В редакцию ИА REGNUM поступил комментарий председателя партии "Родина" Дмитрия Рогозина относительно блокады Приднестровья. Напомним, что 3 марта, в 13 часов по местному времени украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. ИА REGNUM публикует текст комментария:

"В последние дни мы являемся свидетелями серьезного обострения ситуации вокруг Приднестровья, чреватого самыми негативными последствиями для урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Прекращение пропуска украинскими таможенниками на границе Украины и Приднестровья грузов, оформленных приднестровской таможней, - это фактически начало блокады Приднестровья со стороны Украины.

Неприемлемо прежде всего то, что молдавская сторона отказывается выполнять соглашения и договоренности, достигнутые ранее в ходе переговорного процесса. В данном случае речь идет о ряде международных соглашений, в том числе и о Московском меморандуме 1997 года, который был достигнут с участием ОБСЕ и закрепил право Приднестровской Молдавской Республики на самостоятельность в вопросах внешнеэкономической деятельности.

Если задача Кишинева и поддержавших его властей в Киеве - спровоцировать экономический кризис и гуманитарную катастрофу в регионе и такими силовыми действиями оказать давление на приднестровскую сторону, - то речь идет о варварстве в политическом и прямом смысле этого слова, которому не должно быть места в современной европейской политике. Показательно, что блокада последовала после того, как 28 февраля молдавская сторона, несмотря на достигнутый определенный прогресс, сорвала переговоры в формате "5+2".

Сложившаяся ситуация требует создания механизма действенных международных гарантий. Рассчитываю, что действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Бельгии Карл де Гюхт во время своего предстоящего визита в Молдавию и Приднестровье уделит и собственно проблеме блокады и теме действенных международных гарантий самое серьезное внимание. Уступив требованиям Кишинева, Киев не просто встал на сторону одного из участников конфликта, но содействовал слому самой основы урегулирования любого конфликта подобного рода: приверженности ранее достигнутым международным договоренностям. Правительство Украины тем самым лишает себя права на роль посредника в этом урегулировании и тем более страны-гаранта и фактически превращается в одного из участников конфликта. Это тем более печально, поскольку в Приднестровье проживает около 70 тысяч украинских граждан и примерно 200 тысяч этнических украинцев. Понятно теперь то упорство, с которым украинские власти отказывались и продолжают отказываться открывать в Приднестровье избирательные участки по выборам депутатов Верховной Рады. Совместимо ли лишение своих сограждан законного права участвовать в выборах с рассуждениями о демократичности современной украинской политической системы - это вопрос, ответ на который всем, по-моему, очевиден.

Россия - страна-гарант в приднестровском урегулировании, и, на мой взгляд, она должна срочно вмешаться в эту ситуацию, причем не только на уровне политических заявлений. В конце концов, в Приднестровье сегодня проживает около 100 тысяч наших сограждан. Нужны конкретные шаги в отношении экономических интересов Молдавии, шаги настолько действенные, чтобы ее руководители вынуждены были объяснять своему населению, почему они своими политическими играми доводят ситуацию до такой точки кипения.

В общем политическом плане поддерживаю лозунг Международной молодежной корпорации "Прорыв!" "Признаете Косово - признайте ПМР!". Идея универсальности косовского сценария получила поддержку президента России Владимира Путина. Это имеет принципиальное значение для всего пространства бывшего СССР. Надеюсь, что российское руководство с этой позиции не отступит.

Но для того чтобы идея независимости Приднестровья получила широкую международную поддержку, сами приднестровцы прежде всего должны продемонстрировать миру то, что вокруг этой идеи в приднестровском обществе существует консенсус, что приднестровцы твердо стоят на этой позиции и готовы конкретными действиями добиваться реального суверенитета. Что же касается международных участников урегулирования, то они обязаны реально обеспечить возврат к уважению ранее достигнутых договоренностей, недопущение рецидивов принуждения, нормальный ход процесса урегулирования в дальнейшем".