Преобразования в системе муниципального самоуправления, предусмотренные законодательством, прошли для Ставрополья без потрясений. Этот факт губернатор Ставропольского края Александр Черногоров назвал главным итогом реформы местного самоуправления, начатой в Ставропольском крае с 1 января 2006 года. Итоги первого года реформы подведены на общем собрании членов Союза муниципальных образований Ставропольского края 10 марта, передали корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора края.

Общий объем расходов местных бюджетов вместе с субвенциями на исполнение отдельных госполномочий в 2005 году по сравнению с 2004 годом вырос почти в два раза, а его доля в консолидированном бюджете края составила около 55%, тогда как в 2004 году едва превышала 30%. Укрепился имущественный комплекс местного самоуправления. В связи с реформой в муниципальную собственность уже передано более 4 тысяч объектов недвижимости, в том числе почти тысяча юридических лиц, - это учреждения образования, культуры, здравоохранения, отдельные унитарные предприятия.

Возрос интерес населения к местному самоуправлению. В прошедшем году в условиях действия 131-го Федерального закона были проведены две крупные выборные кампании в органы местного самоуправления: в апреле состоялись выборы более чем в 60-ти муниципальных образованиях края, в декабре - в 85-ти. На каждую должность главы муниципального образования претендовали в среднем по краю почти по 5 кандидатов, на одно депутатское место конкурс составил 2,5 кандидата.

"На муниципальном поле прошли действительно ощутимые преобразования, - отметил губернатор, - и в то же время, в новых условиях край столкнулся и с новыми проблемами".

Так разграничением имущества краевое руководство занимается уже полтора года, и эта работа до сих пор не закончена. Наиболее сложным оказалось разграничить имущество жилищно-коммунального комплекса, поскольку инженерные сети, как правило, обслуживают группу поселений, расположенных иногда в нескольких муниципальных районах.

Неоднозначную реакцию органов местного самоуправления вызвали решения о передаче из краевой собственности объектов водоснабжения и электроснабжения. С одной стороны - это те объекты, которые по закону могут быть в муниципальной собственности, с другой стороны - вызывает беспокойство предполагаемый рост тарифов, которые удавалось сдерживать краю за счет перекрестного субсидирования, а так же отсутствие достаточной материальной базы для обслуживания данных объектов. По мнению главы региона, эта проблема могла быть решена ещё в первом полугодии прошлого года, если бы депутаты краевой Государственной Думы поддержали инициативу правительства края об акционировании краевых ГУПов со 100-процентным капиталом края и последующей передачей имущества в долях органам местного самоуправления. При таком варианте удалось бы сохранить единство имущественного комплекса и, обеспечить участие местных органов власти в управлении активами.

Другая проблема - низкая финансовая обеспеченность расходных полномочий местного самоуправления. Общий объем местных бюджетов увеличился. Но нужны и другие меры, чтобы большинство муниципальных образований стали самодостаточными и были заинтересованы в повышении налогового потенциала на своей территории, могли активно влиять на налоговую политику. Без существенной корректировки налогового и бюджетного законодательства ситуацию в полной мере не исправить.

Губернатор не согласен с тем, что все проблемы на местах связывают с реформой местного самоуправления: изношенность сетей и зданий, низкая материальная база учреждений образования и здравоохранения, плохое состояние дорог и так далее. Эти проблемы являются следствием недостаточного финансирования соответствующих отраслей, и они накапливались годами. Другое дело, что закон, разграничив полномочия и четко определив, кто должен теперь заниматься указанными вопросами, возложил это бремя исключительно на органы местного самоуправления. Однако специальных нормативов и методик, которые бы учитывали реальные потребности муниципалитетов в финансировании каждого из полномочий, не предусмотрел.