Ситуацию с реформированием энергетического комплекса Украины, прокомментировал 6 марта 2006 года корреспонденту ИА REGNUM эксперт Александр Един:

"Экспортные поставки по заниженным ценам всегда вызывают вопросы. Экономическая целесообразность торговли себе в убыток порождает неизбежные подозрения в личной заинтересованности людей, причастных к этим сделкам. Я не исключаю, что продажа электроэнергии в Молдавию по ценам ниже, чем для украинских потребителей, может заинтересовать правоохранительные органы Украины. Тем более, что поставки электроэнергии по заниженной цене для Молдавии проходили именно в период резко возросшего спроса на электроэнергию в самой Украине во время резких холодов. Всё это выглядит, по меньшей мере, странно. Поэтому высказанные украинским политологом Романом Игнатовичем обвинения в адрес украинских и молдавских чиновников могут иметь под собой основания.

Главная проблема энергетического комплекса Украины, как верно указали аналитики ЗАО "Ренессанс Капитал" в своем исследовании "Украинская электроэнергетика. Игра в реформу", связана именно с тем, что комплекс практически полностью принадлежит и контролируется государством, которое к тому же плохо управляет энергосистемой. Например, вместо того, чтобы стимулировать использование более дешёвых источников энергии, таких как атом и газ, энергосистемы Украины фактически субсидируют низкоэффективную угольную промышленность. В результате потребители вынуждены завышенной ценой оплачивать не столько энергию, сколько поддерживать своими деньгами неэффективные отрасли. Неэффективная, наполовину обанкротившаяся энергосистема является тормозом украинской экономики, но за 15 лет сформировался узкий круг людей и структур, научившихся извлекать личную прибыль из бедственного положения украинской энергетики. Энергетический комплекс Украины в том виде, в котором он существует, сейчас дает много возможностей для различных афер и махинаций.

Прошлогодние заявления Ющенко о ликвидации подотчетной Минтопэнерго Украины Национальной акционерной компании "Энергетическая компания Украины" (НАК ЭКУ) и концепция реформирования и приватизации отрасли, скорее всего так и будут существовать только на бумаге. Так будет до тех пор, пока решения о путях реформ будут принимать те, кто лично заинтересован в их срыве.

И пока эта ситуация не будет в корне переломлена, говорить о реформировании отрасли просто бессмысленно. Во всяком случае, до выборов в Верховную Раду Украины. Если после выборов на Украине будет сформировано сильное правительство, способное не только противостоять коррупционерам, но и убедить народ в необходимости реформ, то тогда концепция реформирования энергетического комплекса возможно и перестанет быть бесполезным листом бумаги.

Обязательным пунктом реформирования энергетики является приближение отпускных цен к уровню рентабельности. В этой связи абсурдная с точки зрения экономики сделка с Молдавией, в результате которой молдавские потребители платят за электричество меньше, чем сами украинцы, является свидетельством того, что задача реформирования энергосистемы не стоит в повестке дня украинской власти. Более того, эта сделка, в результате которой украинские потребители фактически платят за молдаван, усугубляет не только ситуацию в украинской электроэнергетике, но и создает почву для социального недовольства.

И пока украинские власти не объяснят, чем они руководствовались, подписывая такое невыгодное для своей страны соглашение, предположения о коррупционной заинтересованности будет звучать снова и снова".