Минэкономразвития разработал и готовит к выпуску пакет документов, направленных на стабилизацию цен на нефтепродукты внутри России и стимулирование качества бензина. Об этом 28 февраля сообщил заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Александр Гладков, выступая на круглом столе в Совете Федерации о качестве и ценообразовании моторного топлива.

Как передает корреспондент ИА REGNUM, Гладков отметил, что розничные цены на бензин практически не связаны с оптовыми, и когда в конце прошлого года оптовые начали снижаться, на розничных ценах это никак не отразилось. Структура розничной цены включает солидную налоговую составляющую: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, акциз, доля которого особенно значительна.

В качестве одной из мер предлагается изменение НДПИ: для новых месторождений в Восточной Сибири и на шельфе ввести некий период, в течение которого НДПИ взиматься не будет, для выработанных на 80-85% месторождений ставка налога будет понижена. Это, с точки зрения, МЭРТ позволит увеличить общий объем добычи нефти и создаст достаточную для производства нефтепродуктов базу.

Следующая из пакета мер - изменение акцизов в зависимости от качества нефтепродукта. Минпромэнерго, отметил Гладков, подготовил законопроект о разделении бензина на классы в зависимости от качества (при сохранении существующей классификации в Налоговом кодексе на бензины до 80, после 80 по октановому числу и дизельный). "Это приведет к стимулированию производства бензина более высокого качества, так как мы будем снижать акцизы для тех, кто попадет в более высокий класс", - сказал он. По его словам, в третьем базовом классе ставка акциза может составить, к примеру, 3600 руб. При выполнении определенных условий, например, снижении в составе бензина серы, свинца, ароматики, производитель может перейти во второй класс с более низкой ставкой и, тем самым, получить дополнительный доход. Впрочем, законопроект находится в стадии разработки, и поэтому не внесен в правительство, уточнил чиновник. Он отметил, что, пытаясь удержать рост цен на бензин, МЭРТ в 2006 г. оставил ставку акциза на уровне прошлого года. Между тем, по информации начальника управления нефтяной промышленности Росэнерго Вадима Рыбина, рост акцизов с 2004 г. по 2005 г. составил 96%. Гладков сообщил, что по предложению Минфина, которое, скорее всего, будет поддержано, акциз будет снова уплачивать завод, а не розничный продавец как сегодня.

Предусмотрена также такая мера для повышения прозрачности ценообразования как биржевая торговля нефтью.

По данным МВД, налоговых служб, приведенным начальником отдела Минпромэнерго Михаилом Соловьевым, объем фальсифицированного бензина на рынке достигает 30%. Одно из решений проблемы, по мнению представителя МЭРТ, - отмена ввозной таможенной пошлины на оборудование для нефтепереработки. Он подчеркнул, что средняя глубина переработки нефти по России 70%, в то время как в Европе этот показатель доходит до 95%. "Основная масса заводов имеет изношенное оборудование. Из 25 НПЗ только 11 обладают оборудованием, способным увеличивать переработку до средней степени глубины. Качественного бензина мало производится. Разделяю мнение нефтепереработчиков, что переоборудование - неотложная необходимость", - сказал он. В Минпромэнерго полагают, что надо устранить анонимность происхождения бензина на автозаправках. По словам Михаила Соловьева, проблему некачественного бензина можно решать путем установления обязанности автозаправщиков информировать покупателей о происхождении бензина и контролировать его качество.

По данным Росстата по состоянию на 30 декабря 2005 г. рост цен у производителей бензина в среднем по России составил 8,3%, на 92-ой бензин - 14,5%, на дизельное топливо - 19,5%. Общая сумма налоговых изъятий составила около 50%, а по некоторым видам бензина еще больше. По словам Вадима Рыбина из Росэнерго, рост цен на светлые нефтепродукты в прошлом году происходил на фоне увеличения поставок топлива на внутренний рынок. Основными причинами такого роста, заметил он, стали увязка НДПИ с мировой ценой на нефть, несовершенство налогового и таможенного законодательства, рост тарифов на транспорте и на электроэнергию, рост потребления моторного топлива.