Для пропуска талых вод через железнодорожное полотно на всей сети российских железных дорог в настоящее время эксплуатируется около 83 тысяч искусственных сооружений, призванных обеспечить безаварийную работу в период ледохода и пропуска весенних вод. Как сообщили ИА REGNUM сегодня, 10 марта, в пресс-службе ОАО "РЖД", путевым хозяйством компании ведутся активные работы по вскрытию и очистке от снега кюветов, нагорных и водоотводных канав, откосов, насыпей и др. Проверяется состояние ливневой канализации на станциях. На всех железных дорогах при необходимости укрепляется земляное полотно. Кроме того, создаются штабы по принятию необходимых мер для обеспечения безопасности и бесперебойного движения поездов в этот период.

Приводится в готовность землеройная техника, вагоны-самосвалы, бульдозеры и экскаваторы. Железные дороги сети запасаются специализированными материалами и инвентарем (щебень, круглый лес и другие материалы). К концу марта на сети железных дорог будут сформированы около 450 специальных противоразмывных поездов. Проводятся осмотры водохранилищ и плотин на предмет их надежности для исключения возможного ущерба железнодорожному транспорту. При необходимости принимаются дополнительные меры по их укреплению от прорыва. Проводится инструктаж всех локомотивных бригад по ведению поездов в местах вероятного размыва, скальных обвалов и деформаций земли. С местными органами власти и территориальными структурами МЧС прорабатываются схемы взаимодействия с целью предотвращения и ликвидации повреждения объектов железнодорожного транспорта при пропуске паводковых вод.

По данным гидрометеорологических наблюдений, высота снежного покрова на сети железных дорог России значительно превышает среднюю многолетнюю норму. Так, на Куйбышевской, Приволжской, Западно-Сибирской, северной части Дальневосточной, Забайкальской железных дорогах высота снежного покрова в 1,5-2 раза выше средней многолетней нормы, на Северо-Кавказской - в 3-3,5 раза. Кроме того, согласно прогнозам, прирост снежного покрова в феврале - марте 2006 года на Северной, Горьковской, Свердловской, Западно-Сибирской железных дорогах составит 40-50%, а на Дальневосточной и Сахалинской железных дорогах 60-70%. Вместе с тем практически на всей территории России наблюдались аномально-низкие температуры, приведшие к глубокому промерзанию грунтов и значительному увеличению толщины льда на реках. По предварительным данным дневные температуры марта 2006 года будут несколько выше средней многолетней нормы, что вызовет активное снеготаяние при минимальном впитывании воды в промерзший грунт. Вследствие этого прогнозируется возникновение многочисленных заторов у мостовых переходов и работа отверстий труб и малых мостов с максимально расчетным, для этих сооружений, расходом воды. Все это создает благоприятную гидрологическую обстановку для развития весной 2005 года высокого паводка, перенасыщения земляного полотна талыми водами и подтопления станционных путей.