Андрей Исаев усомнился в эффективности национальных проектов
Москва, 11 марта, 2006, 23:25 — ИА Регнум. В субботу, 10 марта в Москве прошел круглый стол Центра социально-консервативной политики на тему "Обновление производственных фондов и экономической инфраструктуры: законодательное и правоприменительное обеспечение инвестиционной модели экономики". Депутаты фракции "Единая Россия" и приглашенные эксперты из министерств экономического блока, научных кругов обсуждали экономическую ситуацию в стране и возможности ее перехода от рентной модели к инвестиционной. Как отметил ведущий круглого стола и руководитель управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов, в преддверии бюджетного процесса на следующий год "у нас должна быть позиция, к которой прислушивались быи во фракции, и в партии по основным показателям бюджета, в том числе по инвестиционному фонду".
Созданный в структуре бюджетных расходов на 2006 г. в размере 70 млрд руб. инвестиционный фонд, отметил аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд, реально не будет полностью израсходован, но будет законтрактирован в том или ином виде. Ограничения на его использование накладывает Бюджетный Кодекс, который требует обязательного применения закона о госзакупках. Та система, которая предусмотрена законом - создание специальной комиссии, выбор подрядчиков - не эффективна, считает Горегляд. Бюджетный кодекс надо менять с тем, чтобы позволить коммерческим организациям по своим процедурам участвовать в инвестировании объектов. В конечном итоге, эффективность расходов бюджетных средств будет выше, заявил он. По мнению Горегляда, "нет важнее проблемы, чем обновление основных фондов". Крайне катастрофическое состояние основных фондов в экономике, более всего нуждающихся в прямых инвестициях, влияет и на уровень инфляции. По словам аудитора СП, немонетарная составляющая почти равна базовой - монетарной - составляющей инфляции. "Когда у нас уровень инфляции был 80% мы могли, используя рычаги денежной политики, снизить ее до 12%. Сегодня мы подошли к рубежу 12%, когда, регулируя тарифы естественных монополий административными методами, не можем решить проблему", - сказал он. Основной механизм по сдерживанию денежной массы - Стабилизационный фонд, размер которого сегодня составляет 1,5 трлн руб., а к 2007 г. он может достичь 2,5 трлн руб. Однако, подчеркнул Горегляд, регулятивные возможности Стабфонда ограничены; возможности по выплате внешнего долга также сокращаются (например, недавно Германия отказалась досрочно принять погашение российского долга). Трагизм ситуации заключается в неспособности государственного аппарата "эффективно тратить эти финансовые ресурсы". Природа источников пополнения Стабфонда, а это нефтяная рента (в основном, НДПИ) и ценовая рента (экспортные пошлины), позволяет часть средств использовать на инвестиционные цели. Речь идет о нефтяной ренте, которая имеет не инфляционный характер. Горегляд обратил внимание на то, что в пополнении Стабфонда могли бы участвовать и газодобывающие компании, сверхприбыли и цена отсечения которых не меньше, чем у нефтяных компаний. "Почему-то к ним более трепетное отношение", - заметил он.
Опасения у аудитора Счетной палаты вызывает реализация национальных проектов. "Эффективность строительства 8 медицинских центров в этом году вызывает серьезные сомнения у подавляющего большинства медицинского сообщества, с точки зрения их целесообразности и влияния на основные параметры в сфере здравоохранения - снижение заболеваемости, продолжительности жизни и др.", - сказал он. Горегляд отметил, что в стране достаточно центров, но их мощности загружены только на половину. При этом, ни одного онкологического центра не предусмотрено, но запланировано много ортопедических центров, заметил он.
В эффективности национальных усомнился председатель комитета Госдумы по социальной политике
Директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Светлана Ганеева, представляя политику МЭРТ в направлении инвестиционной модели экономики, рассказала о предстоящих Лондонском и Петербургском экономических форумах, в которых участвует Россия, а также заметила, что принятый в прошлом году закон о концессионных соглашениях требует совершенствования в части возмещения потерь при уплате НДС в сфере капитального строительства. Ее выступлнение, по-видимому, вызвало некоторое разочарование у председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству
Вопрос об инвестициях - это вопрос о доверии общества государству. Цифры капитальных вложений говорят об отсутствии этого доверия, заметил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин. "Вопрос собственности как ключевой вопрос притока инвестиций не решен. Это не экономический, не технократический, но политический вопрос", - подчеркнул он. По его словам, концессии создавались для ЖКХ, но когда МЭРТ использует тапорный способ для регулирования тарифов в этой сфере, механизм концессий не может работать.