Масленичная неделя в украинских СМИ прошла без заметных эксцессов: о газе почти не вспоминали, проблемы флотские как-то незаметно перешли в проблемы лингвистические, избирательная кампания шла по накатанной, социологи выдавали рейтинги, политологи просчитывали конфигурации. Единственным заметным событием стало интервью объявленного в розыск экс-олигарха Игоря Бакая на телеканале "Интер" и последовавшие затем риторические "наручники" от главы МВД Юрия Луценко. Юрий Луценко грозил беглому миллионеру через газету "Зеркало недели", вызывался носить передачи и проявлял сдержанный оптимизм от факта, что потенциальный сиделец "привыкает к обращению "гражданин начальник". Похоже, других поводов для оптимизма Бакай министру не оставил, в результате на допрос был вызван всего лишь журналист "Интера".

"Зеркало", как ему и положено, усматривает скрытую интригу: "Накануне выхода разрекламированного интервью Игоря Бакая телеканалу "Интер" "Наша Украина" сделала упреждающее заявление о том, что находящийся в розыске Игорь Бакай будет обвинять в коррупционных действиях членов партии: Петра Порошенко, Петра Ющенко и Александра Третьякова. Потенциальные разоблачения касались их взаимодействий с компаниями РУЭ и "Петрогаз". Ничего этого мы не услышали, и единственным человеком, в адрес которого были направлены все стрелы беглого бизнесмена и чиновника, стал министр внутренних дел Юрий Луценко. Говорил ли Бакай что-либо о деяниях в газовом бизнесе трех "нашеукраинцев", так доподлинно и не известно. Источники "Зеркало Недели" в "Нашей Украине" утверждают, что говорил. Если это так, то почему эти слова выпали из интервью? На сегодняшний день есть две версии. Первая - Бакаю взамен за молчание пообещали смягчение отношения к нему на Украине. Вторая - прокуратура сработала на упреждение. Ведь, по данным "Зеркало Недели", 2 марта - в день выхода интервью в ночном эфире "Интера", Генеральной прокуратурой (ГПУ) было возбуждено уголовное дело по "Петрогазу". Луценко подтвердил, что дело возбуждено, а лица не названы: "От главы Службы Безопасности Украины (СБУ) мне известно, что еще десять дней назад Служба передала в прокуратуру материалы, а ГПУ возбудила уголовное дело по возможным злоупотреблениям, обнаруженным в действиях компании "Петрогаз" и выраженным в крупных суммах. Но среди учредителей этой компании не числятся те лица, на которые кто-то мог бы намекать. Следовательно, СБУ и прокуратура успели изучить и заняться расследованием этого вопроса до того, как этим мог бы воспользоваться Бакай и кукловоды, которые стоят за ним". Вот, собственно, и вся интрига недели.

В остальном, речь шла о блоках, процентах и рекламных фишках. "Украинская правда" открыла долгоиграющий сериал "Манипуляция сознанием и политическая телереклама - 2006". Итак: "Наша Украина" бьет страхом по памяти: "Основным тезисом телевизионной рекламы провластного блока является недопущение к власти "реваншистов" путем перенесения избирателя в период прошлых президентских выборов. В данном случае актуальными являются методы влияния на память и чувства с помощью слогана "Не предай себя. Не предай Майдан!". Самое главное чувство, к которому апеллируют авторы при осуществлении манипуляций, есть страх. Среди видов памяти самой главной для манипуляций сознанием является эмоциональная память. Лучше всего человек запоминает то, что поразило. Когда информация не подкреплена памятью чувств, она очень скоро стирается. В данной телерекламе создается образ "могучих врагов - бандитов", которые стремятся к реваншу. Для достижения этой цели демонстрируются телевизионные кадры времен предыдущей избирательной кампании, которые должны вызывать в памяти избирателя страх перед их возвращением...и т.д.". Блок Литвина, согласно "теоретикам" из "УП", работает с "условными рефлексами", Кличко и Пинзеник "делают ставку на подсознательное запоминание сумбурной информации", оппозиционеры-"нетаковцы" налаживают контакты путем "присоединения". Народные демократы манипулируют числами, а национал-демократы настаивают на идее собственной неотвратимости. Между тем, авторы "Деловой столицы" комментируют очередную "яйцевую" технологию, столь успешно примененную в президентской кампании: "На прошлой неделе политтехнологи презентовали истосковавшемуся по задорному креативу избирателю новую технологию применения этого замечательного предмета. Юные активисты одной недозревшей партии, прикрывшись художественно выполненным транспарантом "Достаточно демократии. Ядерные отходы уже в Украине", метко обстреляли с высокой гостевой трибуны экологически чистыми яйцами сессионный зал ВР. Как отмечают очевидцы, два из них попали в информационное табло, третье просвистело около уха спикера Верховной Рады. Увы, простой избиратель не оценил столь "продвинутый" наезд на демократию, и беспристрастные социологи по-прежнему констатируют рейтинг "креативщиков" (Партии зеленых - прим. ИА REGNUM) на уровне 0,5%". Юлия Тимошенко бьет яйцо с другого конца: "...яйца, даже куриные, достойны лучшего применения. Дабы продемонстрировать всем желающим это, а заодно и своего любимого лидера, Блок Юлии Тимошенко пригласил избирателя на Масленицу, пообещав незабываемое шоу - сама Юлия Тимошенко печет блины под лубочный рок "Мертвецов из долины смерти" под предводительством Шонна Карра, зятя хозяйки праздника".

