"Красноярск подвел результаты бюджетной реформы".

(Коммерсантъ. 10.03.06. М.Мишкин)

На этой неделе подведены итоги исполнения бюджета Красноярского края за 2005 год. Запланированные доходы краевого бюджета (40,2 млрд. руб.) были исполнены на 99,5 %, расходы (43,6 млрд. руб.) - на 98,8 %. Дефицит регионального бюджета составил 8,4% от уровня доходов, что значительно ниже законодательно разрешенных 15%. Таким образом, прогнозы скептиков, предрекавших существенный рост финансовых проблем края в связи с бюджетной реформой, не оправдались.

По мнению властей края, поставленные бюджетом задачи были полностью реализованы, даже, несмотря на то, что, по мнению руководителя департамента финансов администрации региона Александра Новака, "прошедший год для бюджета края был непростым", в первую очередь из-за реформы межбюджетных отношений, начавшейся в 2005 году. В связи с реформой межбюджетных отношений "на долю краевого бюджета выпали дополнительные полномочия": субъектам федерации передана значительная часть расходных обязательств местных бюджетов и дополнительные полномочия, ранее обеспечиваемые федеральным бюджетом. В частности, с федерального на краевой уровень было перераспределено финансирование детских пособий, профтехучилищ, льгот для ветеранов. Кроме того, по словам господина Новака, в прошлом году краевой бюджет профинансировал всю социальную сферу, общественную безопасность и субсидии на услуги ЖКХ местных бюджетов.

А на федеральный уровень были "дополнительно перераспределены налог на прибыль в размере 1,5 % от ставки зачисления в субъекты федерации и водный налог". В результате всех этих преобразований на краевой бюджет в 2005 году было перераспределено около 4 млрд. руб. дополнительных расходов.

Как и в прошлые годы, основными источниками средств в бюджете являются крупные финансово-промышленные группы. Заместитель губернатора отметил их заслуги отдельно - так ГМК "Норильский никель" пере числила в консолидированный бюджет края 25 млрд. руб., что, впрочем, было обусловлено в основном "высокими ценами на металлы". Среди других важных налогоплательщиков оказались Сибирская угольно-энергетическая компания, ОАО РЖД, "Русский алюминий", компании группы РАО "ЕЭС России". А новым крупным плательщиком в бюджет стала компания "Транснефть". Если в 2004 году она перечислила краю 200 млн. руб., то в 2005 году - уже 1 млрд. руб.

Господин Новак с удовольствием отметил, что "в течение года удалось продуктивно поработать с федеральным бюджетом. Безвозмездные поступления от федерации составили 4 млрд. руб. Львиная доля этих поступлений ушла на ремонт и строительство автодорог, в том числе на строительство объездной дороги вокруг Красноярска, на которую было выделено 800 млн. руб.". Впрочем, краевые финансисты обнаружили и новые источники дохода. Так, по словам господина Новака, 32 из 57 муниципальных образований (городов и районов) в Красноярском крае завершили 2005 год с профицитом бюджета.

Ранее в регионе насчитывалось не более восьми-девяти территорий-доноров - теперь департамент финансов "изучит этот феномен и определит, закономерен ли такой процесс, или бюджетный профицит районов является лишь благоприятным стечением обстоятельств". Среди же запланированных мероприятий по покрытию бюджетного дефицита помимо федерального трансферта выделяется удачное управление региональным долгом. Сейчас край выпускает займы под 9-10% годовых. В результате в 2005 году на обслуживание государственного долга край потратил порядка 600 млн. руб. - на 200 млн. руб. меньше запланированного. Поэтому за последние три года доля государственного долга в бюджете края снизилась с 40% до 25%, что значительно ниже установленной Бюджетным кодексом предельной нормы в 100%.

Впрочем, исполнение бюджета-2006, вопрос о котором будет вынесен на ближайшую сессию регионального парламента, может оказаться значительно сложнее.

Проблема в том, что бюджет Красноярского края принимался с учетом роста оплаты населением коммунальных платежей в среднем по региону в размере 36%, а на федеральном уровне было введено ограничение в 20%. Из-за этого краевым властям придется изыскивать дополнительно около 1, 3 млрд. руб.

При этом, по словам Александра Новака, "вопрос о федеральных компенсациях Красноярскому краю дополнительных расходов на ЖКХ до сих пор не решен". "Проблема не только в ЖКХ, - отмечает источник "Ъ" в законодательном собрании края. - Исполнить бюджет 2006 года будет намного сложнее, чем предыдущий.

Впереди - год выборов (весной 2007 года состоятся выборы в региональный парламент нового Красноярского края, объединившегося с Таймыром и Эвенкией. - "Ъ"), поэтому деньги будут нужны всем. Аграрии будут митинговать, коммунальщики, как обычно, - ложиться на рельсы. Чиновникам придется изыскивать как минимум до 2 млрд. руб. дополнительно".

"Хотя итоги и предварительные...".

("Красноярский рабочий", 10.03.06, Елизавета Григорьева)

Александр Новак, заместитель губернатора Красноярского края, руководитель департамента финансов, сообщил о предварительных итогах исполнения бюджета края в 2005 году. Впрочем, он уточнил, что предварительные итоги будут очень близки к окончательным, и их подведение намечено на 25 апреля на очередной сессии Законодательного Собрания.

