с одинаковым беспокойством задумались о будущем карабахского урегулирования.

Как бы это ни казалось циничным, у карабахского процесса нет радужных перспектив. Из всех возможных сценариев развития ситуации есть три основных: сохранение статуса-кво, новая война или разрешение конфликта в рамках принципа территориальной целостности. Несмотря на то, что последний вариант является ключом к долгосрочному миру в регионе, в отсутствие давления со стороны международного сообщества два первых варианта, скорее, возобладают над третьим.

Вариант сохранения статуса-кво выглядит наиболее реальным до 2008 года, когда в обеих странах пройдут президентские выборы. Это, однако, не означает, что политический, экономический и военный процессы в Армении и Азербайджане будут протекать гладко.

Армения уже пригрозила, что в случае, если переговоры провалятся, Ереван может признать суверенитет самопровозглашенной и не признанной мировым сообществом так называемой Нагорно-Карабахской Республики. Азербайджан, со своей стороны, повторил, что если переговорный процесс окончится неудачей, Баку будет использовать все возможные средства, включая военный вариант, чтобы восстановить территориальную целостность страны.

Более того, во время периода статуса-кво, Армения по-прежнему останется в изоляции от региональных энергетических и транспортных проектов, а Азербайджан утроит или даже учетверит свой военный бюджет за счет доходов от экспорта энергии. Растущая экономическая и военная мощь приведут к тому, что у Азербайджана будет еще меньше желания согласиться на решения, имеющиеся на сегодняшний день. Растущая самоуверенность и все более громкие требования обеспокоенных беженцев и внутренних переселенцев заставят будущее руководство Азербайджана предпринимать все более активные шаги к решению конфликта с позиции силы. Вопрос уже будет не в том, начнется или нет новая война, а в том, когда она начнется.

Впрочем, ни сохранение статуса-кво, ни новая война не разрешат карабахский конфликт раз и навсегда. Мир и благополучие для армян и азербайджанцев обеспечит только оптимальное предложение - решение, которое будет гарантировать безопасность и самоуправление армянской и азербайджанской общинам Карабаха без нарушения признанных мировых сообществом границ Азербайджана.

Безопасность армян в Карабахе стала главным предметом заботы Еревана. Армения хочет быть уверенной в том, что армянам в регионе будет обеспечена безопасность после вывода армянских войск из Азербайджана. Эта неподдельная забота Еревана, впрочем, принимает оттенок лицемерности и грозит принести неприятности, когда президент Кочарян упорно продолжает отвергать решения, дающие гарантию безопасности карабахским армянам в рамках территориальной целостности Азербайджана.

Если президент Кочарян искренен в своих заявлениях, он должен конструктивно работать в поисках оптимального, а не максимально выгодного решения. Президент Алиев уже заявил, что он готов рассмотреть любые предложения, которые не угрожают территориальной целостности Азербайджана.

В действительности, модель решения для Аландских островов - провинции Финляндии с преимущественно шведским населением, которая обсуждалась в последнее время в армянских и азербайджанских СМИ, может стать хорошей основой для того, чтобы ответить потребностям и Армении, и Азербайджана. Армения сможет получить эксклюзивное право на обеспечение безопасности карабахских армян и решить вопрос об окончательном статусе региона безотлагательно, а Азербайджан - сохранить свою территориальную целостность и вернуть домой своих многочисленных вынужденных переселенцев.

Этот год может стать последней возможностью, когда у армян и азербайджанцев будет шанс на мирное урегулирование конфликта. Недостаток внимания и давления со стороны мирового сообщества, быстро иссякающее взаимное доверие со стороны обеих стран, а также дальнейшие отсрочки в мирном процессе неизбежно сыграют на руку силам, выступающим за военное решение конфликта. Это может привести к непредвиденным действиям, которые могут стать причиной несчастий для обеих стран и всего южнокавказского региона.

Талех Зиядов - выпускник Дипломатической Школы Джорджтаунского Университета, специалист в вопросах энергетики, безопасности и геополитики Каспийского региона и стран Евразии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.