В Кабардино-Балкарии "списки экстремистов" составляют учителя школ
Кабардино-Балкария, 2 марта, 2006, 10:57 — ИА Регнум. В Кабардино-Балкарии новые списки "ваххабитов" составляют в средних школах, техникумах и вузах, передает корреспондент ИА REGNUM. К составлению "черных списков" привлекается персонал учебных заведений. В частности по данным источника ИА REGNUM в МВД республики полные списки получены из всех учебных заведений Нальчика, "указанные в списках лица находятся в разработке, как потенциальные сторонники экстремистских течений. Их более 5000 ", - сказал источник ИА REGNUM.
Среди попавших в черный список дети практически из всех школ Нальчика.
Двое из них - 14-летние мальчики (ИА REGNUM не называет их имен и номера школ из соображений безопасности) рассказывают, что с ними разговаривали сначала классные руководители, директора школ, потом вызывали в школу родителей, а потом их самих забрали с уроков в милицию, долго спрашивали, фотографировали и сняли отпечатки пальцев. Мальчики думают, что попали в списки из-за того, что несколько раз делали намаз в школе под лестничным пролетом. Директор просил родителей повлиять на детей, чтобы те перестали ходить в мечети и совершать намаз "потому что у школы из-за них большие проблемы".
В беседе с корреспондентом ИА REGNUM директор одной из школ Нальчика объяснил, что получил приказ наблюдать за учащимися, опрашивать детей и составлять списки тех, кто верит и молится. И соответствующее распоряжение дал персоналу школы.
17-летний ученик профессионально-технического училища в Нальчике Хаджимурат Дорогов согласился рассказать корреспонденту ИА REGNUM о том, какого рода беседу с ним провели сотрудники ОВД №2 города Нальчика.
"Меня вызвал завуч и сказал, что пришли из милиции, поговорить со мной ", - рассказал Хаджимурат корреспонденту ИА REGNUM. - "Меня отвели в кабинет, где были следователь 2-го отдела и участковый. Они сказали, что зададут мне несколько вопросов, и я должен ответить. Я сказал, что не хочу отвечать на вопросы. Тогда следователь пригрозил, что доставит меня в отдел и там будут со мной не так мягко говорить. Я ответил, что это незаконно, потому что я несовершеннолетний. Они очень настаивали, и я согласился отвечать на их вопросы. Все мои слова они записывали на бумагу, а в конце дали расписаться мне".
Хаджимурата Дорогова спрашивали, правда ли, что его двоюродный брат погиб в числе мятежников в октябре прошлого года, кому больше симпатизирует мальчик - правоохранительным силам или восставшим мусульманам, делает ли он намаз, фотографировал ли он когда-нибудь здание училища снаружи или внутри.
Мальчик рассказывает, что ответил на все вопросы, кроме одного: на чьей стороне его симпатии? На этот вопрос Хаджимурат Дорогов ответить отказался.
"То, что происходит в школах с детьми и поведение учителей в этой ситуации - вопиющее беззаконие!" - комментирует в интервью корреспонденту ИА REGNUM мать Хаджимурата
" У меня хранятся сотни жалоб в прокуратуру с документами судебно-медицинской экспертизы о побоях и пытках в милиции. Так последние несколько лет поступали в милиции с теми молодыми людьми, кто был в первом "черном списке". Прокуратура не приняла к рассмотрению ни одну из их жалоб. Сколько раз они писали президенту России! Никто их не защитил. Мы видели какой трагедией это закончилось. Теперь на наших глазах составляют новые списки. Для чего? Мой сын, как и тысячи других детей, оказался в поле внимания милиции И самое страшное: некуда пожаловаться. Мы лишены гражданских и конституционных прав. И наших детей ставят вне закона".
О положении вне закона говорят и вдовы погибших участников октябрьского мятежа. У многих из них есть маленькие дети. Женщины рассказывают, что социальные службы без объяснений отказывают им в выплате детских пособий. Прокуратура отказывает в выдаче свидетельств о смерти, уже выданные свидетельства признаны недействительными. Большинство близких родственников погибших мятежников потеряли работу за прошедшие четыре месяца и остались без средств к существованию.
"Наших невесткок заставляют писать расписки, что они не собираются стать шахидками. Кому такое придет в голову: в исламе самоубийство - страшный грех. Кроме того, у них у всех по двое-трое маленьких детей. Это провокация", - сказала корреспонденту ИА REGNUM нальчанка Эмма Шердиева. 24-летний сын Шердиевой Рустам Нафедзев был ранен во время октябрьского нападения на силовые структуры и скрывался в подвале частного дома. После анонимного звонка в милицию подвал забросали гранатами.
Объяснительные записки о том, что не собираются стать шахидками написали не только Нальчикские вдовы и матери, но и жительницы Зольского района. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказала мать одного из погибших мятежников Зоя Афаунова.
Все изложенные в данном материале факты проверены в ходе собственого расследования корреспондента ИА REGNUM. Северокавказская редакция ИА REGNUM располагает письменными заявлениями учащихся и их родителей. Мы расчитываем получить комментарии по фактам, изложенным в публикации, из официальных структур Кабардино-Балкарии.