Ведение государственного регистра персональных данных населения России и присвоение каждому физическому лицу "индивидуальных и постоянных" идентификаторов воспринимается неоднозначно не только в обществе, но и в органах власти. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 6 марта комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству с участием правовых управлений правительства и нижней палаты парламента, представителей ФСБ и других заинтересованных сторон провел обсуждение новой редакции двух самых спорных статей законопроекта "О персональных данных", но кроме общего понимания, что статьи нужно менять, окончательного решения по их формулировке достичь не удалось.

Председатель комитета Владимир Плигин уверен, что какая-то форма реестра населения нужна, открытым остается вопрос о его форме - централизованной или децентрализованной. "Можем ли не закрепить этот вопрос на федеральном уровне?", - обратился к собравшимся глава комитета. Напомним, что Плигин высказывал предположение сохранить в законопроекте понятие "государственного регистра", сделав отсылку на специальный федеральный закон. Члены комитета из фракции "Родина" Александр Чуев и Александр Крутов считают, что такая статья вызовет максимальный общественный и минимальный правовой эффекты, не обеспечит защиты прав человека, предусматриваемой этим законопроектом, и ее необходимо целиком исключить. Когда представители правительства предложили регулировать этот вопрос на уровне своих постановлений, это вызвало протест думцев, которые не захотели, чтобы такая глобальная проблема решалась на уровне подзаконных актов. По словам Плигина, если статья будет полностью исключена, это будет означать запрет на госрегистр. Если она останется, но в новой редакции, то нужно будет детально прописать финансирование ведения регистра, подчеркнул он.

Что касается идентификаторов, которые, отметим, не определены в понятийном аппарате законопроекта, то здесь позиции разошлись уже внутри Думы. Так, Владимир Плигин отметил, что некие цифро-буквенные коды все равно будут нужны, поэтому можно воспользоваться этим законом, чтобы дать в нем их определение, а правовое управление ГД рекомендует исключить статью, чтобы не разжигать еще больше протестные настроения в отношении закона. Зато думцы единодушно раскритиковали правительственную поправку, которая, по общему мнению, не меняет первоначальный вариант законопроекта. Предлагалось в новой редакции записать, что "государственные органы и органы местного самоуправления могут присваивать уникальные и постоянные идентификаторы персональных данных, используемые для обозначения принадлежности персональных данных конкретному лицу". При этом представители правительства подчеркнули, что "в этой редакции они развернули вектор защиты на то, что сейчас нарушено", утверждая, что идентификаторы уже используются разными операторами информационных систем, но сегодня этот вопрос не регулируется законодательством. Впрочем, по их словам, понятия "уникальные и постоянные" могут быть изложены в другой редакции. Они согласились с депутатом Чуевым, что в течение жизни человек может менять фамилию и имя, а значит, идентификатор его персональных данных не может оставаться постоянным.

Отметим, что представитель комитета по безопасности заявила, что исключать статью об идентификаторах опасно, так как это выводит понятие за рамки правового поля и лишает государство возможностей по защите персональных данных. Идентификаторы - это квази-персональные данные, они помогают быстрее найти, скопировать персональные данные человека, поэтому надо определить в законе требования к их использованию, подчеркнула представитель аппарата комитета по безопасности. "Почему вы считаете, что это нарушает нашу ментальность? Мы же имеем медицинскую карту с номером, билет в Ленинскую библиотеку, с определенным цифро-буквенным кодом?", - обратилась она к Чуеву и Крутову, которые мотивируют свой протест, главным образом, отсутствием четкого определения идентификаторов, а значит и обещанной защиты государством прав субъектов персональных данных.

Окончательная редакция законопроекта "О персональных данных" во втором чтении, как ожидается, будет готова на заседании комитета 9 марта.