"Владимир Коган - новая сила", так называется статья в газете Russia Intelligence. Внимание к этой газете в российских СМИ возникло в связи с сообщениями о покупке Владимиром Коганом российских долгов печально известной фирме Noga. С учетом повышенного интереса к теме ИА REGNUM публикует перевод статьи Russia Intelligence полностью.

21 февраля российские СМИ опубликовали слух о том, что Владимир Путин собирается назначить нового вице-премьера, призванного поддержать премьера Михаила Фрадкова. В прессе упоминалось имя Владимира Когана, давнего друга российского лидера еще с питерских времен, а сейчас - известного банкира и заместителя директора Росстроя (Федеральное агентство по строительству).

К моменту публикации этого выпуска Russia Intelligence ни Кремль, ни премьер Фрадков не объявили об этом решении. Но даже учитывая, что в прессе упоминаются другие возможные кандидаты на должность (в частности, министр экономического развития и торговли Герман Греф, Владимир Якунин, глава АО РЖД, или Сергей Нарышкин, руководитель аппарата правительства РФ), имя Когана в этом списке представляет больший интерес, поскольку это проливает свет на осторожную и относительно неизвестную персоналию, чья роль в окружении Путина является более значительной, чем могут подумать многие.

Коган уже знаком читателям Russia Intelligence. Недавно мы писали о его участии в поднадоевшем деле Noga, которое стало причиной конфликта между Российской Федерацией и израильским бизнесменом Нессимом Гаоном. Тот факт, что Коган является представителем России в общении с Гаоном по такому сложному делу, затрагивающему далеко идущие финансовые последствия, указывает на его влияние в Кремле и в правительстве. Все это наталкивает на мысль о том, что не так уж просто определить здесь, на основании чьих приказов он действует - министра финансов Алексея Кудрина или прямо из Кремля.

42-летний уроженец Санкт-Петербурга, Коган является выпускником Ленинградского технического института по специальности инженер автотранспорта. В 1990 он занялся бизнесом, создав торговую компанию, Петровский торговый дом. Как и большинство бизнесменов в то время, он стремился в банковскую систему, и ему пришлось потратить немного времени на то, чтобы достичь желаемого - высокого поста в Санкт-Петербургском отделении Промстройбанка. Начиная с 1992 года, он постепенно получил контроль в руководстве, став председателем наблюдательного совета в 1996. Эта скрытая "приватизация" Промстройбанка прошла с благословения тогдашнего вице-мэра - Путина.

С тех пор они стали друзьями. Что касается банка, у него тоже появились влиятельные друзья: в 1995 ему был предоставлен кредит на 100 млн долл от Всемирного Банка, а ЕБРР и консорциум иностранных банков выделили ему еще 25 млн долл через год после этого.

В оставшиеся годы 90-х Коган усилил свою позицию как "банкира Санкт-Петербурга", привлекая другие активы в орбиту Промстройбанка, такие как Банк Санкт-Петербург и Банк Петровский, входивший в МДМ-Груп. Эти организации, без сомнения, правили бал в финансовых делах города и крупных финансовых корпораций, хотя санкт-петербургские банки достаточно скромны в размерах по сравнению с крупнейшими российскими банками.

Ситуация неожиданно изменилась в 2005 году, когда Коган продал Промстройбанк Внешторгбанку за сотни миллионов долларов. Президент Внешторгбанка, Андрей Костин, близок Путину (и даже решил перевести головные офисы своих организаций из Москвы в Санкт-Петербург). Что касается Банка Санкт-Петербург, похоже, он попал в руки семьи Матвиенко, состоящей из матери Валентины - губернатора города, и ее 31-летнего сына Сергея, которые вполне серьезно подумывают о том, как превратить его в муниципальный банк.

Избавившись от Промстройбанка, Коган сконцентрировал свое внимание на политической арене. Вначале он был назначен директором санкт-петербургского отдаления Росстроя и стал отвечать за строительство крупного гидротехнического комплекса по предотвращению наводнений в российской северной столице стоимостью 243 млн долл. В начале этого года он был повышен до федерального уровня, став правой рукой директора Росстроя Сергея Круглика и получив в управление значительные денежные потоки.

Если Коган не станет членом правительства в ранге вице-премьера, отвечающего за естественные монополии (по слухам, именно на этот пост его прочили), многие полагают, что он вскоре получит место в Совете Федерации, либо станет губернатором, либо преемником Андрея Казьмина на посту главы Сбербанка, крупнейшего банка страны.

Учитывая его послужной список и близость к Путину, остается мало сомнений в том, что для Когана вскоре будет найдена должность, соответствующая его статусу. А это означает, что в питерский клан в окружении российского президента будет добавлена еще одна фигура.