В субботу, 10 марта в Москве прошел круглый стол Центра социально-консервативной политики на тему "Обновление производственных фондов и экономической инфраструктуры: законодательное и правоприменительное обеспечение инвестиционной модели экономики". Депутаты фракции "Единая Россия" и приглашенные эксперты из министерств экономического блока, научных кругов обсуждали экономическую ситуацию в стране и возможности ее перехода от рентной модели к инвестиционной. Как отметил ведущий круглого стола и руководитель управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов, в преддверии бюджетного процесса на следующий год "у нас должна быть позиция, к которой прислушивались быи во фракции, и в партии по основным показателям бюджета, в том числе по инвестиционному фонду".

Созданный в структуре бюджетных расходов на 2006 г. в размере 70 млрд руб. инвестиционный фонд, отметил аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд, реально не будет полностью израсходован, но будет законтрактирован в том или ином виде. Ограничения на его использование накладывает Бюджетный Кодекс, который требует обязательного применения закона о госзакупках. Та система, которая предусмотрена законом - создание специальной комиссии, выбор подрядчиков - не эффективна, считает Горегляд. Бюджетный кодекс надо менять с тем, чтобы позволить коммерческим организациям по своим процедурам участвовать в инвестировании объектов. В конечном итоге, эффективность расходов бюджетных средств будет выше, заявил он. По мнению Горегляда, "нет важнее проблемы, чем обновление основных фондов". Крайне катастрофическое состояние основных фондов в экономике, более всего нуждающихся в прямых инвестициях, влияет и на уровень инфляции. По словам аудитора СП, немонетарная составляющая почти равна базовой - монетарной - составляющей инфляции. "Когда у нас уровень инфляции был 80% мы могли, используя рычаги денежной политики, снизить ее до 12%. Сегодня мы подошли к рубежу 12%, когда, регулируя тарифы естественных монополий административными методами, не можем решить проблему", - сказал он. Основной механизм по сдерживанию денежной массы - Стабилизационный фонд, размер которого сегодня составляет 1,5 трлн руб., а к 2007 г. он может достичь 2,5 трлн руб. Однако, подчеркнул Горегляд, регулятивные возможности Стабфонда ограничены; возможности по выплате внешнего долга также сокращаются (например, недавно Германия отказалась досрочно принять погашение российского долга). Трагизм ситуации заключается в неспособности государственного аппарата "эффективно тратить эти финансовые ресурсы". Природа источников пополнения Стабфонда, а это нефтяная рента (в основном, НДПИ) и ценовая рента (экспортные пошлины), позволяет часть средств использовать на инвестиционные цели. Речь идет о нефтяной ренте, которая имеет не инфляционный характер. Горегляд обратил внимание на то, что в пополнении Стабфонда могли бы участвовать и газодобывающие компании, сверхприбыли и цена отсечения которых не меньше, чем у нефтяных компаний. "Почему-то к ним более трепетное отношение", - заметил он.

Опасения у аудитора Счетной палаты вызывает реализация национальных проектов. "Эффективность строительства 8 медицинских центров в этом году вызывает серьезные сомнения у подавляющего большинства медицинского сообщества, с точки зрения их целесообразности и влияния на основные параметры в сфере здравоохранения - снижение заболеваемости, продолжительности жизни и др.", - сказал он. Горегляд отметил, что в стране достаточно центров, но их мощности загружены только на половину. При этом, ни одного онкологического центра не предусмотрено, но запланировано много ортопедических центров, заметил он.

В эффективности национальных усомнился председатель комитета Госдумы по социальной политике Андрей Исаев. Говоря об инфляции, он отметил, что Минфин всегда выбирает воздействие на такую ее составляющую как рост денежных доходов населения. "Может быть, не направлять все на проекты, которые действительно могут быть не эффективны, а заморозить на несколько лет цены естественных монополий. Это и реальное снижение инфляции, и реальное дотирование населения", - предположил депутат. Он заявил, что госрасходы в бюджете 2007 г. будут только расти - будет добавлен новый национальный проект "Дети России", запланирован "рывок" по зарплатам и пенсиям. "Видимо, не надо удерживать госрасходы. Должны быть иные меры по сдерживанию инфляции", - отметил Исаев.

Директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Светлана Ганеева, представляя политику МЭРТ в направлении инвестиционной модели экономики, рассказала о предстоящих Лондонском и Петербургском экономических форумах, в которых участвует Россия, а также заметила, что принятый в прошлом году закон о концессионных соглашениях требует совершенствования в части возмещения потерь при уплате НДС в сфере капитального строительства. Ее выступлнение, по-видимому, вызвало некоторое разочарование у председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, который удивился, что форумы и выставки - это все, что предлагает правительство в отношении инвестиционной модели экономики, хотя проблема износа основных фондов, в том числе, а также энергетическая безопасность и "усталость плотин", по его словам, очень серьезная.

Вопрос об инвестициях - это вопрос о доверии общества государству. Цифры капитальных вложений говорят об отсутствии этого доверия, заметил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин. "Вопрос собственности как ключевой вопрос притока инвестиций не решен. Это не экономический, не технократический, но политический вопрос", - подчеркнул он. По его словам, концессии создавались для ЖКХ, но когда МЭРТ использует тапорный способ для регулирования тарифов в этой сфере, механизм концессий не может работать.