Бюджетная деятельность администрации края в 2005 году шла в рамках федеральной реформы по разграничению полномочий между уровнями бюджетной системы. В частности, краевой бюджет получил дополнительные расходные полномочия по выплате детских пособий, финансовому обеспечению профессионально-технических училищ, а также по исполнению Закона о ветеранах. В прошлом году было проведено перераспределение полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Милиция общественной безопасности, социальная сфера, субсидии на жилищно-коммунальные услуги перешли на обеспечение из краевого бюджета.

В целом доходы края составили 60,4 миллиарда рублей, расходы - 64,8 миллиарда. По доходам план был выполнен на 99,5 процента, по расходам - на 98,8 процента. По словам Новака, это очень хорошие показатели, поставленные задачи полностью решены - были профинансированы все расходы, предусмотренные законодательством. Одним из главных достижений, по мнению руководителя департамента, стала ситуация по заработной плате бюджетников: нет задолженности, декабрьская зарплата была выдана людям в конце года. Муниципальные образования получили 98,6 процента от запланированных субвенций, дотаций и субсидий, необходимых для выполнения законов Красноярского края. 32 из 57 муниципальных образований исполнили собственные бюджеты с профицитом. Бюджет был дефицитным, но дефицит составил чуть более восьми процентов, тогда как закон разрешает до 15 процентов. Дефицит был покрыт частично за счёт остатков 2004 года (около полутора миллиардов), около 300 миллионов взяли взаймы в банках, и на три миллиарда рублей был выпущен облигационный заём Красноярского края со сроком погашения в течение трёх лет. Облигационные займы, пояснил Александр Новак, являются более выгодными по сравнению с привлечением банковских кредитов.

По сравнению с 2004 годом вдвое увеличилось поступление средств из федерального бюджета. Большая часть из четырёх федеральных миллиардов пошла на ремонт и строительство дорог, в частности на трассу М-53 было направлено 700 миллионов рублей.

"Красноярцы штурмуют Европу".

("Красноярский рабочий", 10.03.06)

Глава красноярской авиакомпании "Красэйр" Борис Абрамович рассказал об итогах своего участия в официальном визите президента РФ в Венгрию.

Он отметил продуктивность данного визита и открытость венгерской стороны для сотрудничества. А также рассказал о твёрдом намерении красноярского перевозчика участвовать в очередном тендере на покупку национальной венгерской авиакомпании Malev, который, по предварительным данным, состоится в мае этого года.

"В конкурсе будут участвовать такие крупные авиаперевозчики, как LOT (Польша) и Swiss (Швейцария). Но мы серьёзно настроены на победу", - заявил Борис Абрамович. Для "Красэйр" и альянса перевозчиков, созданного в 2004 году по инициативе красноярцев, Malev станет "окном в Европу".

"У нас уже сформирована эффективная сеть маршрутов на востоке страны, в Сибири, южной части России, а также в странах СНГ. Malev позволит нашим пассажирам, летящим на Запад, попасть в крупные города Европы", - сообщил генеральный директор "Красэйр".

"Шантаж средь бела дня".

("Красноярский рабочий", 10.03.06, Владимир Павловский)

Известную в нашем крае чету Гуровых в последнее время преследуют неприятности. Я не о сгоревшей недавно канской даче - они эту потерю и оплакивать, кажется, не стали, поскольку по сравнению с коттеджем под Красноярском это так - сараюшка какая-то. Гуровых преследуют неприятности в виде законов. На днях возглавляемую главой семьи мэрию Канска поправило антимонопольное управление. Основанием для возбуждения сразу двух дел по признакам нарушения закона "О конкуренции..." послужили заявления 26 перевозчиков. Три с лишним месяца назад руководство города потребовало от них "в течение 2006 года рассмотреть возможность замены автобусов марки ПАЗ автобусами большей вместимости городского типа". Такую острую необходимость чиновники объяснили "критической обстановкой в обеспечении безопасности дорожного движения в результате увеличения количества автобусов малой вместимости". Мол, тесно стало на канских дорогах. Перевозчикам предложили подписать гарантийные обязательства, согласно которым каждый из них должен был заменить автобусы добровольно. В феврале 2006 года мэрия сочинила ещё одно письмо, где было указано, что "последующее перезаключение договоров на осуществление коммерческих перевозок будет осуществляться с владельцами, имеющими автобусы большей вместимости".

Вот так, с кондачка, захотелось Гурову поменять частный автобусный парк, будто свою персональную машину. Естественно, мэрию поправили. Антимонопольщики квалифицировали действия администрации Канска как нарушение закона "О конкуренции..." и выдали предписание отозвать письма. Остудит ли это горячую голову Сергея Гурова?

Меж тем жена его Наталья тоже недовольна антимонопольным управлением. А всё потому, что возглавляемая ею "Розпечать", владеющая сетью киосков по всему Красноярску, встала на путь вымогательства. Мало заботясь собственно о продаже периодики, там поставили перед издателями условие: за каждую газету и журнал надобно перечислить наперёд по тридцать тысяч рублей. Не желаете - вот вам порог!

Естественно, не все поддались такой наглости. И получили, что называется, по заслугам. Теперь вы не найдёте в киосках "Розпечати" ни "Красноярской недели", ни "Садов Сибири", ни "Сибирских разносолов", ни "Сибирячки". Без всяких письменных отказов руководство "Розпечати" просто перестало их брать в реализацию. Мол, невыгодно. Остаётся пока "Красноярский рабочий", но и он может внезапно оказаться у Гуровой в пасынках.

Выходит, что автобусы, газеты, журналы - звенья одной цепи, позволяющей шантажировать и предпринимателей, и весь честной люд. Остаётся только надеяться, что на шантажистов найдётся-таки управа. Хотя бы в виде антимонопольного управления.