Та же "Деловая столица" озаботилась социологией, за месяц до выборов просчитала количество мест каждой из вероятных коалиций и теперь гадает над вариантами конфигураций: имеем две "тройки" - большую и малую. "В первую входят обладатели самых высоких рейтингов - ПР, НСНУ и БЮТ. На конец января за Партию регионов готовы были голосовать 29,9%, за "Нашу Украину" - 18%, за БЮТ - 14,2% избирателей. Вторую группу составляют СПУ с 4,6%, Народный блок Литвина (НБЛ) - 3,8% и КПУ - 3,7%. Принципиальное отличие между двумя группами состоит в том, что рейтинг первой динамично растет и именно к этим трем партиям отойдет большинство голосов, не определившихся избирателей, которых еще достаточно много - 17,2%. Практически это означает, что популярность "регионалов", "нашеукраинцев" и бютовцев к концу избирательной кампании повысится еще как минимум на несколько пунктов".

Самой реальной из коалиций обозреватель "ДС" полагает проект НСНУ-БЮТ-СПУ. "Такая коалиция реально может претендовать на 52-54% мест в ВР. Однако проблема в так называемом личностном факторе. Юлия Тимошенко все еще не приемлет коалиции, которая не изберет ее премьер-министром. Понимая, что ющенковцы категорически против ее возвращения на премьерскую должность, г-жа Тимошенко пытается надавить на бывших соратников через "оранжевый" электорат, который, по ее замыслу, должен остановить НСНУ "від зради Майдану" - договора с "регионалами". "Наша Украина" в ответ вытянула на свет предложение г-жи Тимошенко месячной давности, в котором она предлагала создать коалицию на принципах "премьера предлагает блок - лидер коалиции". Но тогда БЮТ опережала НСНУ в избирательных рейтингах, а при третьем месте эта формула для г-жи Тимошенко уже неприемлема. Поэтому Юлия Владимировна якобы предложила дополнить этот принцип несколькими, априори неприемлемыми для НСНУ пунктами, как-то: денонсация газовых соглашений, расторжение договора о сооружении ядерного могильника на территории ЧАЭС, наказание лиц, причастных к коррупции и обвиненных в экономических преступлениях и, конечно же, табу на соглашения с Партией регионов. Пока создание "оранжевой" коалиции с премьером-"нашеукраинцем" - единственный шанс для соратников Виктора Андреевича сохранить президентские полномочия, доставшиеся от Леонида Кучмы: только лояльный к г-ну Ющенко премьер способен заблокировать политреформу, де-факто отказавшись от власти в стране в пользу президента. Поэтому для НСНУ так важна коалиция с БЮТ и СПУ. Правда, есть и еще один вариант разрешения ситуации: миссию сохранения президентских полномочий возьмет на себя г-жа Тимошенко. Но "нашеукраинцы", судя по всему, пока не готовы так довериться даме".

Второй вариант - союз нашеукраинцев с регионалами, - по версии политологов едва ли не самый вероятный: "По слухам из штаба Партии регионов, именно такая конфигурация коалиции наиболее импонирует лидеру "регионалов" Ринату Ахметову, вхожему к главе государства. Правда, сторонников Виктора Андреевича не устраивает предложенный принцип формирования коалиции под донецкого премьера (в обмен должности в правительстве под "нашеукраинцев"). Во-первых, в этом случае ющенковцы теряют контроль над конституционной реформой, во-вторых, со временем "регионалы" могут попытаться переформатировать коалицию, предложив, скажем, в 2007 г. войти в состав большинства иным партиям. Так что эту модель "нашеукраинцы" могут принять только от безысходности в переговорах с БЮТ. Тем более что НСНУ куда больше устраивает донецкий премьер, чем Юлия Владимировна". И, наконец, третий вариант - совсем уж от безнадеги: "Если на протяжении двух-трех недель от начала деятельности парламента следующего созыва Партия регионов не создаст большинство с "Нашей Украиной", то в последующие несколько недель "регионалы" наверняка объединятся с БЮТ. При этом объединение двух сил гипотетически возможно даже без согласия Юлии Тимошенко. Согласно законодательству свои решения фракция принимает коллегиально, большинством голосов. А в проходной части списка Юлии Владимировны немало бизнесменов, выложивших огромные деньги для прохождения в ВР. И если возникнет вопрос о роспуске законодательного органа с последующими перевыборами, то предприниматели могут сформировать свое большинство во фракции БЮТ и проголосовать за объединение с "Регионами"".

