Постановление кабинета министров Украины № 112-Р, согласно которому 3 марта 2006 года украинские таможенные посты прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней, что привело к экономической блокаде Приднестровской Молдавской Республики, прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель Российско-приднестровского информационно-аналитического центра (РПИАЦ) Алексей Мартынов.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете действия правительства Украины в отношении Приднестровья?

У украинских властей не выдержали нервы в напряженном переговорном процессе по приднестровскому урегулированию. Режим экономической блокады Приднестровья, или, как это называют на Украине, "новые правила таможенного оформления грузов, проходящих через Приднестровье и следующих из Приднестровья", является на самом деле инструментом для усиления украинского влияния в переговорном процессе и ослабления роли России как страны-гаранта.

До этого Украина откладывала на неопределенный срок вступление в действие соглашения между правительствами Украины и Молдавии о таможенной регистрации приднестровских грузов в Молдавии, используя это как повод для шантажа и оказания давления на ПМР. Но теперь, у кого-то в украинском руководстве, или у всех разом, не выдержали, как я уже сказал нервы, и это произошло.

ИА REGNUM: Нет ли, на ваш взгляд, связи между решением не открывать избирательные участки для украинских граждан, проживающих в ПМР, которое было принято накануне и постановлением украинского правительства № 112-Р?

Ситуативно это, безусловно, связано. Но, я не думаю, что это были хорошо продуманные и спланированные действия. Скорее это следует рассматривать, как какие-то поспешные ответные меры на жесткость приднестровской позиции в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию.

ИА REGNUM: К каким последствиям для экономики республики уже привела блокада Приднестровья?

По той причине, что поток грузов как из ПМР, так и в ПМР, а также транзит через Приднестровье остановлены, за эти дни приднестровский бюджет уже потерял около $10 млн. Но, я уверен, что приднестровцы в этой ситуации будут стоять до конца, даже если окажутся в осадном положении.

ИА REGNUM: Вы говорите, что постановление украинского правительства имело целью усилить роль Украины в переговорном формате, однако 4 марта МИД ПМР в своем заявлении поставил под сомнение право Украины выступать в качестве страны-гаранта в приднестровском урегулировании...

В данной ситуации действия украинского правительства можно охарактеризовать словами посла РФ на Украине Виктора Черномырдина - "хотели как лучше, а получилось, как всегда". Это далеко не первый случай такой бездарной и недальновидной политики украинских властей.

Так или иначе, этими своими действиями Украина фактически отозвала свою подпись под Меморандумом 1997 года и перестала быть страной-гарантом в приднестровском урегулировании, а стала участником конфликта. Меморандум 1997 года гарантирует Приднестровью самостоятельность его внешнеэкономической деятельности, и молдавские власти сколько угодно могут говорить об отсутствии механизмов, осуществляющих положения Меморандума, это проблема не ПМР, а стран-гарантов в приднестровском урегулировании, и Украины в том числе.

Все происходящее отчетливо иллюстрирует тот факт, что президент Украины Ющенко совершенно не контролирует ситуацию в стране. В своих заявлениях он неоднократно гарантировал соблюдение прав всех украинских граждан, в том числе и проживающих в Приднестровье, в то же время правительство, МИД и таможня Украины своими действиями опровергают заявления президента.

По сути, Ющенко пополнил количество недоговороспособных лидеров государств СНГ, я имею в виду президента Молдавии Воронина и президента Грузии Саакашвили. Теперь с Ющенко, как и с вышеуказанными политиками, нельзя иметь дело никому и ни при каких обстоятельствах.

ИА REGNUM: На чью поддержку может рассчитывать Приднестровье в этой ситуации?

Думаю, что в этой ситуации ПМР поддержат страны "СНГ-2", входящие в так называемый клуб непризнанных государств - Абхазия, Южная Осетия, Карабах. Безусловно, Россия окажет поддержку Приднестровью, с учетом хотя бы того, что в ПМР проживают около 100 тыс российских граждан. Тем более, если эта блокада приведет к гуманитарной катастрофе со всеми вытекающими из этого последствиями - дефицитом продуктов, беженцами и т.д., Россия как страна-гарант окажет гуманитарную помощь ПМР.

Крупнейшие предприятия Приднестровья принадлежат российскому капиталу, поэтому и Российский союз промышленников и предпринимателей, и Торгово-промышленная палата России примут свое участие в решении этой проблемы.

Уверен, что и Госдума РФ, которая тесно взаимодействует с ВС ПМР, сделает заявление по этому поводу. Что касается конкретных действий, то Россия может в ответ на блокаду Приднестровья применить аналогичные и, даже более жесткие, санкции в отношении Украины - ввести жесткий запрет на украинские грузы, проходящие через российскую границу. Хотя бы с той точки зрения, что, как я уже сказал, российский капитал и российские граждане также страдают от действий украинских и молдавских властей.

ИА REGNUM: Какой, на ваш взгляд, будет реакция мирового сообщества на блокаду Приднестровья?

Реакция "мирового сообщества" уже есть: Генеральный секретарь Совета Евросоюза Хавьер Солана 6 марта заявил, что он приветствует "начало реализации Совместного заявления премьер-министров Молдовы и Украины от 30 декабря 2005 года" и призывает "самопровозглашенные приднестровские власти не препятствовать регистрации".

Очевидно, что реакция мирового сообщества на эту проблему должна исходить из принципов защиты демократии, прав человека и норм международного права, но уже в который раз приходится констатировать, что так называемое международное сообщество в лице Запада исповедует в своем подходе к приднестровской проблеме политику двойных стандартов, очередным свидетельством чего является вчерашнее заявление Соланы.