Впрочем, автор киевского "Профиля" полагает, что за разговорами о создании коалиций стоят не более чем PR-просчеты: "Ровно за четыре недели до голосования стало понятно, что переговоры о создании поствыборной коалиции используются её потенциальными участниками сугубо в рамках их собственных PR-кампаний. И трижды правы те, кто рассчитывает только на себя. Они - к примеру, Партия Регионов и СПУ - утверждают, что будут договариваться только после выборов, когда станет понятен расклад сил в новом парламенте. Зато вчерашняя слава "героев Майдана" не даёт спокойно спать лидерам "Нашей Украины" и БЮТ. Их навязчивое стремление вернуть колер поблёкшим партийным знамёнам приобретает порой политически нездоровые формы. Если отбросить словесную мишуру, то смысл противоречий между "бютовцами" и "нашеукраинцами" можно выразить в следующем: борьба идёт за право оперативного управления парламентским большинством и подконтрольным ему правительством начиная с весны 2006 года и на весь срок полномочий парламента пятого созыва".

Идею о PR-лицемерии нашеукраинцев в ходе разговоров о коалициях в свое время высказал экс-глава СБУ и "правая рука" Юлии Тимошенко Александр Турчинов по ходу теледебатов с Романом Бессмертным: "Верный соратник Юлии Тимошенко поднапрягся и выдал идею, что "Наша Украина" использует переговоры в качестве собственного пиара. Роман Петрович тоном психоаналитика заявил, что Блок Ющенко ради коалиции согласен "проглотить" любые обиды со стороны партнеров и снова начать сближение с майданными партиями". Комментарий к теледебатам "Киевский телеграф" озаглавил "Без обид", идея в том, что коалиции ради "Наша Украина" готова простить оппонентам все! ""Наша Украина", судя по всему, будет развивать тему "неамбициозных политиков", которые не ставят личные обиды во главу угла. Это отлично сочетается и с "христианской политикой" самого Президента, и с настроениями избирателей, которые хотят видеть майданные партии в одном блоке".

Сайт "Экономика" заявил 3 марта, что готов выдать поименный списочный состав будущего парламента и сделал это. "Парламент обновится приблизительно на 55%, - полагают здесь, причем большинство новых депутатов будут представителями бизнеса. И, как это ни парадоксально, в новой Раде нашлось мало мест для представителей крупного бизнеса, заработавших свой капитал, находясь в фаворе у бывшего президента Леонида Кучмы, в частности, Виктора Пинчука". Эксперты "Экономики" не формируют коалиций, зато твердо знают, кого в ВР-2006 не будет, кто не сможет повлиять на выбор премьер-министра, а у кого, напротив, будет "золотая акция": "Мы не будем анализировать возможность и необходимость создания коалиции между теми или иными силами, оставив это для политологов. Но рассчитанные нами цифры могут облегчить этот анализ. Мы же кратко констатируем, что самыми влиятельными силами в Раде станут ПР, НУ и БЮТ. И, не смотря на это, Регионы выглядят в парламенте мощным, но одиноким блоком, потому как практически ни одна из проходных партий не готова сейчас вступать в коалицию с Виктором Януковичем. "Наша Украина" растеряла свои позиции за прошедший год, при этом 98 голосов - это серьезный ресурс, ведь достаточно вспомнить, что вплоть до президентских выборов НУ находилась почти в таком же количественном составе и могла блокировать многие решения Рады. Кроме того, скорее всего, НУ обязательно будет поддержана Порой-ПРП и, возможно, СПУ и Блоком Литвина (по некоторым позициям). А вот Тимошенко еще никогда не обладала таким ресурсом - 92 мандата. Поэтому она фактически стала на одну ступень с пропрезидентскими силами. В итоге самым непредсказуемым игроком становится Компартия, которая со своими 27 голосами будет противостоять всему парламенту вместе взятому. И, похоже, на пять лет Украина попрощается с СДПУ(о) (или ее новым брендом - блоком "Не ТАК!") - одной из самых заметных политических, ныне - оппозиционных сил последнего времени. Социал-демократы были бы солидным подспорьем Партии регионов. Не попадут в ВР такие политики и их партии (по некоторым данным - проекты Пинчука), как Наталья Витренко, явно тяготеющая к коммунистам, и Инна Богословская, изобретшая очередной, но непроходной вариант "третьей силы". Вероятно, не будет в Раде и блока Юрия Костенко и Ивана Плюща - двух ярких политиков, которые наверняка стремились бы к пропрезидентским силам. Что же касается будущего премьер-министра и парламента, который в результате политреформы получит больше полномочий, то наиболее точный прогноз еще год назад огласила Юлия Тимошенко, заявив, что власть будет сосредоточена в руках "восьми лидеров фракций". Не исключено, что таких будет не восемь, а семь, причем не все из них смогут повлиять на выбор премьера. Кресло главы правительства будут делить три-четыре фракции, каждая из которых имеет свои премьерские амбиции. Оттого премьериада выглядит куда интереснее, чем выборы в ВР".